Андрей Юров: Проблема неонацизма в России приобрела системный характер

26 октября 2005 г. на портале "Права человека в России" было опубликовано открытое письмо секретаря Общественного Совета международного Моложенного Правозащитного Движения Андрея Юрова "Готова ли власть на настоящий диалог с гражданским обществом ради победы над нацизмом?", в которой делается попытка проанализировать ситуацию с противодействием радикальному национализму.

Автор отмечает, что расизм в нашей стране продолжает расти, приобретая системный характер, становясь вопросом национальной безопасности.

А политики, вместо того, чтобы решать эту проблему пытаются использовать ее в собственных политических играх:

"- одни, сами использующие националистическую риторику, пытаются все свалить на исполнительную власть;

- другие начинают еще больше накалять ситуацию, обвиняя во всем самих "иностранцев и инородцев", заодно набирая очки у националистически настроенной части населения;

- третьи, боясь наказания или лишней работы, громко кричат о том, что никакой проблемы нет, что правозащитники и журналисты - просто "агенты запада", а, следовательно, не только не нужно их слушать или сотрудничать с ними, надо поступать с точностью до наоборот - ничего не замечать, ничего не делать, а правозащитников объявить "главными разжигателями страстей".


На примере Воронежской области А.Юров пытается проанализировать, что делает и чего не делает государство для решения этой проблемы.

Он далек от огульного обвинения государства (в первую очередь правоохранительных органов) в бездействии. "По крайней мере, с февраля 2004 года после убийства в Воронеже студента из Гвинеи-Бисау Амару Лима и Прокуратура, и ГУВД, и Администрация области не раз заявляли о готовности решать проблему".

Однако есть проблема в том, как государство понимает это "противодействие", и в том, что болезнь слишком запущена, причем при прямом попустительстве властей (достаточно вспомнить РНЕ-шников, патрулировавших воронежские улицы в середине 90-х). Ни общество ни власть в свое время не смогли противостоять развитию неонацистских настроений, а теперь и количество нацистов возросло, и политики научились играть на ксенофобных настроениях людей, и общество в лучшем случае равнодушно (если не поддерживает) насилие в отношении "чужих".

Что же пытается сделать региональная власть?

Во-первых, милиция и прокуратура наконец-то начали принимать заявления от иностранных студентов.

Во-вторых, есть осознание того, что старые, советского времени "интернационалистские" образовательные и просветительные программы в современных социальных условиях не работают. И, соответственно, есть осознание необходимости их пересмотра.

К сожалению, власть, которая, вероятно, понимает, что только "государственническим" усилием проблему решить нельзя, при этом не стремится к сотрудничеству с общественными, независимыми от государства организациями. В условиях "вертикали власти" "общественники" кажутся чиновникам слишком независимыми.

Между тем, "не вмешиваясь в работу правоохранительных органов и не подменяя её, правозащитные организации могут помочь создать правовые и консультационные службы (в том числе - телефонные "горячие линии") по всем вопросам, связанным с преступлениями расистов, а также - по вопросам нарушения прав со стороны самих правоохранительных органов (для всех - в том числе и для "славянского" большинства!)" .

Общественные организации имеют огромный опыт образовательной и просветительской деятельности в деле противодействия распространению неонацистских идей. При этом антифашисты не просят у государства денег. Все, что им необходимо - отсутствие препонов, и помощь в доступе к аудитории и СМИ.

По мнению А.Юрова, если общество и власть готовы к совместным действиям, то шанс на успех все же есть, хотя не нужно ждать сиюминутного чуда - это долгий и кропотливый труд, рассчитанный на годы.

Если же таких совместных действий не будет, ситуация только усугубится.

"Я уверен, что правозащитное сообщество может представить разумную программу в ближайшее время. Вопрос только в том, поддержит ли эту программу власть, и готово ли общество преодолеть безразличие и выступить с одной-единственной, такой простой позицией: "В нашей стране фашистом быть стыдно!" , - завершает свое письмо А.Юров.