Александр Колесников о национализме и политических силах

В этом сезоне осень—зима в моде кокошники и косоворотки, кавказофобия и антисемитизм. Слышишь, на улице где-то одинокая бродит гармонь и легонько тянет водочным перегаром — значит, близятся выборы. И у каждой политической силы — свой «русский марш».

Появились даже либералы-националисты, побывавшие на фестивале «Последняя осень». Вспомнил, с чего начинал, Алексей Навальный. Пытался рыпаться Дмитрий Рогозин, однако его держат в границах приличия: как высокопоставленный государственный чиновник, он знает, что главный националист у нас — руководство страны. Оно само способно аптекарски точно дозировать националистические инъекции, позволяющие получить нужное число голосов. На подстраховке — проверенная ЛДПР с лозунгом «Мы за русских» (раньше было: «Мы за бедных, мы за русских!», а понадобилось бы — вышли бы со слоганом «Мы за евреев, мы за богатых!»). Сколько-нибудь радикально настроенный деклассированный элемент проголосует за ЛДПР — и не пойдет на очередную Манежку, пар будет выпущен. Те, кто боится погромов, в логике более чем столетней давности «Вех» проголосуют за партию власти: «…власть… одна своими штыками и тюрьмами еще ограждает нас от ярости народной». Она и ограждает, правда, прежде всего себя — тень Манежки напугала не меньше «цветных» революций. Вот как раз вчера на лидера «Славянской силы» Демушкина завели второе за эту неделю уголовное дело. С начала года, по данным центра «Сова», было вынесено 43 приговора за расистское насилие — это больше, чем обычно.

Конечно, мимо тренда сезона, идя навстречу пожеланиям трудящихся, не могла прошагать КПРФ, чьим единственным ноу-хау до последнего времени оставался сталинизм. Возвращение графы «Национальность», более известной как «пятый пункт», в паспорта и внесение в Конституцию положения о «государствообразующем статусе» русского народа — не то чтобы предвыборные инновации от коммунистов, но по крайней мере основа предвыборной позиции. Ничего принципиально нового здесь нет. Лишь внешне кажущаяся причудливой смесь коммунизма, русского национализма и имперской идеи всегда была фирменным знаком нашего многострадального отечества. Еще в романе «Пнин» Владимира Набокова описан тип иностранного симпатизанта советской власти: «Только другой русский мог понять, какую реакционно-советофильскую смесь являли собой псевдокрасочные Комаровы, для которых идеальная Россия состояла из Красной Армии, помазанника Божия, колхозов, антропософии, Православной Церкви и гидроэлектростанций». Даже КПСС была партией государственного антисемитизма, но и она не ставила во главу угла тему «государствообразующего народа» — иначе СССР развалился бы куда быстрее, чем это произошло в действительности. Больше того, наиболее радикальные сторонники таких позиций сидели в лагерях вместе с литовскими, армянскими и прочими националистами.

Правда, «пятый пункт» на хлеб не намажешь, и многие националисты предпочтут, как обычно, уличную активность или голосование за ЛДПР. А на улицах и около урн их поджидает действующая власть. Так что не вполне ясно, насколько богатый урожай соберут наши «пролетарские интернационалисты» на своей ксенофобии.

Понятно, что партии, идущие на выборы, отнюдь не гасят национализм, а, подхватывая волну, лишь подогревают националистические настроения. Но вот что важно. В 2002 году «никогда не чувствовали враждебности к гражданам иной национальности» 60% респондентов, а в 2011 году их уже меньше — 50%. Общественное мнение рассматривает как главную причину национализма вызывающее поведение граждан иной национальности: сегодня так думают 44% респондентов, а в 2002-м таковых было всего 25%. Но при этом вполне очевидно, что уж поклонников радикального национализма, да еще готовых в массовом порядке голосовать за что-то, напоминающее фашизм, не так уж много. И если не «расчесывать» тему, а искать пути решения проблемы, особенно с миграцией, националистические настроения можно держать в узде.

А вот опрос на сайте «Новой»: в соотношении где-то 60% на 35% наши интернет-читатели полагают, что либеральные силы могут сотрудничать со «здравыми» националистическими силами.

Есть только один нюанс: покажите мне хотя бы одну «здравую» националистическую силу, которая бы либо не спекулировала на теме, либо не разжигала погромные настроения. Поиски «здравых» националистов — это все тот же самый русский народный танец на граблях…