Хроника фильтрации Рунета № 29. 25-29 июля 2016г.

"Мемориал" признал дагестанского имама Магомеднаби Магомедова политзаключенным

Правозащитный центр "Мемориал" признал арестованного в Дагестане имама мечети "Восточная" (Хасавюрт), председателя совета имамов Хасавюрта Магомеднаби Магомедова политическим заключенным. Ему предъявлены обвинения по двум статьям: по ч. 1 ст. 205.2 УК (публичные призывы к терроризму или его оправдание) и ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды).

"Мемориал" поясняет, что Магомедов был арестован за проповедь, посвященную усилению давления на салафитов со стороны властей и закрытию салафитских мечетей. С точки зрения следствия, Магомедов оправдывал практику терроризма и возбуждал ненависть к представителям власти и правоохранительных органов и к коммунистам. Однако представители "Мемориала" не обнаружили в выложенной в YouTube записи проповеди призывов к насильственным действиям и терроризму. Как говорится в заявлении правозащитного центра, "Магомедов в неоскорбительной форме обвиняет сотрудников правоохранительных органов в нарушении закона и должностных преступлениях — и это неотъемлемое право гражданина, которое не может считаться криминальным деянием. Обвинение во вражде к коммунистам попросту комично: Магомедов ссылается на исторический факт исчезновения советского государства, которое, по его мнению, предопределено преследованиями мусульман. Все надежды на восстановление справедливости он возлагает на Аллаха, а слушателей призывает объединиться и оказывать друг другу поддержку… "Мемориал"... видит в аресте Магомедова провокацию против законопослушного представителя умеренного салафитского движения, способствовавшего снижен ию радикализма среди прихожан и отговаривавшего молодежь от участия в незаконных вооруженных формированиях. Его преследование связано с реализаций права на свободу слова и совести и нацелено на то, чтобы прекратить ненасильственную, но неудобную для властей республики деятельность".


Роскомнадзор запретил  анонимайзер "Хамелеон"

26 июля 2016 года официальный представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский сообщил, что в Единый реестр запрещенных сайтов внесен популярный анонимайзер "Хамелеон" (cameleo.ru).

Основанием для внесения одного из крупнейших в России анонимайзеров в реестр стало решение Сарапульского районного суда Удмуртской Республики от 10 мая 2016 года. Суд согласился с мнением прокуратуры о том, что благодаря информации, размещенной на сайте cameleo.ru пользователи получают доступ к сайтам с экстремистскими материалами.

Представитель Роскомнадзора заявил, что если администрация сервиса выйдет на контакт с ведомством, то совместно они могут сформулировать действия, которые нужно будет предпринять во избежание блокировки.

В Центре "Сова" отмечают, что анонимайзеры сами по себе не содержат никакой запрещенной информации. Доступ к запрещенным материалам может быть осуществлен и посредством других инструментов, в том числе через обычную поисковую систему, поскольку удалить их из глобальной сети полностью пока не удается – однако такая возможность не является основанием для закрытия доступа к поисковым системам. В связи с этим в "Сове" считают решения о блокировке анонимайзеров неправомерными.

Тем не менее, количество случаев блокировки анонимайзеров по требованию прокуратур разных российских регионов растет.


Утвержден приговор астраханскому националисту Игорю Стенину

28 июня 2016 года руководитель Международной правозащитной группы "Агора" Павел Чиков сообщил, что Астраханский областной суд оставил в силе приговор лидеру движения "Русские Астрахани" Игорю Стенину.

16 мая 2016 года лидер движения "Русские Астрахани" Игорь Стенин был приговорен к двум годам колонии-поселения по ч. 2 ст. 280 УК (публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности через интернет). Стенин был признан виновным в публикации в соцсети "ВКонтакте" под псевдонимом "Ингвар Стефан" записи на тему войны на Украине, ему также вменили в вину комментарий другого пользователя, который следствие ошибочно приняло за репост.

В Центре "Сова" считают, что фигурирующая в уголовном деле короткая запись с призывом к уничтожению "кремлевских оккупантов" не может считаться призывом к осуществлению экстремистской деятельности. Собирательный образ "кремлевские оккупанты", применявшийся в прошлые годы недовольными гражданами к властям, очевидно, получил еще более широкую и еще менее адресную трактовку в связи с украинскими событиями. Воспринимать это фигуральное выражение как прямой призыв к расправе над представителями какой-то определенной социальной группы невозможно, и ранее правоохранительные органы не преследовали граждан за этот популярный лозунг, не придавая ему особого значения. Если все же трактовать его как призыв, относящийся к российским властям, следует отметить, что представители власти не образуют уязвимой социальной группы, которая нуждалась бы в особой защите в виде антиэкстремистских статей УК. Кроме того, если воспринимать это высказывание как призыв к активным действиям, очевидно, что речь идет о действиях вне территории России.

В целом же эксперты "Совы" полагают, что украинский кризис неизбежно провоцирует многих на крайние высказывания, не характерные для них в другое время, и в этой ситуации целесообразнее не прибегать к уголовному преследованию даже за самые резкие высказывания, если в них не присутствует состав преступления в самой ясной и недвусмысленной форме.

В "Сове" также указывают на неоправданную суровость приговора – два года реального срока.

Ранее, в октябре 2015 года, Стенин был неправомерно оштрафован за распространение видеоролика.

Правозащитный центр "Мемориал" признал Игоря Стенина преследуемым по политическим мотивам.