Новости по теме

В Музее Сахарова прошла дискуссия о ст.282 УК РФ

29 ноября 2011 года в Москве в Музее и общественном центре «Мир, прогресс и права человека» им.А.Д.Сахарова состоялась дискуссия на тему «282 статья УК: В какой степени оправдывает борьба с ксенофобией ограничение свободы слова?», в которой участвовали директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский и журналист радио «Свобода» Юрий Васильев. Вел мероприятие директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский.

Директор центра «Сова» рассуждал о проблемах баланса таких ценностей, как свобода выражения и защита равноправия граждан. Частью этой проблемы является распространенная везде в Европе криминализация «подстрекательства к ненависти». А.Верховский выступил с критикой состава ст.282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) в ее нынешнем виде. В частности, он считает нужным декриминализовать «унижение человеческого достоинства» по групповому признаку, изъять или максимально конкретизировать понятия «социальная группа» и «происхождение» в составе статьи, внести обязательный признак совершения призыва к преступным действиям.

Однако А.Верховский выступил против полного изъятия статьи из Уголовного кодекса, т.к. по крайней мере публичное подстрекательство к совершению серьезных преступлений по мотиву ненависти по расовому, религиозному и т.п. признакам должно преследоваться (в том числе и согласно международным обязательствам России).

По мнению выступавшего, примерно то же относится и к ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), отсылающей к предельно широкому определению экстремизма, записанному в соответствующем законе.

Журналист радио «Свобода» Юрий Васильев также выступил с резкой критикой статьи. По мнению оратора, честнее было бы отменить статью в ее нынешнем виде, а отдельные переформулированные ее части перенести в другие статьи УК РФ.

Затем оба выступавших ответили на вопросы и комментарии собравшихся. Дискуссия касалась таких вопросов как правомерность преследования по этой статье, адекватность приговоров,  проблема проведения экспертиз, блокирование доступа к интернет-сайтам, административные преследования (в частности существование «Федерального списка экстремистских материалов») и т.д.