Новости по теме

Глава 2. Идеологический антисемитизм и его аспекты

Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом РОО Центр «Сова» либо касается деятельности иностранного агента РОО Центр «Сова».

Большинство антисемитов в России не могут рационально обосновать и связно изложить свою неприязнь к евреям. Однако в той или иной степени это "большинство" является потребителями юдофобских мифов со стороны "меньшинства" - людей, которые могут связно изложить, за что они не любят евреев. Об идеологическом антисемитизме и пойдет речь в этой главе.

Идеологический антисемитизм, в отличие от антисемитизма бытового, базирующегося на предрассудках и рационально не мотивированном предубеждении, основывается на том или ином мировоззрении, он как бы вытекает из идеологической позиции человека.

Мы рассмотрим некоторые мифы идеологического антисемитизма. Для облегчения этой задачи мы условно разделим всю систему антисемитской мифологии на "аспекты", отдельные стороны, грани со своей тематикой и своими особенностями. Основной своей задачей мы считаем вскрытие внутренней логики этих "аспектов". Сначала мы обозначим условно выделяемые нами для удобства анализа "аспекты" идеологического антисемитизма, а потом рассмотрим каждый из этих аспектов подробнее.

Чаще всего антисемитизм проявляется в своем социальном аспекте. В таком случае фигура мифического "еврея" в качестве врага располагается в социальной плоскости. Этот мотив эксплуатируется в самых разнообразных вариациях: евреи не занимаются производительным трудом, они - паразиты на теле здоровой нации; евреи способны только к воровству и финансовым махинациям; с помощью самых бесчестных способов, не останавливаясь ни перед ложью, ни перед преступлением, евреи карабкаются наверх социальной пирамиды и становятся продажными журналистами, лицемерными политиканами, бесчестными бизнесменами. Опутав все общество своими щупальцами, евреи начинают безжалостно эксплуатировать население. Этот аспект антисемитской идеологии присущ левым, антикапиталистическим политическим группам, однако его используют и правые радикалы (нередко - в чисто популистских целях). Полная версия - это социальный аспект антисемитизма в наиболее разработанном виде. Гораздо чаще встречаются отдельные утверждения, базирующиеся на восприятии евреев как социально-чуждого элемента, вредного и эксплуататорского, который никогда не будет воспринимать страну проживания как свою родную. Эта идея выражается в различных частных утверждениях: евреи-бизнесмены бесчестны, евреям-журналистам лишь бы облить грязью все святое для русского человека, во время Великой Отечественной войны евреи "воевали в Ташкенте" и т.п. В рамках этого идеологического комплекса "еврей" мыслится как негативная фигура именно как представитель определенной социальной корпорации, а не в силу собственно этнического происхождения или религии.

Конспирологический аспект антисемитизма связан с идеей всемирного заговора. Как правило, в основу антисемитской конспирологии положены тезисы "Протоколов сионских мудрецов" и обильной вторичной литературы на эту тему. Иногда мифический враг маркируется не как еврей, а как представитель эвфемистично обозначаемой силы ("сионисты", "сиономасоны", "мировая закулиса", "богоизбранные" и т.п.). Однако эти эвфемизмы не должны вводить в заблуждение - речь идет о противостоянии мифологическому монстру, агрессивному и хитроумному ткачу сети мирового заговора, члены которого - это именно евреи, хотя, может быть, и не все представители этого народа, а только "посвященные". Идея конспирологии понятна - это попытка объяснить ход мировой истории, не вникая в хитросплетения социо-экономических, культурных, геополитических и иных глобальных процессов. Все просто - что-то происходит, потому что это кому-то выгодно; поскольку причинно-следственная связь явно не просматривается, то понятно, что основные события творятся "за кулисами" Большой Истории. Весь мир, таким образом, является ареной действия невидимых, таинственных, но почти всесильных сил, действующих, как хитрый кукловод. Естественно, что всерьез подобную модель может воспринять только человек, уровень мифологизированности сознания которого значительно выше среднего. Однако надо отметить, что для дезориентированного постсоветского сознания характерны подобные псевдонаучные концепции, легко объясняющие ход мировой истории. После распада советско-марксистской макроисторической формационной модели подобные теории (от гумилевского этногенеза до фоменковского гиперкритицизма) приобрели бешеную популярность у интересующейся историей читающей публики. Роль конспирологии для современной российской ментальности можно понять только исходя из общего контекста массового исторического сознания россиян.

Отдельный срез антисемитской идеологии носит ярко выраженный религиозный характер. Часто негативные эмоции вызывает именно иудаизм, и еврей как таковой воспринимается в качестве негативной фигуры только настолько, насколько он является носителем религиозной традиции или ее стереотипов в секулярном виде. Критика иудаизма может вестись с самых разных позиций. Наиболее распространены антииудаистские высказывания, базирующиеся на христианской догматике: евреи распяли Христа, они пьют кровь христианских младенцев и ждут своего Машиаха, который тождественен Антихристу. Еврей для массового христианского сознания - не просто представитель одной из альтернативных вероисповеданий. Фигура еврея в христианском менталитете (особенно традиционным, а православие - наименее подверженная инновациям христианская конфессия) в значительной степени демонизирована, еврей воспринимается как сознательный проводник воли Дьявола и противник Бога. Важное место антиеврейские материалы занимают в православно-патриотической печати, более того: для СМИ с ярко выраженной религиозной спецификой антисемитизм не является маргинальной темой, он концептуален, для православных публицистов естественно постоянно обращаться к еврейской тематике, освещая ее с ярко выраженной негативной эмоциональной окраской. Этот аспект антисемитизма имеет важное значение для большинства современных ультра-правых, так как этот лагерь традиционно религиозен. Если же говорить о массовом сознании, то здесь картина несколько иная. Поскольку людей, сохраняющих традиционное христианское мировоззрение среди наших современников - меньшинство, религиозный аспект антисемитизма в концептуально и логически завершенном виде значим только для незначительной части населения - консервативной части паствы православной церкви, сторонников праворадикальных фундаменталистских или языческой идеологий. Однако поскольку даже в современном, секулярном виде наша культура все же базируется на ориентирах и ценностях христианского мировоззрения, то важность стереотипов религиозного сознания не стоит недооценивать. Кроме того, в нашей стране на традиционное христианское предубеждение наложилась атеистическая пропаганда, бичевавшая лживую и бесчеловечную ветхозаветную религию. Сегодня не только православные, но и многие неверующие, или смутно верующие "во что-то" (как большинство населения нашей страны) люди в силу традиционных предрассудков могут всерьез интересоваться, а правда ли, что "жиды в мацу кровь добавляют" или рассказывать о том, какие у "этих евреев и их жестокого бога" отталкивающие праздники - то по поводу смерти египетских первенцев, то в память об избиении персов.

Расовый аспект антисемитизма в чистом виде, с полным идеологическим основанием (идеей неоднородности человечества, множественности центров происхождения человека и различных путей эволюции приматов, принципиальных различий между человеческими расами и т.п.) встречается довольно редко. Все-таки для постсоветского сознания ортодоксальный расизм вполне оправданно ассоциируется с гитлеризмом, в идеологии которого славяне тоже были обозначены в качестве неполноценной расы. Однако в умеренном, эклектичном и логически не завершенном виде в отношении к евреям антисемитизму этот аспект вполне применим. Для радикально-ксенофобского российского сознания евреи являются негативной фигурой не в силу своей религии, профессии или социального положения, а просто по факту своего происхождения. Наиболее распространенные в массовом сознании антисемитские мифы - евреям нельзя доверять в силу изначальной лживости и порочности этого народа, евреи нечистоплотны, они обладают от природы скверным запахом или врожденными отрицательными чертами характера - все эти этностереотипы являются вырванными из контекста элементами именно расистской методологии. В наиболее умеренном идеологически законченном виде эта идея выражена в концепции несовместимости различных этнических цивилизаций (вклад евреев в русскую культуру скорее негативный, евреи размывают культурный фонд окружающих наций и т.п.). Например, по Л.Гумилеву этнически и культурно гетерогенная цивилизация нежизнеспособна, губительна для смешивающихся народов и опасна для окружающих (такую "гибридную" общность Гумилев с явно негативной интонацией называет "химерой"(1)).

Последним из заметных отдельных аспектов можно упомянуть "антисионизм". Антиизраильский аспект пропаганды вполне может держаться в корректных рамках - никому не запрещено высказывать свое мнение и поддерживать ту или иную сторону в ожесточенных международных конфликтов. Однако антиизраильским публицистам (не в последнюю очередь в силу стереотипов позднесоветской пропаганды) довольно трудно удержаться от соблазна скатиться о критики политики Израиля по отношению к палестинцам на оккупированных территориях к рассуждениям об изначальной порочности иудаизма и жестокости и аморальности евреев. Неправомочно, конечно, как иногда это делают некоторые публицисты, автоматически записывать в антисемитов всех, кто считает своим долгом высказать свою поддержку в затянувшемся ближневосточном конфликте арабам, а не евреям. Но нельзя не заметить и то, что с одной стороны, антиизраильская позиция зачастую означает скрытую или явную юдофобию автора, а с другой стороны - антисионизм является неотъемлемой частью антисемитской идеологии. Однако в силу ряда причин мы не будем подробно рассматривать антисионизм. Было бы утрированием любую критику Израиля квалифицировать как "антисемитизм". Тема это столь сложна и деликатна, что требует отдельного пристального изучения и достойна отдельного рассмотрения. В тех же случаях, когда за антиизральской риторикой стоит ярко выраженная ненависть к еврейскому народу, при внимательном рассмотрении очевидно, что палестино-израильский конфликт - только повод для выражения своей религиозной, расовой и т.п. ненависти к евреям.

Конечно, выделенные нами аспекты антисемитизма носят довольно условный характер. В реальности они часто встречаются не сами по себе, они переплетаются, образуя сложный узор антисемитской мифологии. Однако для того, чтобы проникнуть в ее логику, представляется оправданным рассмотреть по отдельности означенные аспекты.

Подробное рассмотрение различных аспектов будет проиллюстрировано цитатами из различных праворадикальных изданий. В данной главе мы рассматриваем антисемитизм в его наиболее откровенной, и одновременно - наиболее разработанной форме, то есть таким, как он сегодня присущ идеологии именно русских правых радикалов.

2.1. Социальный аспект антисемитской пропаганды

Подход к социальной проблематике у националистов-антисемитов своеобразен. Антисемиты, принимая в общем (хотя и не все), с оговорками, идеологическую систему перманентной классовой борьбы "верхов" и "низов", утверждают, что "угнетение" как таковое возможно только в национально неоднородном обществе, в котором представители меньшинства, порочные носители чуждого народу духа, занимают главенствующее положение. В подлинно национальном государстве угнетение и противоречие между интересами различных социальных групп невозможны. Антисемиты активно эксплуатируют корпоративистскую (т.е., изначально фашистскую) идею солидарности различных слоев общества в условиях национального государства как единого организма.

Однако, с точки зрения антисемитов, современная ситуация требует от русского народа национально-освободительной борьбы; он угнетаем национально и социально "крупными корпоративными структурами, то есть объединениями ворующих и жирующих за счет всей нации так называемых "новых русских". Правящая верхушка - это не просто финансовые олигархи и управляемые ими продажные политиканы; все они, вне зависимости от их национальности, являются "ставленниками" реальных правителей мира сего (инородных, естественно), антинациональными "агентами влияния" про-западных сил.

Социальные идеи антисемитов заключаются не только в том, что фигура классового и национального врага примитивно сливаются. Многие националисты уверены, что капитализм как таковой, как модель устройства общества, не только несправедлив, но и национально чужд славянскому (или шире - индоевропейскому, "арийскому") менталитету, противоестественен. Миф "национального менталитета" и вытекающие из него спекуляции общераспространенны в среде антисемитов. Поскольку естественным строем для русского этноса якобы является справедливый общинный социализм, само "насаждение" капитализма не может производиться людьми "плоть от плоти" народной; все активные "агенты Капитала" или кровно, или (если национальную чужеродность в каком-то конкретном случае доказать не удается) духовно принадлежат к иному национально-ментальному типу. И здесь уже открывается широкое поле для ксенофобских, и в первую очередь антисемитских спекуляций. Антисемитизм в рамках этой позиции обуславливается помимо прочей аргументации еще и тем, что еврей в первую очередь наделяется функциями "первобуржуя", воплощения отвратительного "отчужденного" Капитала. Одно из общих мест антисемитской пропаганды - утверждение, что евреи - это паразиты, никогда не занимавшиеся производительным трудом, но только присваивавшие обманом то, что делали другие народы, среди которых евреи обитали. Из этого положения логично вытекает следующее - иудейство породило капиталистические отношения, чуждые "арийским" народам, как еще одно средство для тайной войны за мировое господство. Истоки капитализма видятся в еврейском духе ("Талмуд - это Торговый Кодекс, помогающий наживаться за счет ближнего" (2)): "Капитализм - чудовищное порождение жидовизма - бездушный Голем, оживленный раввином-каббалистом"(3))/ Из особенностей иудейского менталитета вытекают порочные характеристики капитализма, дух наживы, бесчеловечность и т.п.

В чистом виде социальный антисемитизм - это прерогатива социалистического движения, для которого "еврейство" и "капитализм" тождественны. Однако праворадикальные ультранационалистические элементы еще сто лет назад легко заимствовали этот комплекс юдофобских мифологем у левых, и даже обогатили его. Следуя традиции исторического фашизма, современные русские антисемиты могут утверждать, что сама коммунистическая идеология искусственно порождена евреями для подрыва национальной солидарности "гоев": "Коммунисты - это люди, признающие догматы импортной сатанинской идеологии, созданной представителем международного кагала сатанистом Марксом и внедренной на нашу территорию шайкой международных тяжких уголовников-иудеев, предводительствуемой сатаной в человеческом облике, кровавым обер-погромщиком, агентом мирового сионизма, картавым сифилитиком Ульяновым-Бланком"(4). Только враг государства и нации мог придумать учение, раскалывающее единокровное и, что более важно для русских консерваторов, единоверное общество на враждующие лагеря, учение, легитимизирующее насилие в социуме. Евреи рассматриваются как основные носители и распространители коммунизма, который по своей губительности для русского народа ставится в один ряд с Сионизмом, Сатанизмом и Новым Мировым Порядком (т.е. идеологиями, предназначенными для порабощения нации, в конечном итоге, опять-таки еврейством). С точки зрения антисемитов, любая социалистическая риторика в устах евреев в действительности является лишь прикрытием для подлинных планов разрушения национального строя. Рабочие и крестьяне являются жертвами заговорщиков в не меньшей степени, чем духовенство и дворянство. Естественно, согласно этой логике, на глубинном уровне еврейские революционеры и "плутократы" осознают свое единство и общность целей. В качестве аргументации часто приводятся факты - реальные и мнимые - финансовой помощи американских банкиров русским революционерам(5). Например, газета "Черная сотня" приводит "секретный циркуляр Петроградского отдела Международного союза израилитов", якобы найденный в кармане некого красного командира Зундера, убитого в декабре 1919 года. "Источник" гласит: "Мы скупаем государственные займы и этим господствуем на биржах мира. Мощь в наших руках, но будьте осторожны! Не доверяйте обманчивым, темным силам. Бронштейн (Троцкий), Апфельбаум, Розенфельд, Штейнберг - все они, как и многие другие - верные сыны Израиля"(6).

Согласно традиционной националистической схеме, народ является неким подобием патриархальной семьи - во главе его стоит законный царь-батюшка (или Вождь), заботливо относящийся ко всем своим подданным, в обществе царит гармония сословного строя, в котором каждая группа выполняет свои функции по некой аналогии с органами тела. Эта лубочно-патриархальная идиллия, правда, не предусматривает появления обособленной от социума группы. Естественно, только этим чужакам, "внедряющимся" в общество, но при этом сохраняющим свою собственную (тайную) иерархию, может быть выгоден развал такого стабильного и процветающего социума. Тем более, что движет эти чужаками (евреями, естественно) стремление к захвату власти, в чем антисемиты ни на минуту не сомневаются.

На современном российском материале антисемиты легко находят, как им кажется, все новые подтверждения своей теории. Среди т.н. "олигархов", крупных банкиров и биржевиков евреи составляют значительный процент. Это значит, что евреи, манипулируя демократическими институтами (чуждыми русскому сознанию), реально управляют государством. С помощью медиа-холдингов "плутократы" формируют выгодное им общественное мнение(7). Зачастую современные СМИ напрямую ассоциируются с еврейством, в не меньшей степени, чем, допустим, ЧК первых годов советской власти(8). Например, показ на канале НТВ фильма "Последнее искушение Христа" трактуется как сознательное надругательств евреями над чувствами православных, "оболванивание и растление" русских людей, не стойких в вере и провокация антисемитских выступлений.

Резюмировать описание социального аспекта антисемитизма можно уже приводимой выше цитатой из журнала "Элементы": "в социальном смысле фигура "еврея" отождествляется с ростовщичеством, капиталом, циничными и продажными журналистами, с клановой круговой порукой, с презрением к "гоям", с неправедным богатством, с готовностью предать и продать, одним словом, с Системой" (9).

2.2. Конспирологический аспект антисемитской пропаганды ("теория заговора")

Наиболее распространенная модель идеологического антисемитизма - это идея всемирного еврейского заговора. Однако эта идея в рамках различных идеологий преломляется в разном, зачастую противоречивом ключе. Несложно заметить, что различные версии конспирологического антисемитизма противоречат друг другу. Православный фундаменталист уверен, что еврейство плетет заговоры против христианства; неоязычники же утверждают, что само христианство - продукт заговора евреев против остальных народов (необходимо заметить, что хотя неоязычество как осознанный конфессиональный выбор довольно экзотично и мало распространено, элементы неоязыческой мифологии довольно широко разошлись в массовую культуру по различным каналам, среди которых, в частности, художественная литература жанра "фэнтази", популярные исторические и религиозно-эзотерические сочинения и т.п.). Поэтому конспирологический антисемитизм не является идеологией, обеспечивающей популярность, он скорее разобщает, чем объединяет антисемитов.

Теория заговора завораживает, она объективно обладает определенной привлекательностью, потому что делает историю более захватывающей, "живой" и "объемной". Многие издания просто специализируются на раскрытии все новых и новых аспектов антисемитского заговора. В антисемитской политической идеологии именно идея заговора "сионских мудрецов" играет основную роль.

Согласно наиболее "кондовой", и одновременно - наиболее распространенной идеологеме, все негативные события, происходящие в мире и у нас в стране - следствие деятельности подрывных сил, причем естественно подразумевается, еврейских. "Сионские мудрецы" стоят практически за всеми революциями и войнами, шаг за шагом все приближающими абсолютное господство закулисных хозяев. С момента опубликования "Протоколов сионских мудрецов" этот миф претерпел мало изменений; все происходящее в ХХ веке, с точки зрения последователей этой идеологии, только подтверждает их правоту.

Схема этого еврейского заговора, согласно традиционному антисемитскому мифу, с незначительными вариациями, такова. Начиная с древнейших времен (согласно некоторым теориям - со времен легендарных, к примеру, с Атлантиды) на Земле действует некая изначально порочная цивилизация, полюс абсолютного Зла в этом мире. Согласно одним вариантам, это изначально были евреи, согласно другим - евреи были искусственно "выведены" метафизическим Врагом с оптимальными для "агентов влияния" качествами, заложенными в них генетически. На всем протяжении древней, средневековой и новой истории евреи с помощью коварных заговоров, используя подставные лица и экономические каналы влияния, захватывали все больше власти, безжалостно расправляясь с наиболее принципиальными и проницательными врагами. К новейшему времени "последним оплотом арийского духа была Россия", "она стояла на пути претендующих на мировое господство левитов, плацдармом которых была Англия (позднее - США), а передовым авангардом - масонство и иудеохристанство". Однако все попытки "левитов" подчинять своей власти русский народ по накатанному на почве западной Европы и США "мягкому сценарию" заканчивались плачевно. "Имея мощный и устойчивый генотип, будучи многочисленным и расселенным на огромной территории, Русский Народ, несмотря на все длившиеся столетиями ухищрения, практически не поддавался разложению изнутри". Тогда был приведен в действие сценарий Октябрьской революции - усилиями инородцев, ловко втянувших Россию в войну и инициировавших экономический кризис, к власти пришли "жидо-комиссары". Против русского народа был развернут геноцид, продолжающийся до сих пор (все политические потрясения с 1917 года - фикция, поверхностные процессы, власть по-прежнему находится в руках у ставленников Врагов, продолжающих антинациональную политику)(10).

Для православных антисемитов очевидно, что движущей силой истории является еврейская ненависть к "гойскому", особенно христианскому миру, стремление подчинить его себе и тем самым приблизить свой национальный эсхатологический триумф - пришествие Машиаха, в котором христиане-фундаменталисты угадывают Антихриста. В любом случае, тень еврейского заговора просматривается за всеми значимыми событиями истории - все революции, войны, экономические кризисы являются следствием деятельности тайных еврейских сил, рвущихся к мировому господству. Наличие заговора подтверждается многочисленными документами, из которых самым известным (но далеко не единственным) являются "Протоколы сионских мудрецов" (11) (характерная оценка: "Более ста лет назад иудеи-сионисты (сатанисты) выработали программу-максимум по захвату власти над всем миром. Столь уникальные тайные еврейские документы были добыты русскими патриотами и опубликованы под названием "Протоколов Сионских Мудрецов"" (12)). Подлинность "Протоколов" для антисемитов бесспорна. Причем обосновывается эта уверенность не только и не столько источниковедческими, филологическими и историческими аргументами (было бы неправомочно требовать от идеологического мифа обязательного рационального или хотя бы наукообразного обоснования), сколько "самой жизнью"(13). Как писал покойный митрополит Иоанн Санкт-Петербуржский и Ладожский, "важно не то, кем они ["Протоколы" - В.Л.] были составлены, а то, что вся история ХХ века с пугающей точностью соответствует амбициям, заявленным в этом документе"(14).

Антисемитская конспирология пессимистична. Она провозглашает, что к Новому времени щупальца еврейского заговора уже оплели весь мир, вызывая выгодные евреям социальные катаклизмы. Единственное, на что можно уповать в борьбе против всесильных заговорщиков - это апокалиптические картины торжества веры и прихода Спасителя после тяжелого периода Антихристова правления (которое то ли уже началось, то ли вот-вот начнется).

Некоторые антисемиты, в противоположность православным фундаменталистам, утверждают, что и христианство, как религия, "придуманная жидами", является частью заговора. Согласно этой схеме, господство евреев было установлено уже к Х веку. На это время приходится крещение Руси и Исландии, последних оплотов древней арийской духовности в Европе. Помимо распространения христианства, евреи "стремились получить мировую власть через овладение финансами и торговлей, чего они и добились к Х веку, опутав весь мир невидимой финансовой паутиной"(15). С тех пор силами мирового еврейства осуществляется только все большее и большее закабаление народов. Все кажущиеся глобальные перемены, войны и революции - только смена методов этого закабаления, не меняющая принципиально реальное положение вещей.

Как и христиане, расисты-неоязычники видят современное положение дел тяжелым, но не безнадежным. Они постоянно выражают надежду, что в русском народе еще остались здоровые национальные силы, благодаря которым он еще сможет "освободиться от жидовских пут, наладить себе справедливо организованную жизнь, стать объектом для подражания всех народов мира <...>, и нигде не оставить места для паразитического существования жидов"(16). Этой постоянной опасностью для еврейского мирового правительства и объясняется постоянная мимикрия правящего слоя, когда "жиды решают на словах пойти навстречу желаниям народа, а на деле продолжать решать свои, чисто жидовские задачи"(17). Этой моделью объясняются и потрясения 1917 года, и падение коммунистического режима. Казалось бы, такое видение ситуации не дает ни малейших оснований для оптимизма; однако выход был найден в концепции, согласно которой с наступлением астрологической эры Водолея закончится эпоха еврейского владычества (астрологическая эра Рыб)(18). Зодиакальный знак Водолея отождествляется с Россией, знак Рыб - с Иудеей. Таким образом, согласно неоязычникам, в начале ХХI века закончится почти двухтысячелетний период планетарного доминирования еврейского народа и наступит "эра России".

2.3. Религиозный аспект антисемитской пропаганды

Как несложно заметить, религиозный антисемитизм вытекает из конфессиональной ориентации националистических идеологов, и в связи с этим в рамках различных идеологически-конфессиональных схем возможны различные подходы к "еврейскому вопросу". Поэтому представляется оправданным последовательно рассмотреть основные праворадикальные идеологии и роль религиозного антисемитизма в них.

Современный религиозный (православный) антисемитизм в основных своих положениях заимствован у черносотенцев еще начала века. Основными антииудаистскими мифологемами православного фундаментализма являются тезис о народе-богоубице, "кровавый навет" и утверждение метафизической противоположности христианству иудаизма, сатанинской сущности последнего. Иудеи, которым был дан завет нести слово о Боге окружающим народам, приняли вторичную идею об их национальной избранности за основную, и не выполнили своей части завета; поэтому благословение Всевышнего было с них снято, и в мир пришел Сын Божий. Евреи же не признали в Иисусе Мессию, так как опьяненные идеей собственного избранничества ожидали кого-то, кто возвысит их над народами, а не придет спасти все человечество. С тех пор иудеи продолжают упорствовать в своем заблуждении. Логичным завершением этой идеологемы является отождествление ожидаемого евреями Мессии и христианского Антихриста. Иудейство рассматривается как коллективный "вечный жид", находящийся в немилости у Всевышнего по причине собственной порочности и преступлений. Таким образом, еврейство предстает полюсом метафизического зла, богоборчества, и, следовательно, сатанизма; еврейство не только является врагом человечества, но является сознательным врагом Божьим.

Русский же народ, в отличие от еврейского, подлинный народ-богоносец, полюс Добра в явленном мире; еврейский народ "руководствуется в своей национальной жизни иными принципами". Сознательными усилиями последнего, "при помощи философии, разрушающей религиозный фундаментализм", многие народы мира (в том числе и русский народ при советской власти) пришли к атеизму и материализму, от которого "остается один, последний шаг до сознательного, ритуального поклонения абсолютному злу - дьяволу" (19). Как правило, в рамках религиозного антисемитизма такая "метафизическая" сторона "еврейского вопроса" ставится выше любой другой - экономической, культурной и т.п. Это следует из общей логики мышления православных антисемитов: "Наша тяжба с евреями - за Обетования Божьи, а не за то, кто урвет кусок пожирнее или займет более теплое место под солнцем в этом мире"(20).

По логике христианского антисемитизма, иудеи - сознательные богоборцы, ненавидящие христианство (особенно православие, как наиболее чистую по форме и содержанию его ветвь), понимая его правоту. Евреи не приняли Христа, хотя о его появлении им говорили пророки. В этом смысле иудейские пророки являются скорее предтечами христианства, нежели талмудического иудаизма. Иудаизм после Христа нелегитимен, он держится только на ненависти к христианству. Практически все "старые правые" уверены, что Мессия, которого ожидают евреи, должен быть полной противоположностью "гойскому" Христу - т.е., евреи ждут Антихриста. Следовательно, иудаизм, по большому счету, тождественен сатанизму.

Естественно, что, так как иудаизм считается религией "от Сатаны", то его учение должно быть порочно, жестоко и аморально (например, постоянно утверждается, что религиозные заповеди велят евреям обманывать, грабить, убивать нееврев). До сих пор в антисемитской пропаганде всплывают многократно опровергнутые обвинения в ритуальных убийствах. Однако заметим, что если связь "иудаизм - Антихристова религия" - "иудаизм - аморальная религия" однозначна, то обратная связь необязательна. Возможно описание иудаизма как человеконенавистнического мировоззрения и с атеистической позиции (что встречается в "лево-патриотической" печати), и с неоязыческой (которая предполагает также порочность христианского мировоззрения). Подобные модели уже являются относительным новшеством по сравнению с традиционной антииудаистической схемой. Модель нехристианского (или даже антихристианского) "разоблачения" иудаизма была характерна и для гитлеровской идеологии, и для советского антисемитизма.

Неоязычники, весьма активные в своей антисемитской пропаганде, в отличие от сторонников вышеприведенной позиции уверены, что христианство и иудаизм - близкородственные и одинаково вредные религии (монотеизм вообще оскорбителен для человека, он воспитывает психологию раба, он лишает человека радости жизни и приучает варварски относиться к природе). Согласно их концепции, "арийцы" (в первую очередь, славяне, а также прочие индоевропейские народы) в дохристианский период обладали высокоразвитой государственностью, скрепленной "родной" религией и высокой нравственностью. Но евреи, по определению стремящиеся к мировому господству, своей хитростью положили конец "Золотому Веку". "Жиды поняли, что силой оружия им другие народы не одолеть и не подчинить себе. Тогда Синхедрин задумал одолеть и подчинить себе нежидовские народы не оружием на поле боя, а хитростью и обманом, обволакивая сознание ложью. <...> Так возникла христианская религия, которая до сих пор висит камнем на шее доверчивого русского народа"(21). Принятие христианства на Руси, согласно "ведическим" разработкам, было драматизировано предшествовавшим этому событию разгромом языческими русскими воинами иудаизированного Хазарского Каганата. Согласно наиболее распространенной неоязыческой модели, "князь Владимир - незаконнорожденный сын Светослава (именно так! - В.Л. ) от наложницы-жидовки Малки, не имел законных прав на Киевский престол и захватил его путем братоубийства" (22).

Таким образом, с точки зрения язычников христианство - это религия, искусственно созданная евреями и ими же хитростью и обманом внедренная в нееврейские народы. Однако если к христианству неоязыческие идеологи могут иногда относится снисходительно (мотивируя это тем, что народы "переработали" вредное учение), то к иудаизму такое отношение невозможно. Иудаизм в рамках этой логики является "монотеизмом в квадрате", все отрицательные черты мировых религий в нем гипертрофированы, поскольку именно он является "первоисточником" порочного отношения к миру: "Религия жидов, в силу того, что они в принципе никогда не могли трудиться, не желали трудиться и не трудились, стала квинтэссенцией эксплуататорского общества, ее идеей. Оставив далеко позади себя другие монотеистические религии, жидовизм определил к ХХ столетию лицо мирового сообщества всех людей, <...> развил до высшей степени все пороки хищнического капиталистического общества, культивирующее бесконечное развитие материальных потребностей людей в ущерб их духовного развития"(23). Иудаизм для неоязычников - это первоидеология человеконенавистничества, тоталитарная идеология, не признающая иных позиций (язычество подчеркнуто веротерпимо), и все "грехи" христианства объясняются именно еврейским наследием. При этом, изобретя для "гоев" христианство ("главная суть которого сводилась к идее покорности завоеванных народов, терпимости к власти и жестокой расправе с непокорными и инакомыслящими" (24))< сами евреи крепко держатся своей национальной (и более того - этноцентристской) религии.

2.4. Расовый аспект антисемитской пропаганды

Расизм в его гитлеровской (т.е., в первую очередь антисемитской) форме не пользуется особой популярностью в современной России. Только в радикально-антисемитских изданиях утверждается, что еврей является врагом рода человеческого в силу самого факта рождения евреем, в основу антисемитизма кладется фактор, не подлежащий сознательному изменению - фактор крови. Религию можно сменить (крещеный иудей будет выглядеть подозрительно, но не более того); сферу занятий банковскими операциями можно сменить на сельское хозяйство; но с происхождением поделать нельзя ничего. Вина за "еврейские преступления" ложится не на "изуверскую секту хасидов" или тайных правителей, а на весь народ - по определению. Именно расовый подход отличает антисемитизм Нового и Новейшего времени (в том числе, нацистский антисемитизм) от традиционного средневекового христианского религиозного подхода, и именно он, с его безжалостной и бескомпромиссной постановкой вопроса, сделал возможным Холокост.

Именно в рамках ортодоксального гитлеризма данный аспект антисемитизма имеет наиболее разработанное идеологическое обоснование. Логика его примерно нижеследующая. История есть глобальное противостояние нордической "гиперборейской" расы "арийцев", прекрасных антропологически и духовно, и южной "гандванической" расы "недочеловеков", среди которых наиболее уродливы и аморальны евреи. При этом именно последние являются не просто "нижестоящими" по отношению к "арийцам", но сознательным и подлым именно расовым их врагом. Согласно этой идеологеме, не последнее значение евреи придают намеренному смешению с "высшей расой" именно в качестве средства противостояния.

Сами же евреи, согласно наиболее распространенной концепции, являются помесью нордического арийского человечества, дошедшего с севера до Египта, и черного человечества. При этом считается, что белое и небелое человечество - это принципиально разные "виды людей"; а со ссылкой на дарвинизм утверждается, что "при межвидовом скрещивании получаются ублюдки - неполноценные существа, нарушающие законы саморазвития природы"(25). Существуют и более экзотические и точки зрения. В одной книжке, например, утверждается, что "последователи Моисея" были "искусственно и целенаправленно выведены пришельцами с неба для порабощения человечества"(26). Согласно другой, совсем недавно вышедшей книжке, евреи являются потомками "лысых болотных обезьян"(27).

Таким образом, вся порочность еврейства, выразившаяся в дальнейшем в иудаизме и других учениях, им порожденных, объясняется самим происхождением евреев. "Исправить" генетический код никто уже не в состоянии, поэтому расовый подход к "еврейскому вопросу" - наиболее безжалостный. Биологический антисемитизм претендует на научность (характерны рубрики и заголовки пропагандирующих его изданий: "кафедра социальной генетики и евгеники русского университета"(28); "компиляция учебников генетики"(29); и т.п.), но при этом отличается просто патологическими формами. Так, в одном издании на пяти страницах расписаны внешние признаки евреев "настоящим русским читателям для применения в особых условиях"(30). Среди этих признаков: "3. Глаза. 3.1. Выпуклые глаза - один из основных признаков большей части иудеев. <...> Существует гипотеза, объясняющая происхождение выпуклоглазости. Мужчины чаще сохраняли глаза в сражении с дикими зверями, если глаза оказывались глубоко посажены. Паразиты же из поколения в поколение не рисковали ни жизнью, ни глазами и быстрее плодились, распространяя ген пучеглазости". Таким образом, мы видим тесно увязанное идеологическое представление: евреи-физические уроды как результат расового смешения - евреи-моральные уроды - евреи-изобретатели наиболее порочных и аморальных доктрин; евреи-паразиты, не занимающиеся производительным трудом - евреи-хитрые и беспринципные преступники, ростовщики, обманщики - евреи-тайные мировые правители.

В современном российском идеологическом пространстве эта идеологема в чистом виде встречается только в среде совсем маргинальных расистских группировок. Чаще же проявления расово-биологического антисемитизма слабо обосновывается рациональными доводами. Это наиболее шовинистическая антисемитская идея, но, как правило, она трактуется как нечто второстепенное и не принципиальное, максимум на уровне "вдобавок ко всему, евреи еще и некрасивы". Тем не менее, провозглашение антропологического отвращения к евреям распространено широко, особенно в устной речи. Фразы типа "уродлив, как жид", "по-еврейски косноязычный" можно услышать и на улице, и в транспорте, однако употребляющие подобные выражения люди, как правило, не осведомлены о тонкостях расистских теорий, а просто следуют расхожему ксенофобскому штампу массового сознания.

Даже после столь беглого рассмотрения основных элементов антисемитской идеологии кажется излишним их разоблачение - настолько абсурдно, противоречиво и неправдоподобно выглядит этот эклектичный набор предрассудков и фобий. И, на самом деле, это очевидно подавляющему большинству россиян. Опыт новейшей российской политической истории показал, что население довольно устойчиво к такой топорной и нездоровой пропаганде. За политиков, делающих акцент в своей идеологии и пропаганде на эксплуатацию антисемитских мифов, голосует ничтожный процент избирателей. Однако идеологический антисемитизм опасен тем, что подпитывает стихийную ксенофобию, являясь как бы камнем, упавшем в воду массового сознания, и порождающим расходящиеся круги.

1 О гумилевской концепции Хазарского каганата и ее значении для формирования современного российского интеллектуального антисемитизма см.: Shnirelman V. The Myth of the Khazars and Intellectual Antisemitism in Russia, 1970s-1990s - Jerusalem: The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, The Hebrew University of Jerusalem, 2002. P.44-59; Rossman V. Russian Intellectual Antisemitism in the Post-Communist Era - Lincoln - London: The University of Nebraska Press, The Vidal Sassoon International Center for the Study of Antisemitism, The Hebrew University of Jerusalem, 2002. P. 72-101.
2 Ярый В. Диалектика истории// Русская правда (рязанский выпуск), № 2 (2), 1996.
3 Доброслав [Добровольский А.] Природные корни русского национального социализма// Русская правда, спецвыпуск № 1 (3), 1996.
4 Рабочие АЗЛК. Письмо в редакцию// Русский порядок, № 2 (5), 20 марта 1993.
5 Например, часто, со ссылкой на газету "Филадельфия-Пресс" от 19 февраля 1912 года, приводятся слова некого банкира Леба: "Собирайте фонд, чтобы посылать в Россию оружие и руководителей, которые бы научили нашу молодежь истреблять угнетателей, как собак" (цит. по: Черная сотня, № 8-9 (38-39), 1996).
6 Черная сотня, №3-4, 1999. С.15.
7 О "еврейских СМИ" см., например: Родионовъ Г. "Четвертая власть" и евреи// Память, № 1 (16), 1998. С.3-5.
8 Эту идею подтверждает бесчисленные публикации и плакаты. Характерен рисунок: архетипический Богатырь с занесенным мечом в одной руке стоит перед громадным экраном телевизора, откуда выливаются потоки грязи и высовываются монстроподобные твари с карикатурно подчеркнутыми семитскими чертами внешности. Свободной рукой Богатырь держит за шею одну из "гадин". На шее "гадины" - шестиконечная звезда. На пряжке ремня Богатыря - скругленная свастика (на щите - наоборот, заостренная, почти ромбовидная), за спиной - купола церкви. Подпись под рисунком: "Выкидыши сионизма, трепещите! Русские идут!"// Память, № 7 (22), 1997, С.15. Забавно, что еженедельная волгоградская черносотенная газета "Колоколъ" для поднятия популярности печала программу телевидения, но при этом сопровождала ее призывом: "Русский! Выключи телевизор!".
9 Элементы, № 8, 1998. С. 71.
10 См., например: Баркашов А. Разоблаченная доктрина// Русский порядок, №№ 1-3 (32-34), 1996.
11 В нашу задачу не входит опровержение тех или иных антисемитских мифологем, например тезиса о подлинности "Протоколов". За подробным доказательством подложности этого документа отсылаем читателя к изданиям: Кон Н. Благословение на геноцид. Миф о всемирном заговоре евреев и "Протоколы сионских мудрецов" - М.: Прогресс, 1990; Дудаков С. История одного мифа: Очерки русской литературы XIX - XX веков - М.: Наука, 1993; Бурцев В. В погоне за провокаторами. "Протоколы сионских мудрецов" - доказанный подлог - М., 1991. Особый интерес представляет относительно недавнее исследование украинского культуролога Вадима Скуратовского, предположительно установившего личность истинного автора текста "Протоколов": Скуратовский В. Проблема авторства "Протоколов сионских мудрецов" - Киев: Дух Ё ЛЁтера, 2001.
12 Волохов В. "Властелины" времени// Наше отечество, № 42, 1995
13 Хотя попытки наукообразно доказать обоснованность антисемитизма встречаются постоянно, они, на самом деле, вовсе не обязательны ни в идеологии (в "Память" не придет человек, который и так не верит в еврейский заговор), ни в пропаганде (практика показала, что гораздо убедительнее доводы, опирающиеся на эмоции, а не на факты и логику) политических организации. Относительно попыток доказать с исторической точки зрения подлинность "Протоколов", см., например: Бегунов Ю. Тайные силы в истории России - СПб.: Издательство им. А.С.Суворина, 1995. С.57-77.
14 Цит. по: Филимонов С. "Протоколы сионских мудрецов" - реальность наших дней// Колоколъ (Волгоград), № 89.
15 Кандыба В. Ригведа: Религия и идеология русского народа - СПб.: Макет, 1996. С.89.
16 Нужен ли России Пиночет?// Родные просторы, № 4 (39), 1998.
17 Там же.
18 Кажется, впервые модель, согласно которой переход от одной астрономической эпохи к другой будет сопровождаться глобальными изменениями в раскладе сил на мировой арене, что приведет к рождению духовности нового типа и усилению России, была сформулирована в работах основательницы движения New Wave Элис Бейли (см. об этом Шнирельман В. Второе пришествие арийского мифа// Восток, № 1, 1998. С. 96-99). Работы Бейли переводились на русский язык (см., в первую очередь, Бейли Э. Судьба наций - М., 1994) Впрочем, в том или ином виде эта идея бытовала в западных оккультно-националистических кругах с начала века (ср., напр., учение Алистера Кроули об "эоне Озириса", "эоне Гора" и "буре равноденствия"). Среди отечественных идеологов, насколько нам известно, первым эту идею подхватил писатель, публицист и мифотворец В.Щербаков.
19 Баркашов А. Метафизика русского национализма// Русский порядок, № 3, 24 декабря 1992.
20 Бычков Р. Какой антисемитизм нам нужен?// Штурмовик, № 13 (25), 16-31 августа 1996.
21 Евсеев Д. Дед Остромысл приступил к размышлениям// Родные просторы, № 4 (31). С.3.
22 Цит. по: Доброслав. Указ. соч. Впервые, насколько нам известно, трактовка крещения Руси как акта мести полу-еврея Владимира за разгром Хазарии, была дана в книге Валерия Емельянова "Десионизация" (Париж, 1979).
23 Соколов Е., Федосов В., Бойков А., Тищенко А., Протасов Б. Здравомыслие// Родные просторы, № 2 (26), 1995.
24 Кандыба В. Указ. соч. С. 66.
25 Помеси отдаленных видов// Родные просторы, № 2 (29), 1996, с.21.
26 Официальная доктрина Партии духовного ведического социализма, цит. по.: Шнирельман В. Арийство от кришнаитов?// Диагноз, ноябрь 1997, № 2.
27 Попов В. Обезьяны Путина - М., 2002.
28 Русская правда (журнал), № 1 (7), 1998. С.32, рубрика "антропология".
29 Родные просторы, № 2 (29), 1996. С.21
30 Русская правда (журнал), № 1 (7), 1998. С.32-37.