Школьники и "этнокультурная компетентность"

В мартовском номере журнала "Педагогика" была опубликована статья Т.Поштаревой, посвященная проблемам формирования у детей "этнокультурной компетентности" на примере "пилотных" программ, осуществляемых в Ставропольском крае.

Под "этнокультурной компетентностью" понимается "свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию".

По мнению автора, именно система образования обладает уникальными возможностями по расширению знаний о других народах и формированию взаимной толерантности. При этом автор подчеркивает, что "полиэтническую среду не следует рассматривать как "плавильный котел", в котором все этносы "переплавляются" в один. Человек в большинстве случаев не только сохраняет приверженность к родной культуре, но и может соединять в себе принадлежность к нескольким культурам".

Т.Поштарева обращает внимание читателей на то, что выработка стратегии, направленной на формирование у детей "этнокультурной компетентности" не исключает антитез "мой-другой", "свой-чужой", "но в этом случае непонимание проявлений другой культуры выступает, прежде всего, как импульс к ее изучению, осмыслению, пониманию. Иными словами, быть этнокультурно компетентным - это значит признавать принцип плюрализма, иметь знания о других народах и их культурах, понимать их своеобразие и ценность".

В частности, в рамках осуществления этого проекта в Ставропольской краевой научно-исследовательской лабораторией по проблемам формирования современной личности в поликультурной среде было проведено исследование по изучению самооценки уровня этнокультурных знаний учащихся пяти образовательных учреждений Ставропольского края.

Было опрошено 240 детей, отличающихся по гендерному, этническому и возрастному (13-17 лет) признакам. Из них 215 школьников - русские, 7 - украинцы, 4 - армяне, 2 - аварцы, 1 - грузин, 1 - молдаванин, 1 - черкес. Двое назвали себя метисами.

Детям, в частности, предлагалось высказать свое отношение к этнокультурному разнообразию. 30% опрошенных считают такие различия нормальным явлением; 21,7% опрашиваемых нравится, что все люди разные; 11,3% - это явление не раздражает; 22,5% респондентов указали, что это никак их не затрагивает. В то же время 10,4% детей отметили, что этнокультурные различия их раздражают.

Как отмечает автор, этот факт можно расценить как очень тревожный симптом, "ибо нетерпимость в дальнейшем может привести к гораздо более серьезным социальным последствиям". Немаловажным является и то, что некоторые дети не знают, как воспринимать культурные различия, что также может стать причиной для возникновения неприятия других.

56,3% респондентов отметили, что им интересны культуры других народов и 57,1% хотели бы узнать больше о них; 19,2% не интересуются этой проблемой; 10,4% удовлетворены своими познаниями; 24,2% и 30,4% детей не смогли определиться соответственно в своих интересах и желаниях.

На конфликт большинство детей реагирует эмоционально, а не рационально: 41,3% опрашиваемых отметили, что если в конфликтной ситуации противоположная сторона будет вести себя агрессивно, то и они ответят тем же; 20,8% детей заявили, что постараются уйти от конфликта; 17,5% - попытаются договориться; 13,8% - будут искать компромисс и 5,4% - сделают вид, что ничего не произошло.

Одновременно была сделана попытка выяснить, как учащиеся относятся к культуре своего народа и насколько глубоко ее знают. 34,2% учащихся считают, что знают ее хорошо; 53,8% - знают частично; 10% - плохо и 1,3% - не знают совсем. На вопрос "Вы соблюдаете традиции и обычаи своего народа?" 18,8% детей ответили - всегда; 60,4% - иногда; 12,5% - очень редко и 7,9% - не соблюдают. При этом 74,2% опрашиваемых хотели бы узнать больше о культуре своего народа; 10,4% заявили, что их это не интересует, и 13,8% не желают этого делать.

На вопрос "Какие чувства вызывает у вас принадлежность к своему народу?" 45,8% учащихся отметили - гордость; 29,6% - спокойную уверенность; 8,3% - никаких чувств; 8,8% - обиду; 1,7% - ущемленность, униженность, остальные указали разные положительные эмоции.

Т.Поштарева считает, именно результаты опроса указывают направление деятельности педагогов в ходе реализации образовательных программ по формированию толерантных установок у детей: им еще с дошкольного возраста необходимо показать, как разнообразие может сделать их жизнь богаче, привлекательнее, интереснее. Образование должно донести до сознания детей тот факт, что этнокультурное многоцветие было, есть и будет, и это норма, которая обусловлена многообразием форм проявления человеческой жизни.

Детям следует научиться осмысливать социальные процессы, причем процесс осмысления должен основываться на изначально позитивном восприятии всех этносов и критическом отношении к инцидентам и конфликтам на национальной почве.

Необходимо прививать школьникам навыки анализа конфликтных ситуаций, видеть альтернативные пути их разрешения, приводящие к удовлетворению обеих сторон, к улучшению и совершенствованию отношений и коммуникации.

По мнению исследователей, формирование этнокультурной компетентности у школьников должно осуществляться через пять моделей введения национально-регионального/этнокультурного компонента в содержание общего образования: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую. Автор подробно разъясняет содержание каждой из этих педагогических моделей, приводит примеры "пилотных" курсов, реализуемых в экспериментальных школах Ставрополья. В качестве практических разработок в статье предлагаются психологические игры, темы для дискуссий и сочинений.