Александр Шевырев: Единство непохожих - это нормально

21 февраля 2006 года на портале "REGNUM" было опубликовано интервью с доцентом исторического факультета МГУ Александром Шевыревым, поводом для которого стал выход в свет учебного пособия "Мозаика культур". Издание предназначено для преподавания истории и обществознания в средних школах и направлено на развитие толерантности в условиях поликультурного общества. Пособие ориентировано на школьников 10-11 классов, но может использоватьсяи более юными учениками. А.Шевырев был одним из редакторов этого издания.

Одной из главных задач в деятельность, направленной на развитие установк толерантного сознания А.Шевырев видит привлечение внимания к этой тематике: "На наш взгляд, демонстрация историческими примерами "нормальности" поликультурного общества, органичности миграций людей, возможности разрешения конфликтов безболезненными средствами и достойного поведения в условиях острейших конфликтов - это те средства, которые помогут осознать, что сегодняшние проблемы возникли не вчера, и что человечество уже накопило немалый опыт их разрешения".

При этом авторский коллектив, который занимается не только разработкой учебных материалов, но и организацией конкурсов среди школьников на темы "Встреча культур", "Город - единство непохожих" и т.д., понимают, насколько трудно привлечь внимание к этой проблеме именно школьников, подростков. По мнению А.Шевырева, способом привлечь именно их внимание к проблеме толерантности "это перейти на их интеллектуально-эмоциональный уровень восприятия чужой культуры, дать им возможность побывать в шкуре другого и почувствовать, что другой - это не обязательно чужой. Например, изучение истории миграций собственной семьи, анализ воспоминаний депортированных детей или сочинение автобиографии изображенного на фотографии гастарбайтера могут помочь осознать мотивы миграций и трудности, с которыми сталкиваются обыкновенные мигранты".

И еще один путь формирования толерантных установок - это "дать школьникам понять, что у другого есть своя правда. В любом историческом событии участвуют многие люди, и каждый из них имеет свое видение этого события. Одной, единственно правильной оценки не существует, поэтому, чтобы сформировать свое отношение как к историческим, так и к современным событиям, нужно уметь внимательно выслушать другого".