Борис Клин: Все эти организации и деятели утрачивают влияние, как только их перестают замечать

13 сентября 2005 г. "Известия" опубликовали статью Бориса Клина "Не будите лихо", посвященную начавшейся серии судов с участием Михаила Назарова. По мнению автора, повышенный интерес к деятельности М.Назарова ничем не оправдан. Автор также выражает уверенность, что в ближайшее время интерес не спадет. По мнению Б.Клина, весьма вероятно, что Назаров суды выиграет.

Собственно, скандал, который сам М.Назаров и его "соратники" умело поддерживают вот уже полгода, является единственным источником популярности для абсолютного маргинала, который, по большому счету, вряд ли опасен. В качестве примера автор вспоминает, что несколько нет назад выигрывал подобные суды Дмитрий Васильев, которого тогда считали "русским фюрером", как сошла на нет популярность РНЕ, теперь эту нишу занимают скинхеды: "Опыт показал, что все эти организации и деятели утрачивают влияние, как только к ним теряют интерес, перестают замечать. В любой стране, а не только в России, есть определенное число людей (от 5 до 15 процентов населения) с весьма специфическими взглядами на межнациональные и религиозные отношения. На них просто не надо обращать внимания.".

И в этом смысле, "значительная часть либеральной публики", которая, по мнению автора, искусственно преувеличивает опасность ксенофобии и, в частности, "еврейского вопроса", только играет на руку антисемитам, со своей стороны, также поддерживая этот скандал (см. выше).

В качестве примера искусственно смоделированного "роста ксенофобии" автор приводит социологический опрос, проведенный в Германии: "...Социологи спросили: "Хотите ли вы иметь соседом еврея?" Отвечать надо было "да" или "нет". Число ответивших "нет" шокировало общественность. А я бы тоже ответил "нет". И не в евреях дело - просто я хочу жить в отдельном доме. Понимаете? Хочу жить в особняке или даже на хуторе, вообще без соседей. Но такого варианта ответа не было. А скандал был чудовищный - число антисемитов, кричала общественность, выросло".

Автор полностью присоединяется к мнению Генерального прокурора, выраженного им в самом начале "антисемитского скандала": "Не троньте сами знаете что, и оно..."
"В России пока еврейского вопроса нет. Так что не будите лихо, пока оно тихо",
- завершает свою статью Б.Клин.

Комм.Тезисы Клина не новы, как и сама дискуссия о том, в какой степени надо обращать внимание на опасную, но не масштабную деятельность тех или иных групп. Но такая дискуссия и не может, в принципе, завершиться. Во многом определение оптимального поведения зависит от того, насколько адекватно оценивается опасность.

Автор фактически ставит знак равенства между пропагандистом Д.Васильевым и РНЕ со скинхедами, на счету которых уже сотни убитых и покалеченных людей. И это уже не первый случай, когда публицисты представляют национал-радикальные организации как "безобидных" пропагандистов.

P.S. Позже Борис Клин пояснил свою позицию в гостевой книге нашего Центра:

Считаю нужным заметить ..., что не считаю национал-радикальные организации "безобидными". Но и преувеличивать опасность и впадать в истерию не следует. Скинхеды, разумеется, не плод горячечной фантазии публицистов и правозащитников, но "сотни убитых и покалеченных людей" - таких объективных данных нет. Равно, как и цифры - 50 000 (и прочие тысячи) - ничем не подтвержденные выводы экспертов. Если брать суточные милицейские сводки и вычленять из них сведения о нападениях на рыжих или блондинов, или людей в очках, или инвалидов - то можно получить статистику, и заявить широкой общественности на ее основании, что появились группировки, нападающие на рыжих и т.д. Собственно говоря, именно так сегодня и действую организации, занятые мониторингом - напали на негра - значит скинхеды. Но нападения происходят по разным мотивам, и чаще всего из хулиганских побуждений. Националисты используют тот же метод - напали на русского, значит кавказцы (массоны, жиды и т.д.) истребляют русских.

...Что же касается экспертных оценок количества скинхедов, то считаю нужным заметить, что и правозащитники, и сотрудники правоохранительных органов берут эти цифры "с потолка". Думаю, понятно, что и те, и другие драматизируют ситуацию. Аналогичным образом берутся цифры беспризорных детей - 500 000, 1 миллион, 3 миллиона. Подобные цифры хороши тем, что их нельзя не подтвердить, ни опровергнуть, и неплохо выглядят для мобилизация общества. Но проблема в том и заключается, что "учебные тревоги" в конце концов приведут к полному и абсолютному безразличию людей.

Разумеется, я не отрицаю существование скинхедов - это было бы глупо. Но занимаясь много лет криминальной тематикой, смею утверждать, что по первоначальным данным крайне сложно оценить мотив нападения и определить причастных к нему. Тем более, это сложно сделать со слов потерпевшего, пережившего страх, унижение, ужас и боль. В этой связи меня всегда поражал закон о самообороне, где "опасность надо трезво оценивать". Как ее можно трезво оценить отбиваясь от злодеев?

Но ведь именно эти данные - первоначальные содержатся в сводках, откуда и попадают в СМИ, а потом в статистику.
Я не призываю замалчивать факты, я призываю лишь к разумной сдержанности.

...Представители правоохранительных органов манипулируют цифрами постоянно. И в зависимости от ситуации - если нужно продемонстрировать успехи - число злодеев резко сокращается, если нужны бюджетные вливания - растет.