Новости по теме

ЕСПЧ удовлетворил жалобу башкирского активиста на длительный арест

Страсбургский суд счел, что Россия нарушила право Айрата Дильмухаметова на свободу и личную неприкосновенность.

9 июня 2022 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по жалобе башкирского активиста Айрата Дильмухаметова в связи с его длительным содержанием под стражей по делу о призывах к нарушению территориальной целостности РФ (ч. 2 ст. 280.1 УК). Суд счел что Россия нарушила третий параграф ст. 5 Европейской конвенции о правах человека, который защищает право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Согласно постановлению, Россия должна выплатить Дильмухаметову компенсацию в размере 3100 евро. 

Дильмухаметов находился в СИЗО с марта 2019 года, спустя 6 месяцев он обратился в ЕСПЧ с жалобой на нарушение ст. 5 Конвенции (право на свободу и личную неприкосновенность). Активист настаивал, что избранная в отношении него мера пресечения несоразмерна, а ее необходимость не была обоснована. ЕСПЧ согласился с этим аргументом, указав, что, вынося решение об аресте Дильмухаметрова российский суд использовал “предположения”, а не доказательную базу, которая позволила бы судить о риске того, что активист может попробовать сбежать или воспрепятствовать правосудию. 

В августе 2020 года Центральный окружной военный суд приговорил Дильмухаметова к девяти годам колонии строгого режима по обвинению в призывах к сепаратизму и еще по трем статьям – ч. 1 ст. 280 УК (публичные призывы к экстремистской деятельности), ч. 1 ст. 282.3 УК (финансирование экстремистской деятельности), ч. 2 ст. 205.2 УК (публичное оправдание терроризма в интернете). Все эти обвинения мы склонны считать неправомерными (подробнее см. здесьздесьздесь и здесь). 9 августа 2023 года стало известно, что Ингодинский районный суд Читы постановил перевести Дильмухаметова отбывать наказание в колонию особого режима.

В декабре 2021 года Дильмухаметов обратился в ЕСПЧ с жалобой на приговор. Он настаивает, что Россия нарушила его права, гарантированные ст. 6 и 10 Конвенции (право на справедливое судебное разбирательство и право на свободу выражения мнения).