ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР "СОВА"  


Из Доклада о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова в 2002 году

В 2002 году участились случаи нарушения прав человека в области свободы совести и вероисповедания. В России наблюдаются разногласия между представителями различных конфессий и религиозными организациями. Неоднократно отмечались случаи осквернения кладбищ, поджоги синагог, мечетей, культовых зданий.

В связи с ростом числа нарушений в этой сфере возникает необходимость обобщения практики применения судами законодательства о свободе совести. Сделать это может Верховный Суд Российской Федерации, что позволит выявить наиболее типичные нарушения этих прав как органами власти, так и самими религиозными объединениями, а также выделить наиболее распространенные судебные ошибки при рассмотрении соответствующих дел.

Следует обобщить результаты прокурорского надзора за исполнением законодательства о свободе совести, деятельности Минюста России и его территориальных органов по контролю за соблюдением религиозными объединениями уставных целей и порядка деятельности. Только на этой основе можно ставить вопрос о внесении дополнений и изменений в действующее законодательство,

В ноябре 2002 года Уполномоченный выступил с заявлением по поводу нарушений прав граждан на свободу вероисповедания на территории Республики Татарстан и призвал власти принять меры по их устранению. Поводом для подобного заключения стали неоднократные акты вандализма в отношении православных культовых зданий, строящихся в г. Набережные Челны.

Телекомпания г. Костромы передала информацию о нападении группы молодых людей на местную синагогу. Оскорбительными надписями был испещрен забор, выбиты стекла здания, при этом едва не пострадал человек, находившийся в помещении. Ранее на стенах синагоги и близлежащих домов неоднократно появлялись надписи антисемитского содержания, была предпринята попытка поджога синагоги. Уполномоченный обратился к прокурору Костромской области с призывом незамедлительно принять меры к розыску виновных и привлечению их к ответственности.

Одним из острых вопросов в сфере свободы совести и вероисповедания является возвращение и строительство культовых зданий. В январе 2002 года в аппарат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации поступило обращение Межрегионального общественного движения в защиту православной нравственности (вх. N А-12). В нем верующие сообщали, что в течение длительного времени в Республике Адыгея не решается вопрос о возвращении Майкопской епархии Русской православной церкви монастырского комплекса (Михайловская Афонская Закубанская пустынь). Граждане указывали, что неоднократно обращалась с коллективными заявлениями в местные и республиканские органы власти. Однако они должным образом на эти заявления не реагировали. В то же время часть комплекса монастыря сдавалась в аренду акционерному обществу. Остальные постройки, при попустительстве властей, постепенно превращались в руины. Все это заставило верующих обратиться к Уполномоченному с просьбой о содействии в возвращении Русской православной церкви и верующим православных святынь. После обращения Уполномоченного в Кабинет Министров Республики Адыгея был принят ряд постановлений, в соответствии с которыми Майкопской епархии Русской православной церкви возвращен монастырский комплекс (Михайловская Афонская Закубанская пустынь).

В феврале 2002 года к Уполномоченному обратились Председатель Союза евангельских христиан-баптистов России П. Коновальчик и старший пресвитер Ю. Подосенов с просьбой оказать содействие в возвращении Санкт-Петербургской церкви евангельских христиан-баптистов "Дома Евангелия", Из материалов, представленных администрацией Санкт-Петербурга, выяснилось, что данное здание было построено в 1910 году на деньги и силами верующих. В 1930 году религиозная община в административном порядке была снята с регистрации. Здание было закрыто и передано заводу "Электроаппарат".

В начале 90-х годов прошлого века верующие обратились в администрацию Санкт-Петербурга с просьбой возвратить ранее принадлежавшее им здание. Почти десять лет, несмотря на решения судебных инстанций и решения Комитета по управлению имуществом городской администрации в пользу заявителей, "Дом Евангелия" находился во владении завода.

Верующим не было предоставлено какое-либо другое здание для молитвенных целей и не объяснена позиция местных органов власти, не выполнивших свое собственное решение о возвращении им культового здания. После обращения Уполномоченного в мэрию Санкт-Петербурга верующим было предоставлено для оборудования под молитвенные цели другое здание (вх. NN Кл-279; Кл-407).

В средствах массовой информации опубликована информация о приостановлении по инициативе местных органов власти в г. Балашихе Московской области строительства молитвенного здания церкви евангельских христиан-баптистов "Ковчег" и сложившейся в связи с этим конфликтной ситуацией между верующими и органами местного самоуправления. (Религия и право, N4, 2001 год).

Уполномоченным был направлен запрос главе района с просьбой проинформировать о причинах и обстоятельствах принятого решения. Сотрудники аппарата Уполномоченного на месте выяснили, что районная администрация приостановила строительство молитвенного дома, ссылаясь на поступившие в ее адрес письма жителей района. Члены общины - более ста человек - вынуждены были собираться на первом этаже недостроенного двухэтажного здания, которое не имело даже крыши.

Администрация, рассмотрев обращение Уполномоченного, отменила свое распоряжение о приостановке строительства и разрешила верующим завершить строительство здания.

Еще одним направлением деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является проверка соответствия законодательных актов субъектов Российской Федерации федеральному законодательству по вопросам свободы совести и деятельности религиозных объединений.

В ноябре 2001 года к Уполномоченному поступил ряд обращений Западно-Российского союза церкви христиан адвентистов седьмого дня и религиозной группы адвентистов седьмого дня в г. Ржеве, в которых сообщалось о фактах нарушения прав верующих на территории Тверской области. В частности, запрещалась миссионерская, проповедническая и иная публичная религиозная деятельность представителей религиозных объединений, не зарегистрированных в установленном порядке, ограничивалась территориальная сфера деятельности религиозных организаций, а также запрещалось верующим собираться дома для проведения молитвенных собраний. Основанием для таких запретов, как утверждали граждане, стало постановление Законодательного Собрания Тверской области "Об упорядочении миссионерской и проповеднической деятельности на территории Тверской области".

Уполномоченный направил обращение в Управление Минюста России по Тверской области с просьбой провести юридическую экспертизу постановления. Было установлено, что по ряду положений оно не отвечает требованиям действующего законодательства, в частности статьям 14 и 28 Конституции Российской Федерации. В свою очередь, и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" не устанавливает каких-либо ограничений в распространении веры в зависимости от факта государственной регистрации. Также не ограничивается деятельность религиозных объединений, связанная с целями их создания определенными территориями. Законодательному Собранию Тверской области было предложено отменить постановление. 24 апреля 2002 года оно было отменено (вх. NN Кл-1776, Пр-Кл-41).

К Уполномоченному обратился Председатель Руководящего комитета Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России В. Калин. По его мнению, принятый парламентом Кабардино-Балкарской Республики Закон "О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за нарушения, связанные с осуществлением религиозной деятельности" противоречит ряду норм федерального законодательства о свободе совести и при реализации может привести к осложнению межконфессиональных отношений в республике.

Сотрудниками аппарата Уполномоченного были выявлены противоречия данного правового акта Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству. Закон вводит дополнительные составы административных правонарушений на территории Кабардино-Балкарии и устанавливает ответственность за их нарушение. Так, например, статья 16 закона предписывает, что любое собрание граждан по религиозному мотиву без письменного уведомления органа местного самоуправления влечет наложение штрафа. Закон устанавливает ответственность за занятие религиозной педагогической деятельностью, в том числе обучение основам вероучения, лицами, не имеющими профессионального педагогического и духовного образования.

По поручению Уполномоченного было подготовлено обращение в Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов Генеральной прокуратуры России с просьбой принять меры прокурорского реагирования. Прокуратура внесла протест по данному закону в Парламент Кабардино-Балкарской Республики, который признал его утратившим силу (вх. NN К-869, КК-869).

Имеют место некорректно составленные справочно-методические рекомендации, изданные администрациями субъектов Российской Федерации и федеральными министерствами и ведомствами. В последние годы во многих регионах России издаются справочно-информационные материалы о действующих на их территории религиозных объединениях. Администрации субъектов Российской Федерации, готовя такие справочники, рассчитывают, что они станут ориентиром для государственных служащих при возникновении тех или иных спорных ситуаций. Однако практика показывает, что нередко пособия выполняются на недостаточном научном уровне, являются перепечаткой конфессиональных материалов и нередко провоцируют конфликты между религиозными объединениями, а также между объединениями и властными структурами.

В декабре 2001 года на имя Уполномоченного поступило обращение от руководителей объединения Свидетелей Иеговы в связи с изданием администрацией г. Красноярска "Сборника рекомендаций для работы с нетрадиционными религиозными организациями". Заявители указывали, что в сборнике использовались сведения, искажающие историю и современную деятельность отдельных религиозных объединений, а также некорректные и оскорбляющие формулировки в отношении верующих и их объединений. Например, Свидетели Иеговы, кришнаиты были классифицированы как "нетрадиционные религиозные организации деструктивного характера", "тоталитарные секты", "деструктивные культы". Руководство и членов этих организаций обвиняли в различных преступлениях. По мнению авторов сборника, "нетрадиционная религиозность разрушительна в самой своей основе, она всегда и неизбежно приводит человека и общество к катастрофе, на ее почве невозможно создать новую культуру".

По поручению Уполномоченного в письме главе администрации г. Красноярска было предложено изъять из обращения данный сборник. Из полученного официального ответа администрации следует, что тираж изъят, представителям власти направлены указания о взаимодействии с религиозными объединениями в строгом соответствии с Конституцией и действующим законодательством (вх. N К-2038).

На имя Уполномоченного поступили обращения пастора церкви христиан-адвентистов седьмого дня из Костромы, а также последователей протестантских церквей из Санкт-Петербурга и Твери. В них сообщалось о том, что представителям ряда религиозных протестантских объединений чинятся необоснованные препятствия в их религиозно-просветительской деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста России. Заявители указывали, что администрации исправительных учреждений ссылаются на "Рекомендации Министерства юстиции Российской Федерации по взаимодействию исправительных учреждений с религиозными объединениями" и прилагаемое к ним приложение - "Классификация и общие признаки некоторых тоталитарных, деструктивных религиозных организаций", направленные в учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста России.

Знакомство с документами, затребованными Уполномоченным из Минюста России, показало, что в них некорректно используются такие термины, как "деструктивные, тоталитарные, нетрадиционные культы и секты": они не имеют правового определения и не содержатся в нормативных актах, регулирующих деятельность религиозных объединений.

В письме Уполномоченного в Минюст России отмечалось, что подобная позиция может дезориентировать сотрудников воспитательных служб, поощрять религиозную нетерпимость. Документы были отозваны из учреждений исправительной системы. Тем самым были сняты необоснованные препятствия разрешенной законом деятельности религиозных организаций и учреждениях РУИН Минюста России (вх. NN Кл-1774, А-303, К-942).