Новости по теме

Доклад "О русофобии явной и мнимой"

19 октября 2005 года в Москве состоялась презентация доклада Московского бюро по правам человека (МБПЧ) на тему: "О русофобии явной и мнимой". Доклад Семена Чарного был "посвящен фактам дискриминации русского населения России и спекуляциям на понятии "русофобия".

Автор доклада озабочен тем, что "национализм этнических меньшинств фактически отдается на откуп "профессиональным патриотам", делающим на этом политическую карьеру и запугивающим граждан России апокалиптическими картинами".

"Наиболее заметным проявлением подобного национализма стала дискриминация при кадровых назначениях в национальных республиках в составе России. Практически везде в этих регионах верхний слой назначенцев составляют исключительно представители титульной нации. Во многих республиках полуофициально провозглашалась линия на "коренизацию" руководящих кадров", - сообщается в докладе. Автор приводит примеры подобного национализма в Татарстане и в Адыгее.

"Практически в каждой национальной республике существует группа интеллектуалов, чье творчество пронизано нелюбовью к "имперской России", - сообщает автор доклада, - содержит обвинения в адрес российских властей в продолжающемся до настоящего момента геноциде/ущемлении прав данного народа. При этом обвинения часто переносятся с российских/советских властей на весь русский народ, изображаемый в черных красках. Классический пример подобной организации - Татарский общественный центр (ТОЦ).

В докладе также сообщается, что "в ряде национальных республик фактически произошла "коренизация" школы с вытеснением русского языка и преподаванием на языке титульной нации. В Татарстане татарскому языку отведено 6 часов, русскому - 4. При этом учителям татарского языка платятся дополнительные надбавки, а учителям русского - нет. Все это регулируется "Национальной доктриной развития образовательно-воспитательных систем в Республике Татарстан", разработанной в 2000-м году Институтом истории АН Татарстана.

В Башкортостане представителям титульного народа отдается приоритет при защите кандидатских и докторских диссертаций. В результате представители других национальностей вынуждены выезжать для получения ученых степеней в другие регионы России.

В докладе представлены также факты "низовой" русофобии, свойственной, по мнению автора, в основном активистам националистических организаций.

Другой очаг "национализма меньшинств", - сообщается в докладе, - находится в национальных республиках Сибири и Дальнего Востока - Якутии, Туве, Горном Алтае. В 1990-е в ходе социологических опросов была зафиксирована высокая солидаризация по этническому принципу и повышенная, в сопоставлении с другими регионами, "готовность к любым действиям во имя интересов своего народа".

18 августа 2005 г. была сожжена Свято-Пантелеймоновская церковь в селе Балыктуюль Улаганского района Республики Алтай".

"В настоящее время ответный национализм - реально существующее явление. Однако его размеры и возможность влияния на ситуацию в регионах многократно преувеличены "патриотической" печатью, создающей у своих сторонников "синдром осажденной крепости". Впрочем, рост "национализма меньшинств" вполне может начаться - как ответ на рост русского национализма, провоцируемого во многом как реально существующими проблемами, так и безответственными публикациями в СМИ. Кроме того, местный национализм может широко использоваться региональными элитами в случае ослабления центральной власти", - говорится в докладе.

В заключение автор доклада предлагает следующие меры для решения проблем: должна быть прекращена крайне опасная для безопасности и единства государства практика назначения руководящих кадров по национальному (клановому, земляческому) признаку. В регионах должна быть проведена унификация законодательства для соответствия его законодательству федеральному.

Сотрудники правоохранительных органов должны в полной мере использовать существующее законодательство для борьбы с активистами радикальных группировок, пропагандирующими национальную ненависть.

В обязательном порядке должен быть проведен пересмотр школьных программ и учебников, формирующих чувство превосходства одного народа над другими. В школах и вузах требуется введение специальных программ по развитию толерантности, межнационального диалога. Одновременно... должны быть приняты меры по оздоровлению данных территорий, открытию новых рабочих мест, полноценных досуговых и культурных центров.