с учетом активного фильтра: 2017
Содержание раздела:
Расизм и ксенофобия
Неправомерный антиэкстремизм
Религия в светском обществе
Религиозные деятели прокомментировали намерение Минюста запретить Свидетелей Иеговы
Главный редактор газеты «Православная Москва» протоиерей Михаил Дудко уверен, что государство вообще не имеет права запрещать какие бы то ни было религиозные организации. Задача государства – защищать граждан. «Дело не в религии – любая организация, которая покушается на жизнь людей, разумеется, должна быть наказана или запрещена. Насколько современное вероучение и, самое главное, практика «Свидетелей Иеговы» подходит под ту категорию, которую я обозначил, мне сказать сложно – нужно разбираться предметно», - рассуждает священник.
Он отметил, что не согласен с вероучением Свидетелей Иеговы: «Но мое несогласие не означает, что я имею право и даже намерение их на этом основании запретить».
Свидетели Иеговы – «организация вредная и подобна опухоли, но это опухоль не церковного организма», - считает заведующий кафедрой общенаучных дисциплин Рязанской православной духовной семинарии, доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина протоиерей Александр Добросельский. Он сомневается, что в отсутствие этой организации, ее «адепты» пришли бы в Русскую православную церковь, потому что верят не в Христа, а «в своего оригинального бога».
«Будучи чуждой и враждебной любому государству по своей догматике, это опухоль организма государственного. Государству и решать вопрос об её удалении», - полагает священник, но высказывает сомнение в целесообразности таких радикальных мер: «Мне лично кажется, что опухоль эта на данный момент не злокачественная, то есть не угрожающая государству, а, удаляя таковые, необходимо соизмеряться с наносимым при этом организму вредом».
Заведующий кафедрами философии, основного богословия и апологетики Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Виктор Лега открыто заявил, что «не приветствует» решение Минюста. Хоть он и считает Свидетелей Иеговы «ошибочной религией», но сомневается, «действительно ли это экстремизм».
Последствия запрета Свидетелей Иеговы, по его мнению, легко просчитываются: «Начнутся упреки в преследовании за религию, упреки в сращивании государства и православной Церкви, упреки Церкви, что она использует нечестные методы борьбы с другими течениями, задействовав государство».
Доцент, заведующий кафедрой нравственного богословия Православного института св. Иоанна Богослова священник Стефан Домусчи считает, что вмешательство государства в мировоззренческие вопросы «редко приводило к чему-то хорошему. В области веры не может действовать никакое насилие, потому что речь идет о вере». Он уверен, что «общество может само себя оградить от влияния каких-то новых нетрадиционных религиозных движений».
Однако в случае со Свидетелями Иеговы, полагает священник, «речь идет не только об идеях и мировоззрении. Эти люди, например, запрещают переливание крови. <…> То есть фактически эти люди навязывают своим адептам отказ от традиционного медицинского вмешательства, которое может спасти жизнь. Кроме того, «Свидетели Иеговы» не питают никакого уважения к государственным, общенародным праздникам, запрещают их отмечать. Для них слова «защита своей родины» - пустой звук.
Организация, которая «ведет себя на территории другого государства агрессивно и пользуется методами тоталитарной сеты, становится опасна не только для власти, но и всего общества»,- сказал о. Стефан.
Клирик московского храма Космы и Дамиана в Шубине протоиерей Александр Кузин уверен, что государство преследует Свидетелей Иеговы «не за ересь, а за антигосударственную деятельность, которой занимаются эти люди. По странному совпадению они одновременно еще и еретики».
Действующее антиэкстремистское законодательство о. Александр считает несовершенным, но необходимым – «хотя бы для того, чтобы наказывать людей, которые с помощью псевдорелигиозного культа ведут антигосударственную деятельность». «Церковь хоть и отделена от государства, но для безопасности общества с государством нужно сотрудничать. И это здравая позиция общества, которое не хочет анархии и беспорядка», - считает священник.
С ним согласен настоятель храма Преображения Господня в Орске протоиерей Александр Куцов. Он убежден, что Свидетели Иеговы «признаны экстремисткой организацией, и ни для кого не секрет, что эту секта финансирует Запад (США). Именно благодаря сектам противоборствующая страна всеми силами пытается внедриться в наше общество, деморализовать его, внести смуту и раскол». Поэтому он считает правомерным запрет Свидетелей Иеговы как организации, которая «наносит вред государственному строю России»: «Думаю, оно (государство – Ред.) совершенно справедливо усматривает в деятельности деструктивных сект антигосударственные нотки, и гонит еретиков не за их еретические мысли, а за то, что они под видом религии пытаются внести разлад в государственный строй России и представляют опасность для государства».
Эту точку зрения разделяет и настоятель храма мученицы Лукии Сиракузской в Благовещенске иерей Святослав Шевченко. Он считает, что «государство в любом случае должно регламентировать проповедническую деятельность, когда таковая выходит за рамки прямой деятельности той или иной религиозной организации», т. к. «только оно сможет справиться с деструктивным действием тоталитарных сект, которые агрессивно себя ведут и, как правило, частично или полностью финансируются из-за рубежа». А Свидетели Иеговы, по его мнению, именно такая организация, где «промывают людям мозги, а те в результате гибнут».
Радикальные меры поддержали и мусульманские деятели. Муфтий Москвы и Центрального региона России Альбир Крганов, отметив, что «свобода совести и вероисповедания – это наша большая демократическая ценность», все-таки высказал уверенность, что «если Минюст принял решение о запрете «Свидетелей Иеговы», для этого есть веские основания». «Мы сейчас всех причин для запрета не знаем, но возможно вскоре они станут всем известны», - предположил муфтий.
Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев и вовсе заявил, что «всегда был сторонником запрета всех сект, и не раз говорил, что нельзя им давать разрешение на работу в нашей стране». «Если они христиане, то должны быть в одной Церкви с христианами, как католики и православные», - считает он.
Раз Свидетели Иеговы не «в одной Церкви с христианами», то, по мнению священнослужителя, следует «консультироваться с представителями основной конфессии. То есть следует спросить мнения у патриарха Кирилла: если он одобрит деятельность «Свидетелей Иеговы», пусть исповедуют. А если нет, то Минюст однозначно должен запретить их работу в нашей стране. Мнение представителей традиционных религий в этом вопросе должно быть первостепенным».
Так же радикально настроен и председатель общественной организации «Еврейская национально-культурная автономия Тульской области» Лев Райхлин. Он полагает, что Свидетели Иеговы проповедуют, ходя по домам, «потому что люди не хотят к ним идти просто так. Значит, есть в этой религиозной организации что-то такое, что отпугивает людей». И вообще, «это не вера, а обычная секта. Там свои правила, и направлены они на разрушение человеческой личности – это еще в лучшем случае».
«А если они к тому же занимаются экстремисткой деятельностью, государство просто обязано защищать себя и своих граждан - на то оно и государство», - считает Л. Райхлин.Источники:
Та же статья в других темах:
Tweet |
