Павел Святенков о механизмах ассимиляции

28 июня 2007 г. в газете "Взгляд" была опубликована статья Павла Святенкова "Кино против Кондопоги", в которой автор призывает государство срочно задуматься о механизмах ассимиляции "нерусских" россиян.

"Глупо отрицать, что как на российском Северном Кавказе, так и в ныне независимом Закавказье царят иные, непривычные нам нравы. И потому люди из этих регионов, волей судеб оказавшиеся в Москве и других крупных российских городах, нуждаются в том, чтобы им объяснили, как себя вести". Однако необходимое "объяснение" - это не скинхед с арматурой и не милиционер, проверяющий документы только из-за того, что человек визуально выделяется в толпе "кавказской внешностью". "Объяснение" - это серьезный механизм государственной пропаганды, направленной как на самих "кавказцев", так и на враждебное им "большинство". А из задачи "объяснения" вырастает и более глобальная задача - формирования гражданской идентичности, по примеру Америки. Где каждый- американец, но при этом он может быть немцем, итальянцем, русским. Но эта "русскость" - обозначение не этничности, а страны исхода. "Людям не надо отрекаться от государства, где они живут, в пользу своего народа, одновременно не надо отрекаться от народа в пользу государства. Все чувствуют себя американцами, все уважают своих живущих в Италии или России бабушек и дедушек" .

В советское время, отмечает П.Святенков, проблема ассимиляции не стояла так остро. Во-первых, не было большого потока переезжающих. Во-вторых, те, кто все же приезжал в большие города из-за своей плохой социализованности вливались в местные этнические группы, построенные по строго иерархическому принципу, с одной стороны, и не склонные к криминальности, с другой. Постепенно осваиваясь в иной социальной среде, люди становились "своими" в большом городе. При этом, по приезде они не сталкивались с агрессией, так как ассоциировались у "принимающей" стороны в основном с комическими образами добродушных "грузин" из популярных комедий.

Нынешняя кавказская молодежь - иная. "Это уже не люди из глухого аула, которые не хотят и не желают ассимилироваться в городе просто потому, что его не понимают и в нем не живут. Это поколение молодых людей, получивших "городское" образование, но одновременно не знающее ничего, кроме своей "инаковости" этому миру. Инаковости хотя бы в том смысле, что их может остановить любой милиционер - просто за внешность. Поколение этих людей уже выросло, и ими надо заниматься. Иначе они могут заняться нами" , - предупреждает автор.

По своей психологии они мало отличаются от рядового обывателя, в том числе, как и обыватель, они готовы поддаться на пропаганду через телевидение, через кино. Собственно, этот механизм - в более отработанном виде давно и успешно работает в Америке: "Когда американцы поняли, что выходцев из Латинской Америки в США становится всё больше, они незамедлительно приняли меры. Возник попрыгун Рикки Мартин, мгновенно ставший звездой общемирового ранга. Латиноамериканцы были включены в список меньшинств. О них перестали отзываться с пренебрежением. На уровне имевшихся у американцев стереотипов "мексиканец" - это низкорослый усатый человек в сомбреро, непрерывно играющий на латиноамериканском аналоге балалайки и пьющий текилу. Но в 90-е всё изменилось. Даже в мультсериале "Шрек" ввели кота, озвученного Бандерасом, каковой кот, разумеется, весь из себя сугубо положительный "испанец" .

В нашем же культурном контексте, увы нет того, что можно было бы назвать "положительным образом кавказца". Не бандита, не террориста и не "смешного грузина", а "русских людей с кавказскими корнями" .

П. Святенков подчеркивает, что выработка механизмов ассимиляции - одна из насущнейших задач чегодняшней ситуации. Она тем более насущна, что будет востребована всеми - и "принимающей" стороной и стооной "приезжающей", которая желает ассимиляции гораздо больше, чем думает сама. "Важно только начать работать с этими людьми и не пускать дело на самотек. Надо помочь им стать русскими. Тогда и молодежные драки арматурой станут явлением невероятным".