Новости по теме

Введение

Настоящий сборник докладов призван проанализировать ситуацию с антисемитизмом в ряде постсоветских государств, еврейские общины которых входят в Евроазиатский еврейский конгресс (ЕАЕК). Доклады подготовлены экспертами ЕАЕК на местах.

Редакция сочла необходимым предварить сами доклады общим введением, которое помогло бы читателю сориентироваться в сложной картине антисемитских проявлений в различных странах. Дело в том, что ситуация с антисемитизмом в постсоветских странах в целом в значительной мере отличается от ситуации в на Западе. Можно перечислить несколько основных факторов, обуславливающих специфику ситуации в России, Украине и других молодых демократических государствах.

1. Постсоветские страны отличает крайне высокий уровень ксенофобии. Тому есть целый ряд объяснений: острые межнациональные конфликты, тяжелая экономическая ситуация, крах прежней модели общественной идеологии и кризис коллективной идентичности, рост значения этнической и религиозной принадлежности, авторитарность психологии населения, отсутствие сильной традиции толерантного поведения, масштабные и стремительные миграционные и этнодемографические изменения и т.п. Хотя все эти факторы способствуют усилению антисемитизма как частного случая ксенофобии, евреи отнюдь не являются "врагом номер один" массового сознания: межнациональные отношения на просторах Евразии столь сложны, а реальные конфликты столь обильны, что при поисках врага нет необходимости прибегать к столь мифологизированной фобии, как антисемитизм.

2. Во многих сферах жизни все еще ощущается советское наследие: "антисионизм" воспринимается как вполне легитимная составляющая политической культуры, а инерция официального пропагандистского лицемерия позволяет отрицать наличие антисемитизма даже в самых вопиющих случаях. Однако было бы упрощением сказать, что традиция советского "антисионизма" "работает" только на усиление юдофобии в обществе. Для многих, если не для большинства, ассоциации с советским периодом вызывают отторжение, и имидж антисемитизма как пережитка прошлого во многом способствует его изживанию.

3. Законодательно права национальных меньшинств и религиозных групп защищены, а расистская пропаганда и разжигание межнациональной вражды являются уголовным преступлением. Однако еще одна специфика постсоветской ситуации заключается в тотальном невыполнении юридических норм практически во всех сферах жизни, вообще регулируемых законом, в том числе - в сфере обеспечения прав национальных меньшинств. Естественно, такая ситуация абсолютна нетерпима, ведь выполнение принятого законодательства и равенство всех граждан перед законом - основополагающее требование демократии. Однако сама законодательная база в постсоветских странах не устоялась и зачастую далека от совершенства. Например, согласно российскому уголовному кодексу, строго карается любая пропаганда религиозной исключительности. Если бы эта норма реально функционировала, на территории страны невозможно было бы издание многих религиозных текстов (включая Библию и Коран), и т.п. Таким образом, согласно старинному русскому изречению, "чрезмерная строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения".

4. Один из позитивных факторов, определяющих ситуацию с антисемитизмом, обусловлен вектором развития большинства постсоветских стран (кроме Беларуси), избранным их элитой. Россия, Украина и Молдова, равно как и закавказские республики, хотят быть частью цивилизованного западного общества, а для последнего антисемитизм абсолютно неприемлем. Руководство молодых демократических государств осознает, что Запад может закрыть глаза на некоторые другие недостатки новорожденной государственности, но отношение к евреям - это "лакмусовая бумажка" для оценки степени демократичности общества и ситуации с правами человека. Хотя бы из этих соображений постсоветская элита по логике вещей должна обращать - и обращает - особое внимание на ситуацию с антисемитизмом и стремиться противодействовать ему. Власть действительно борется с антисемитизмом, хотя не всегда последовательно и эффективно. Правда, в силу вышеупомянутой инерции советского стиля, даже борьба с антисемитизмом и политическим радикализмом осуществляется государством и правоохранительными органами не всегда корректно, с соблюдением всех формальностей, предусмотренных законом.

5. Наконец, в отличие от многих западных стран, в постсоветских государствах общество (и элиты, и большинство населения) скорее симпатизируют Израилю и склонны поддерживать его в конфликте с арабами. Про-палестинские симпатии чаще всего являются признаком коммунистических взглядов, устаревших и дискредитированных в глазах большинства. Целый ряд факторов обуславливает про-израильские настроения в обществе. Одна причина уже была упомянута: антисионизм вызывает отторжение как пережиток советской внешней политики и пропаганды. Молодое поколение не придерживается левых взглядов, и некоторые явления, заметные во многих странах Запада (антисемитизм в студенческих городках, про-палестинские лозунги молодежных антиглобалистских выступлений и т.п.), отсутствуют. Во-вторых, более миллиона репатриантов, выехавших в Израиль из бывшего Советского Союза, в большинстве своем - интеллигенция и высококвалифицированные специалисты, поддерживают контакты со своими друзьями и коллегами в "странах Исхода", что обуславливает распределение симпатий, например, в средствах массовой информации при освещении арабо-израильского конфликта. В-третьих, не столь многочисленны и влиятельны, как на Западе, группы выходцев из арабских стран и в первую очередь, собственно из Палестины. Мусульманское население России, Украины и Закавказья - не арабы, а тюрки и представители северокавказских этносов, поэтому механизмы панарабской солидарности на этом пространстве не работают (хотя панисламская солидарность имеет место, религиозная форма солидарности в современном менее мобилизующая, нежели языковая и этническая). Наконец, для России, как и для Израиля, актуально противостояние с терроризмом, выступающим под сепаратистскими и, нередко, исламистскими лозунгами. И у элит, и у населения складывается ощущение, что речь идет о борьбе с общим врагом, о двух участках одного фронта. Чуть в меньшей степени, такое восприятие свойственно и Украине. Хоть Украина и избежала непосредственного столкновения с терроризмом, она не может игнорировать эту проблему, поскольку слишком тесно связана с Россией, а также сталкивается с потенциальной угрозой сепаратизма со стороны радикального крыла политически активных крымских татар. Закавказские государства в несколько иной форме тоже стоят перед проблемой радикального исламизма, в силу чего эксплуатация "антитеррористических" стереотипов (и, как следствие, ощущение солидарности с Израилем) свойственна и им (особенно если учитывать откровенный антисемитизм мусульманских радикалов-оппозиционеров).

При анализе антисемитских проявлений следует четко осознавать эти факторы, определяющие специфику ситуации на постсоветском пространстве и отличающие ее от положения в большинстве западных стран.


Вячеслав Лихачев