Владимир Зорин: Концепция национальной политики устарела

15 сентября 2005 г. портал "Новая политика" опубликовал интервью экс-министра России по национальной политике Владимира Зорина, посвященное современному состоянию межэтнических отношений в России и взглядам В.Зорина на пути преодоления проявлений дискриминации, нарушения прав национальных меньшинств на территории России.

В.Зорин считает, что Концепция национальной политики - рамочный документ, принятый Указом президента в 1996 г. принципиально устарел, ведь когда почти десятилетие назад он принимался, не существовало многих реалий сегодняшнего дня. Более того, изменилось смысловое наполнение самого термина: "Когда мы говорим о национальной политике - мы говорим о политике общероссийской нации, общегражданской, общегосударственной. Сегодня все чаще звучит: этнокультурная политика, этноконфессиональная. Мне нравится лозунг: "единство в многообразии". Но на практике мы больше делаем для многообразия, чем для единства. Новые реалии должны найти отражение и в новой редакции Концепции".

Однако при этом В.Зорин подчеркивает, что существующая сегодня законодательная база, направленная на обеспечение прав национальных меньшинств вполне достаточна.

Кроме того, В.Зорин разъяснил свою позицию, высказанную в интервью "Интерфаксу" 26 июля 2005. Рассуждая о создании специального органа по делам национальных меньшинств и мигрантов, он не имел ввиду, что это станет решением всего комплекса накопившихся проблем. "Есть такая модель этноконфессиональной стабильности общества: госструктуры - институты гражданского общества - сами национальные и религиозные объединения. Без любой из сторон этого треугольника этноконфессиональная политика развиваться не может". Просто он большее внимание уделяет "государственной" сфере, т.к. является государственным служащим и больше знаком именно с этой сферой.

По мнению В.Зорина, "эффективная национальная политика - это когда, во-первых, обеспечивается защита коллективных и индивидуальных прав представителей народов и самих народов, когда государство в состоянии осуществлять мониторинг и предупреждение возникающих или возможных конфликтов. И третье - это когда власти оперативно реагируют на конфликты, используя собственный, а также международный опыт, научные разработки и гасят его мирными средствами. Современная ситуация характеризуется тем, что к большому сожалению не осуществляется должный контроль за реализацией этноконфессиональной политики. У нее много критиков, но органы и специалисты, которые этими вопросами занимаются, крайне малочисленны, не имеют общего подхода, потому что эти вопросы разбросаны по всем министерствам и ведомствам". При этом экс-министр убежден, что неэффективная деятельность российского омбудсмена В.Лукина в области защиты прав этнических меньшинств обусловлена его политическими взглядами: "Он все-таки представлял долго "Яблоко", а для этого течения общественной мысли главное - гражданские права человека, коллективных прав для них не существует".

В.Зорин выразил обеспокоенность целым рядом тенденций, которые все более явно проявляются в современной России.

В первую очередь, это "неоправданно повышенное внимание к дискуссии: а сколько у нас мусульман" и "проблема прозелитизма" в целом.

Не вполне понятна позиция В.Зорина по "проблеме скинхедов". С одной стороны он считает их "бытовыми экстремистами". С другой стороны, утверждает, что скинхеды - результат не общего роста ксенофобных настроений в России ("русскому народу в целом националистические чувства просто чужды"), а умелой психологической манипуляции: "Кто-то за их спинами решает свои корыстные задачи. Потому что когда осуществляется погром на рынке так называемых лиц какой-либо другой национальности, не московской, не русской - то ясно, что конечным итогом является передел этого рынка".

В заключение В.Зорин подчеркнул, что он является сторонником комплексного подхода к решению проблемы экстремизма, который по сути своей очень прост: "Он состоит в том, что в вопросах противодействия экстремизму все должны решать свои задачи. Есть свои задачи у государства, свои задачи у правоохранительных органов, специальных органов и ведомств. Но это не значит, что можно переложить задачу борьбы с экстремизмом только на государство. Активную позицию должно занимать гражданское общество, общественные организации и объединения, гуманитарное сообщество и вся система воспитания подрастающего поколения. Решить задачу можно только в условиях объединения здоровых сил государства и общества. И реальную роль в этом процессе должны играть представители гражданского общества, и, прежде всего, лидеры общественного мнения".