ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "СОВА"  


О безграмотности
//Итоги. ╧ 18 (51), 6 мая 1997 года. С. 4

Написать это письмо меня заставил выход в свет книги ╚Религии мира. 10-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учебных заведений. Рекомендовано Управлением общего среднего образования Министерства общего и профессионального образования РФ. √ М.: Дрофа, Наталис, 1997╩. Я являюсь руководителем авторского коллектива этого учебного пособия. Мы адресовали книгу общероссийской многоконфессиональной и многонациональной аудитории, стремясь к тому, чтобы у русских школьников не было предубеждений против ислама и иудаизма, а у татар, ингушей или калмыков сложилось адекватное представление о православии.

Когда книга была издана, мы обнаружили, что издательство ╚Наталис╩ внесло не согласованные с авторами дополнения и исправления в главы о христианстве и иудаизме. Так, в главу ╚Христианство╩ были включены разделы ╚Духовная жизнь человека и христианство╩, ╚Иисус √ Христос╩, ╚Православные святыни╩, ╚Кризис или возрождение?╩, содержащие абсолютно безграмотные утверждения (например, творцом иконы Владимирской Богоматери объявлен апостол Лука) и откровенную апологетику православия (например, ╚Святой Крест Христов √ это средоточие, в котором выражена вся истина нашей святой веры╩, С. 164). Подумал ли автор вставок, как в дагестанских или башкирских школах воспримут слова о ╚нашей святой вере╩ и не отобьют ли они желание вообще брать в руки этот учебник? Что касается раздела об иудаизме, то в ряде случаев термины Библия, Тора были заменены на ╚Ветхий Завет╩, в результате чего появилась фраза: ╚евреям удалось сохранить верность своему Богу и Ветхому Завету╩ (с. 153). И благо бы еще редакция честно призналась, что указанные добавления не принадлежат авторам, указанным в выходных данных издания. Впрочем, в одном случае было дано примечание от редакции (с. 160), в котором содержится следующее пояснение к слову ╚блаженный╩: ╚Блаженный Августин √ человек не от мира сего╩. Комментарии излишни. После этого мелочью кажутся нелепые подписи, данные редакцией под иллюстрациями.

К сожалению, цели которые ставили перед собой авторы пособия, оказались не выполненными по вине издательства ╚Наталис╩.

Шабуров Н.В., зав. кафедрой религиоведения Российского государственного гуманитарного университета.