Новости по теме

Юрий Петухов не смог оспорить антиэкстремистское законодательство в Конституционном суде России

В 2007 году писатель Юрий Петухов обратился в Конституционный Суд России с требованием признать не соответствующими целому ряду статей Конституции России положения статей 1 и 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности", устанавливающие перечень основных понятий, применяемых для целей данного Федерального закона, и определяющие ответственность за распространение экстремистских материалов.

Обращение было связано с тем, что 5 февраля 2007 года Перовский районный суд города Москвы признал две его книги ("Четвертая Мировая. Вторжение. Хроника оккупации Восточного полушария" и "Геноцид. Общество истребления. Русский Холокост") экстремистскими материалами, и 20 марта 2007 года судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда подтвердила правомерность этого решения. (По состоянию на август 2009 года книги до сих пор в Федеральный список экстремистских материалов не внесены).

Юрий Петухов настаивал на том, что неопределенность понятий, заложенных в ст.ст. 1 и 13 ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", ограничивают его "права на свободу совести, мысли и слова, литературного, художественного творчества, права иметь и свободно распространять свои убеждения".

Однако 18 декабря 2007 г. КС России отказал Ю.Петухову в принятии жалобы к рассмотрению. Поскольку в деле Ю.Петухова КС усмотрел санкции именно за расистскую пропаганду ("Как следует из судебных решений, принятых по делу Ю.Д. Петухова, суды применили оспариваемые заявителем законоположения в части, запрещающей распространение экстремистских материалов, связанных с возбуждением социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропагандой исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии"), КС счел возможным не рассматривать все определение экстремизма, данное в ст.1 закона, а ограничиться только констатацией факта, что "Конституция Российской Федерации, гарантируя свободу мысли и слова, также запрещает пропаганду, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, и таким образом оспариваемые положения не противоречат Основному закону. Установление же правомерности запрета конкретных материалов принадлежит к компетенции судов общей юрисдикции.

Полный текст определения КС России см. в разделе "Документы государственных органов"

Определение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 940-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Петухова Юрия Дмитриевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 1 и 13 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" // Официальный сайт Конституционного суда Российской федерации.

Ссылки на данную статью [2]