Новости по теме

В Госдуму внесен законопроект о дополнении перечня текстов традиционных религий, которые запрещено признавать экстремистскими

Перечень предлагается дополнить трудами четырех исламских канонических школ и «священными христианскими писаниями».

27 января 2023 года парламент Чечни внес на рассмотрение в Госдуму законопроект № 285654-8 «О внесении изменения в статью 3-1 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности"». Авторы законопроекта предлагают изменить федеральный закон, расширив перечень текстов традиционных религий, которые запрещено признавать экстремистскими.

Действующий запрет на признание экстремистскими материалами Библии, Корана, Танаха, Ганджура, содержания этих книг и цитат из них чеченские парламентарии предлагают распространить также на «иные священные христианские писания» и труды четырех исламских канонических школ (Ханафитского, Маликитского, Шафиитского и Ханбалитского мазхабов). Запрет распространится как на первоисточники священных текстов, так и на их переводы на языки народов Российской Федерации. 

При этом авторы инициативы считают необходимым упомянуть в законе, что эти тексты являются «основными источниками вероучения и неотъемлемой частью культурного и исторического наследия соответствующих религий». По их мнению, изменение федерального закона поможет решить проблему, возникающую в связи с тем, что суды нередко признают экстремистскими литературно-письменные памятники, являющиеся каноническими источниками вероучения традиционных мировых религий.

Законопроект является очередной попыткой решить комплекс проблем, сложившихся вокруг практики запрета в России религиозных текстов. Четыре священные книги мировых религий (но не любые их переводы) пользуются иммунитетом. Однако все прочие религиозные тексты, включая древние и авторитетные, в России никак не защищены от запретов за экстремизм: в Федеральный список экстремистских материалов (ФСЭМ) входят сотни религиозных текстов. Пока в законе об экстремизме существует абсурдная формулировка, позволяющая подводить «пропаганду превосходства собственной религии» — т.е. фактически любую проповедь — под определение экстремистской деятельности, абсурдные запреты будут практиковаться, и верующих будут продолжать преследовать за распространение неправомерно запрещенной литературы. 

Есть и более общая проблема, касающаяся признания материалов экстремистскими: этот механизм в целом не продуман и неэффективен. Очевидно, бороться следует не с самими материалами, которые, независимо от содержания, могут быть использованы в самых разных целях, а с их использованием в целях пропаганды насилия, ненависти, дискриминации. И, кстати, тот факт, что законопроект предусматривает защиту лишь для ряда исламских и христианских трудов, с нашей точки зрения, свидетельствует об избирательном и дискриминационном по отношению к другим вероисповеданиям подходе законодателя.

Ссылки на данную статью [4]