Новости по теме

Уголовные дела против членов E.N.O.T. Сorp.

Членов E.N.O.T. Сorp. обвиняют в бандитизме, вымогательстве, кражах и грабежах.


В 2018-2019 годах был арестован ряд членов националистической военизированной группы E.N.O.T. Сorp. (ENOT corp., ЕНОТ, Единые народные общинные товарищества), ставшей известной благодаря активному участию в вооруженном конфликте на Донбассе в 2014-2015 годах. 


В конце августа 2018 года в Краснодарском крае были арестованы члены ENOT Сorp. Василий Минчик и Денис Карабан. Позже был задержан лидер организации Роман Теленкевич и в феврале 2019 года доставлен в Краснодар. К октябрю 2019 года были задержаны офицеры ФСБ Александр Мрищук и Антон Барякшев и еще восемь «енотов». К ноябрю 2019 года арестованных было 11 человек.​ Эти аресты были произведены в рамках двух больших уголовных дел. И мы решили суммировать имеющуюся информацию по этим делам.


По сообщениям СМИ, члены E.N.O.T. Сorp. были оформлены как технические специалисты ФСБ и помощники следователя Московского межрегионального следственного управления на транспорте Следственного комитета (ММСУТ). В этом качестве они участвовали в проведении обысков, борьбе с ОПГ, контртеррористических операциях и рейдах, проводили исследования компьютерной техники.

В 2016 году «еноты» активно стали взаимодействовать с майорами Александром Мрищуком и Антоном Барякшевым – оперуполномоченными УФСБ по Москве и области. Майоры занимались разработкой контрабандистов, поставлявших в Россию бытовую электронику в обход таможни. «Енотов» привлекали к оперативно-розыскным мероприятиям в качестве понятых, технических специалистов и представителей общественности. В результате совместной работы Мрищука, Барякшева и «енотов» были привлечены к уголовной ответственности контрабандисты Владимир Аристархов и еще семь человек. В декабре 2016 года оперативная группа Мрищука провела обыск в доме Аристархова и изъяла электронику. В домах других членов группы контрабандистов также была изъята техника и направлена на хранение как вещественное доказательство. «Еноты» Иван Коваленко, Алексей Коновалов, Михаил Максимов и Олег Очеретной участвовали в качестве представителей общественности, привлеченных Барякшевым. Согласно данным СМИ, «еноты» выполняли в этой операции роль спецназа. В 2019 году Люберецкий городской суд приговорил Аристархова и его сообщников по ст. 194 УК (уклонение от уплаты таможенных платежей) к судебным штрафам. Они были осуждены за то, что организовали незаконную схему доставки в Россию бытовой электронной техники из Европы и США в международных посылках якобы для частных лиц. Часть ввезенных в Россию гаджетов хранилась дома у Аристархова в деревне Черной Московской области и у других фигурантов дела контрабандистов.

В 2019 году Владимир Аристархов, Антон Марченко и Александр Оголев заявили в правоохранительные органы о том, что в ходе оперативно-розыскных мероприятий из их домов исчезла техника, не внесенная в протокол, и деньги. По данным СМИ, «енотам» вменялось разбойное нападение на дом Аристархова, где во время операции пропали четыре миллиона рублей, нападение на курьера Аристархова возле комплекса «Самосклад», где похитили 1,8 миллиона рублей, а также кража гаджетов во время оперативно-розыскных мероприятий в офисе бизнес-центра Loft Ville на сумму более миллиона рублей.

Другое уголовное дело связано с нападением двух «енотов» в августе 2018 года на дом жителя Туапсе (Краснодарский край) Петра Супонева. У Супонева был земельный спор с соседом – академиком РАН Михаилом Пальцевым. Поскольку конфликт затянулся, академику вызвался помочь знакомый – Андрей Молокоедов, работавший советником директора Научного центра иммунологии МГУ. Молокоедов обратился к Теленкевичу, который направил на разборку с Супоневым Карабана и Минчика. Прилетев из Москвы в Туапсе, они проникли с применением силы в дом Супонева и пригрозили ему расправой.

«Еноты», по данным следствия, также угрожали и директору АО «Мираксбиофарма» Вадиму Друху, от которого требовали, чтобы он отказался от занимаемой должности.


В июне 2020 года Туапсинский райсуд Краснодарского края приговорил бывшего военнослужащего и члена ENOT corp. Дениса Карабана по ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство), ч. 2 ст. 127 УК (незаконное лишение свободы) и ч. 1 ст. 139 УК (нарушение неприкосновенности жилища) к восьми годам лишения свободы с отбыванием в колонии строгого режима. Денис Карабан признал вину в вымогательстве, обвинение в участии в ОПС (ст. 210 УК) из его дела исключено.

29 июня 2021 года тот же суд приговорил жителя Москвы и члена ENOT corp. Владимира Морозова по ч. 2 ст. 210 УК (участие в преступном сообществе, созданном в целях совместного совершения одного или нескольких тяжких и особо тяжких преступлений) и п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство, с применением насилия, организованной группой, в целях получения имущества в особо крупном размере) к лишению свободы на срок 10 лет и 6 месяцев со штрафом в размере 250 тысяч рублей с ограничением свободы на 1 год и 6 месяцев с отбыванием наказания в колонии строгого режима. (Морозов вошел в состав группы «Е.Н.О.Т.» в ноябре 2016 года. В группе он был «кассиром», задачами которого являлись хранение добытых денег и распределение их по указанию руководителя между участниками организации).

В мае 2020 года Туапсинский районный суд Краснодарского края приговорил члена ENOT corp. Василия Минчика по ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство), ч. 2 ст. 127 УК (незаконное лишение свободы) и ч. 1 ст. 139 УК (нарушение неприкосновенности жилища) к четырем годам колонии строгого режима. В феврале 2022 года 2-й Западный окружной военный суд признал Минчика виновным по ч. 4 ст. 162 УК (разбой), в качестве окончательного наказания Минчик получил шесть лет колонии строгого режима.

23 марта 2022 года Кунцевский районный суд Москвы приговорил лидера ENOT corp. Романа Теленкевича по ч. 1 ст. 210 УК (организация преступного сообщества), ч. 1 ст. 119 УК (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью) и п.п. «а», «б» ч. 3 ст. 163 УК (вымогательство) к 13 годам колонии строгого режима. 24 ноября 2022 года Московский городской суд оставил приговор Теленкевичу без изменений. На стадии следствия Теленкевич признавал вину в вымогательстве, однако 17 июня в ходе допроса в суде по делу Карабана он отказался от своих показаний, и заявил, что признания были сделаны под давлением следователя.


На август 2022 года под следствием находились еще несколько членов ENOT corp.: Иван Коваленко, Алексей Коновалов, Михаил Максимов (ранее Комоляткин) и Олег Очеретный. Их обвиняли в участии в организованном преступном сообществе, разбоях и краже. Очеретному вменяли также угрозу убийством.

(31 января 2022 года Кунцевский районный суд Москвы вынес приговор бывшему советнику директора Научного центра иммунологии и молекулярной биомедицины биологического факультета МГУ им.Ломоносова кандидату психологических наук Андрею Молокоедову. Он был приговорен к 14 годам 6 месяцам колонии строгого режима. Молокоедов был признан виновным в создании организованного преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК), вымогательстве (ч. 3 ст. 163 УК) и угрозе убийством (ст. 119 УК). От наказания по ст. 119 УК подсудимый был освобожден в связи с истечением срока давности. 28 ноября 2022 года приговор был отменен, а дело возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который проведет повторное слушание в ином составе. Майор Барякшев был приговорен 27 июля 2022 года Московским гарнизонным военным судом к шести годам колонии строгого режима за разбой и кражу, а дело майора Мрищука на август 2022 года было еще не закончено.)


Напомним, что E.N.O.T. Corp — созданная в 2014 году военизированная группа, принимавшая участие в военном конфликте в Украине (в некоторых источниках E.N.O.T. ошибочно назван ЧВК). E.N.O.T. позиционировал себя как консервативное объединение, основывающее свою идеологию на православном христианстве и русском национализме. Основатели группировки, Роман Теленкевич и Игорь Мангушев, были связаны с ультраправыми организациями «Народный собор» и «Светлая Русь».


Напомним также, что 7 ноября 2018 года в Рязани ФСБ задержала нескольких участников ENOT corp. Неизвестно точное число задержанных и в чем их подозревали, однако сообщалось, что всех их отпустили спустя несколько часов.