Новости по теме

ЕСПЧ присудил компенсацию осужденному по ст. 282 УК Ивану Мосееву

Россия должна будет выплатить компенсацию поморскому активисту, в 2013 году осужденного по ст. 282 УК.


1 марта 2022 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) вынес постановление по жалобе россиянина Ивана Мосеева. Суд решил, что Россия нарушила ст. 10 Европейской конвенции по правам человека, которая защищает свободу выражения мнения, и должна выплатить заявителю 7500 евро в качестве компенсации морального вреда и 1300 евро материального ущерба.

Мосеев, лидер Ассоциации поморов Архангельской области был 1 марта 2013 года приговорен Октябрьским районным судом Архангельска по ч. 1 ст. 282 УК (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства) к штрафу в размере 100 тысяч рублей; 24 мая того же года Архангельский областной суд утвердил это решение.

Обвиняли Мосеева в том, что он оставил на сайте информационного агентства "Эхо Севера" комментарий под ником "Поморы", оскорбляющий этнических русских. Уголовное дело было возбуждено 15 июля 2012 года из-за комментария, который Мосеев сделал в ходе дискуссии под статьей Анатолия Беднова "Поморье в Евразийском мире" на сайте "Эхо Севера". Один из участников дискуссии Анатолий Халтурин выразил несогласие с мнением автора статьи, якобы свидетельствующей о том, что поморы стремятся к "развалу страны", и рекомендовал разрешить проблему путем постановки "к стенке" – вероятно, самого автора, а в трактовке Мосеева – всех поморов. На это Мосеев ответил: "Что ты с нами сделаешь? Вас миллионы быдла, а нас 2 тысячи людей". С нашей точки зрения, это высказывание можно отнести к языку вражды, однако оно не представляло общественной опасности и не давало оснований для уголовного преследования.

ЕСПЧ указал, что в решении судов не было приведено само высказывание Мосеева и скупо цитировалось заключение экспертизы. Рассматривая дело, российские суды не приняли во внимание, что эмоциональная реплика Мосеева составляла часть дискуссии и могла быть адресована не всем русским, а лично Халтурину и его единомышленникам. Европейский суд также указал, что высказывание Мосеева не следует рассматривать как оскорбительное или – учитывая, что высказывание было сделано на местном сайте, а Мосеев не был известной публичной фигурой – как опасный призыв к ненависти, который мог бы привести к реальному насилию в отношении миллионов русских.