Максим Кронгауз об "этнической" и псевдоэтнической терминологии

16 мая 2008 года на сайте радио "Свобода" опубликован комментарий директора Института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза по поводу нынешнего некорректного словоупотребления, несущего негативную и оскорбительную для представителей тех или иных этнических групп окраску.

Поводом для передачи стал скандал, связанный с проектом государственного телеканала "Россия" "Имя России", где, в частности, генерал Багратион был назван "князем кавказской национальности".

Максим Кронгауз в целом постарался развить свои мысли, уже высказанные полтора года назад в газете "Ведомости".

По его мнению. крайне оскорбительное выражение "лицо кавказской национальности" - не что иное, как своеобразная гримаса политкорректности: "Вначале в русском языке (это еще было в советский период) появилось другое словосочетание — "лицо еврейской национальности". Появилось оно в период государственного антисемитизма, и связано было с относительно массовым отъездом в Израиль. Слово "еврей" в советские годы избегали произносить, хотя это одна из наций. Мы же не говорим, что русский отрицательное значение имеет, американец, украинец. Это было бы странно. Но вот слово "еврей" стали избегать произносить. И как только его стали избегать произносить, возникла потребность его чем-то заменять. Возник как бы смягченный вариант, где название национальности звучало не впрямую, а в качестве прилагательного — еврейская национальность" - таким образом государство маскировало собственный антисемитизм.

То же самое практически произошло и с нынешней конструкцией. "Но здесь это лицемерие усилилось еще и тем, о чем вы сказали — кавказской национальности нет".

Хуже всего, что слово "кавказец" в настоящее время практически не может употребляться как обозначение (необидной) территориальности - оно апеллирует только к этничности.

Поэтому рассуждения о том, можно или нельзя его сейчас употреблять еще долго останутся теоретическими - в настоящее время "кавказец" и тем более "лицо кавказской национальности" - остаются этническими маркерами, которые в подавляющем большинстве случаев употребляются в негативном контексте.