Михаил Тульский. Взаимоотношения мусульманских организаций России с федеральными и региональными властями

Муфтии в борьбе за благосклонность Кремля

На старте жесткого противостояния Совета муфтиев России (СМР) Равиля Гайнутдина и Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) Талгата Таджуддина [1] Кремль демонстрировал нежелание в него вмешиваться, подчеркивая уважительное отношение к обоим лидерам. Борьба за близость к Кремлю обострилась после начала второй войны в Чечне. И если гайнутдиновцы первоначально не хотели поддерживать военные действия, то таджуддиновцы увидели в этой ситуации шанс обратить на себя внимание Кремля.

Лишь 16 октября 1999 г. Гайнутдин определенно поддержал военные действия России в Дагестане: "Мы будем бороться с проникновением вглубь России "ислама" радикального толка и призываем верующих мусульман исповедовать традиционный ислам, главные постулаты которого осуждают войны, братоубийство, насилие" [2]. В августе он выступал довольно противоречиво: то говорил о необходимости "исключительно мирного решения этого острого конфликта" [3], то заявлял, что "исламское духовенство России будет поддерживать мусульман Дагестана, ведущих борьбу с агрессорами. Люди, которые вошли в республику с оружием, не имеют никакого отношения к защите принципов ислама" [4], а 1 октября выступил "против нанесения авиаударов по Чечне" [5].

9 сентября 1999 г. в резиденции Гайнутдина совместно с муфтиями Чечни, Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Дагестана прошло расширенное заседание СМР. Оказалось, что позиции гайнутдиновцев и северокавказцев различаются: "Мы призывали сесть за стол переговоров, чтобы попытаться прекратить кровопролитие, но, к сожалению, некоторые муфтии Северного Кавказа выступали резко против этого, они считают, что надо вести войну до конца", - так описал эти противоречия муфтий Татарстана и сопредседатель СМР Гусман Исхаков. О молодых чеченских боевиках Исхаков сказал: "Когда эти 15-16-летние мальчики успели стать бандитами? Их не надо называть бандитами, их просто надо наставить на истинный путь" [6]. Однако на прошедшей в тот же день встрече муфтиев СМР и Северного Кавказа с Путиным это разномыслие не было обнаружено.

Со своей стороны, Талгат Таджуддин на научно-практической конференции "Войны будущего и пути их предотвращения" в конце ноября 1999 г., рассказав историю проникновения ваххабизма в Россию, перешел к современности: "В России немало пособников ваххабитов. Это Московский муфтият (Гайнутдина - ред.), Духовное управление мусульман Азиатской части России (ДУМАЧР, входящее в СМР - ред.), Бугурусланский муфтият, Духовное управление мусульман Татарстана. Московский муфтият недавно получил гуманитарную помощь из-за рубежа на 1 млн. долларов - а это и летние ваххабитские лагеря, и ваххабитское духовенство" [7].

В целом дискуссию Таджуддин явно выигрывал. Проблема была только в том, что до Кремля в 1999-2000 гг. редко доходила информация о наличии разногласий среди муфтиев, тем более - о сути этих разногласий. Таджуддин часто проигрывал из-за того, что его резиденция находилась в Уфе, в то время как Гайнутдин всегда был для Кремля рядом, в Москве.

Имидж Гайнутдина в глазах Кремля подпортили связи с татарской партией "Ватан". 18 марта 2001 г. народно-демократическая партия "Ватан" организовала круглый стол, на котором ее председатель Мохаммэт Миначев назвал празднование Куликовской битвы оскорблением татарского народа. Партия "Ватан" была учреждена 13 октября 1990 г. и сразу же провозгласила своей целью "воссоздание татарской государственности... на территориях существовавших несколько столетий назад Астраханского, Казанского и Сибирского ханств". 23 февраля 2000 г. "Ватан" провела пикет в Москве под лозунгом "I vote for Shamil Basayev. Я голосую за Шамиля. Свободу Чеченской Республике Ичкерия от российских оккупантов", а 12 июня - пикет под флагами Ичкерии и лозунгом "Басаев - да, Путин - нет!". И на таком фоне предложения "Ватана" о Куликовской битве получили 24 апреля 2001 г. официальную поддержку Равиля Гайнутдина, добавившего, что иначе мусульманские народы России будут чувствовать себя "в плену у другого народа, который празднует свою победу доныне, чтобы еще больше унизить побежденных".

Талгат Таджуддин, напротив, сделал вполне миролюбивое заявление 20 июля: "Не надо делать из мухи слона. У каждого государства есть свои исторические даты, и Куликовская битва - одна из них. Отмечать ее нужно, и в этом должны участвовать представители и русского, и татарского народов. Судьба собрала нас в едином Отечестве, где мы в мире и согласии живем. В день Куликовской битвы можно вместе помянуть прошлое, поговорить о нынешних проблемах и о том, как жить дальше".

Рейтинг Таджуддина в Кремле рос, и подорвать его смог только сам Таджуддин. После скандала с "объявлением джихада США" 3 апреля 2003 г. уфимский муфтий впадает в немилость Кремля: 17 апреля на совещании по религиозному образованию в Кремле замруководителя Администрации президента Владислав Сурков пригласил к себе муфтиев Северного Кавказа и СМР, но не пригласил муфтиев ЦДУМ. По словам руководителя ДУМАЧР Нафигуллы Аширова, Сурков во всеуслышание объяснил это тем, что после последних событий "никаких дел с Таджуддином иметь в принципе невозможно". Правда, тогдашний глава администрации президента Александр Волошин отнесся к выступлению Таджуддина с большим пониманием и встретился 4 апреля с заместителем Таджуддина Мухаммедгали Хузиным, однако и Волошин, по-видимому, посоветовал таджуддиновцам дезавуировать "джихад" (что Хузин и сделал, завив: "Таджуддин объявил духовный джихад, который состоит из четырех аспектов: осуждение агрессии США против суверенного государства; поддержка действий президента РФ по мирному урегулированию иракского кризиса; просьба организовать сбор средств для оказания гуманитарной помощи Ираку; отключать телевизоры, когда идет демонстрация американских, английских, канадских фильмов и т.д." [8]).

Однако вряд ли стоит преувеличивать "опалу" Таджуддина: его приглашают вместе с Гайнутдином и лидером северокавказских мусульман Исмаилом Бердиевым на инаугурацию Путина 7 мая 2004 г. и на заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте 29 сентября 2004 г., в котором впервые принял участие сам Владимир Путин.
Ситуация, в которой Гайнутдин из "защитника ваххабитов" превращался в "борца с экстремизмом" (в частности, его сторонники публиковали в СМИ статьи о встрече Таджуддина в 1991 г. с братом бен Ладена Тариком), а "борец с ваххабизмом" Таджуддин стал "проповедником джихада", сделала невозможной дальнейшую идеологическую борьбу между "гайнутдиновцами" и "таджуддиновцами" - любые взаимные обвинения теперь не были бы восприняты всерьез. Невозможность ведения дальнейшей полемики, возможно, и подтолкнула лидеров российских мусульман к необходимости объединения. Тем более, что Кремль по-прежнему демонстрировал лояльность к обеим противоборствующим группировкам, призывая их к объединению.

Результатом объединительных усилий Кремля стало подписание 20 мая 2004 г. совместного заявления Бердиева, Гайнутдина и Таджуддин о создании "Объединенного совета духовных управлений мусульман России по противодействию экстремизму и терроризму", в котором они выразили "решительную поддержку и всемерное содействие усилиям государства и Президента РФ В.В. Путина". Впервые за всю историю мусульманского раскола лидеры трех основных группировок российских мусульман объединились в общий Совет.

Последнее время Путин все более симпатизирует северокавказским муфтиям. Не случайно на вышеупомянутом последнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями слово от имени всех мусульман было предоставлено председателю Координационного совета мусульман Северного Кавказа Исмаилу Бердиеву, а Гайнутдину и Таджуддину слова не дали. Выступление Бердиева было выдержано в более чем государственнических тонах. В частности, он говорил:

"В связи с этой (ваххабитской - ред.) агрессией против традиционного российского ислама необходимо принимать меры по его спасению. Вновь и вновь мы предлагаем создать единую мусульманскую религиозную организацию России. Здесь я постоянно об этом говорю - со мной согласны и остальные, - что единый мусульманский центр нужен, чтобы мы могли проверять литературу, которая выпускается у нас в России, а ее выпускает каждый, кому не лень... В качестве первого объединяющего шага мы создали мусульманский антитеррористический и антиэкстремистский центр...

Во-первых, речь идет о недопущении на территорию страны филиалов радикальных негосударственных институтов, зарубежных исламских эмиссаров. Тем более важно максимально ограничить их возможности по проведению проповеднической работы. Во-вторых, крайне необходимо разработать механизмы недопущения неконтролируемой преподавательской деятельности, в том числе в исламских учебных заведениях России, иностранными проповедниками. В-третьих, нужно, чтобы тот человек, который выпускает литературу, чтобы это был конкретный определенный центр, чтобы мы знали, кто это выпускает и что оно в себе несет. По-видимому, необходимо решать нам всем вместе: мусульманские религиозные организации и правоохранительные органы. В-четвертых, крайне важно прекратить неконтролируемые направления на учебу за границу будущих мусульманских священнослужителей. Такие кадры необходимо готовить в России, чтобы будущие священнослужители были патриотами своей Родины - и не работали, и не были рабами антироссийских организаций... Чтобы получить высшее образование, нужны большие средства, а мы не в состоянии это все потянуть, поэтому здесь нужна помощь именно государства. Тут надо заметить то, что когда готовят за границей этих кадры, они бесплатно все это делают - это немаловажно. Пятое, для координации противостояния пришедшему на землю злу, ваххабизму и международному терроризму, мы, представители Северного Кавказа, неоднократно предлагали создать на федеральном уровне государственный орган по взаимодействию с религиозными организациями и национальным вопросам"
[9].

Еще осенью 2001 г. ходили слухи, что Путин задумал объединить всех российских мусульман в одну организацию под руководством Ахмада Кадырова, но тогда против лидерства кавказцев в российской умме возражали в кулуарах и Гайнутдин, и Таджуддин. Сейчас эти татарские муфтии, похоже, уже смирились с перспективой выдвижения на пост главного муфтия страны представителя Северного Кавказа.

Отношения мусульманских организаций с ФСБ и прокуратурой

У Таджуддина и Гайнутдина не только вполне благожелательные отношения с ФСБ и прокуратурой, но бывшие сотрудники КГБ есть и в их ближайшем окружении. У Таджуддина это бывший подполковник КГБ Мулланур Табаев. По утверждению самого Табаева, в окружении Гайнутдина также немало его коллег: Рефат Османов, муфтий Нижегородской области Умар Идрисов, ректор Московского исламского университета Марат Муртазин [10].

Что касается чеченских боевиков, то их издания в 2000-2001 гг. чаще подвергали нападкам и обвинениям в связях с ФСБ Таджуддина, что и понятно: именно Талгат-хазрат наиболее непримиримо выступал против воинов Ичкерии. Однако в последнее время чеченские боевики уже перестали отличать жесткого Таджуддина от мягкого Гайнутдина и обоих рисуют одной черной краской. "Все члены :Совета муфтиев России; во главе с Гайнутдином являются штатными и частично внештатными сотрудниками ФСБ", - пишет официальное агентство Ичкерии "Чеченпресс" [11].

Впрочем, объективности ради следует признать, что отнюдь не у всех лидеров СМР такие хорошие отношения с ФСБ, как у Гайнутдина. Взаимоотношения муфтия Нафигуллы Аширова и политика Абдул-Вахеда Ниязова с российскими чекистами иначе, как враждебными, не назовешь. Эта враждебность проявилась еще 16 января 1998 г., когда их соратник по Союзу мусульман Надиршах Хачилаев заявил, что к обострению обстановки в Дагестане может быть причастно ФСБ: "Эта структура восстановила свои агентурные связи в Дагестане и Чечне и теперь дергает за нужные ниточки" [12]. А возможно, и еще раньше: еще в 1995-1996 гг. Ниязов (зачастую вместе с Ашировым) несколько раз ездил в Европу и Чечню, что могло дать ФСБ основания подозревать его в налаживании связей между чеченскими боевиками и европейскими исламскими центрами.

Примечательно, что Аширов стал единственным муфтием, по которому рикошетом ударила "антитеррористическая операция" в Чечне. В 7 утра 9 декабря 1999 г. в его квартиру пришли с обыском сотрудники ФСБ и под предлогом поиска оружия и взрывчатки изъяли различную документацию. Аширов рассказывал, что на допросе в "Лефортово" он встретил сотрудников Исламского конгресса. Аналогичные обыски были также произведены в мусульманской организации "Общество социальных реформ" и в информационно-издательском центре "Бадр", в котором "были изъяты экземпляры книг на русском языке - :Основы Единобожия;, :Намаз; и другие" (видимо, имеется в виду "Книга единобожия", написанная основателем ваххабизма - М.Т. [13]). Так описал произошедшее сам Аширов и сделал вывод: "Мы полностью, даже чрезмерно поддерживали все действия государственной власти в отношении терроризма и экстремизма" [14].

Примечательно, что 27 февраля 2004 г., после теракта в московском метро, произведено задержание 80 прихожан Исторической мечети - единственной в Москве, которая фактически находится под контролем Аширова и Ниязова - в то время как у остальных мечетей проверка документов и задержания не проводились [15]. Задержанным предлагали сотрудничать с ФСБ; несколько дней ФСБ проверяла хозяйственную деятельность мечети и с металлоискателями искала в мечети оружие и взрывчатку [16].

Единственный подобный случай со сторонниками Гайнутдина произошел в июле 2001 г. в аэропорту "Шереметьево", когда был задержан имам-хатыб Пермской соборной мечети гражданин Таджикистана Аббос Мирахмедов, у которого помимо подложного заграничного паспорта была обнаружена большая доза героина, спрятанная между страницами Корана. Мирахмедов был выдворен из РФ в мае 2002 г. До высылки он, по словам пермского муфтия-"таджуддиновца" Мухаммедгали Хузина [17], вел в Пермской мечети ваххабитскую пропаганду. Представитель Гайнутдина в Перми Хамид Галяутдинов заявил, что все дело против Мирахмедова подстроено ФСБ, а он невиновен [18].

Отношения духовных управлений с региональными властями

Во всех республиках в составе РФ, кроме Башкортостана, власть активно поддерживает господствующие (во многих случаях единственные) муфтияты. В Башкирии Муртаза Рахимов хотя чаще и склоняется к поддержке Нурмухамата Нигматуллина, но из-за пассивности и незаметности этого муфтия на федеральном уровне заявляет о поддержке Таджуддина (5 июня 2000 г. руководство Совета по делам религий Башкортостана предложило Нигматуллину вернуться в ЦДУМ, но после отказа не стало оказывать дальнейшего давления). Администрации большинства областей поддерживают региональные ДУМ в составе ЦДУМ как исторически наиболее старую структуру, кроме того, играет роль и тот факт, что в большинстве областей со значительным мусульманским населением ЦДУМ объединяет почти все мусульманские приходы.

Исключением является Пензенская область, где после прихода к власти в апреле 1998 г. губернатора Василия Бочкарева у таджуддиновцев уже к январю 1999 г. отобрали почти все мечети, и был поставлен вопрос о юридической ликвидации таджуддиновского ДУМ. Однако в сентябре 2002 г., после встречи Таджуддина с Бочкаревым, пензенское отделение Минюста все-таки зарегистрировало филиал ЦДУМ, в который в настоящее время входит 21 приход - почти треть приходов области.

Беспрецедентную поддержку оказывает ДУМ Поволжья Мукаддаса Бибарсова саратовский губернатор Аяцков, которого муфтий даже считает татарином. Не менее твердо стоит на страже интересов Гайнутдина Юрий Лужков - благодаря этой поддержке Равилю-хазрату удалось не только удержать за собой Московскую соборную мечеть в сентябре 1994 г., но и захватить у Махмуда Велитова Историческую мечеть в ноябре 1996 г., а также включить в структуру своего Духовного управления мусульман Европейской части России (ДУМЕР) построенную в значительной части на деньги мэрии мечеть на Поклонной горе (впрочем, ее имам Шамиль Аляутдинов - вполне самостоятельный радикальный имам: в частности, он не подписал 14 апреля 2003 г. фетву Гайнутдина, осуждающую "джихад Таджуддина").

В большинстве республик Северного Кавказа духовные управления составляют практически единое целое с руководством республики. Показателен в этом смысле пример Карачаево-Черкесии: когда в июне 2001 г. представители дугинской "Евразии" пригласили на свою конференцию "Исламская угроза или угроза исламу" муфтия, а потом позвонили в республиканскую администрацию с целью пригласить и президента Владимира Семенова, то получили ответ: "А зачем же ехать президенту, если уже поехал муфтий?". В Карачаево-Черкесии и муфтий, и глава республики - карачаевцы, из-за чего мечети строятся в основном в карачаевских районах, а в Черкесске нет ни одной крупной мечети.

Единственная республика Северного Кавказа, где духовное управление не полностью подконтрольно республиканской администрации, - это Дагестан. Причина неподконтрольности здесь в межнациональных противоречиях. Дело в том, что глава Дагестана Магомедали Магомедов - даргинец, а его брат Ахмед Магомедов - председатель Комитета по делам религий Дагестана. При этом Духовное управление мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД) на 90% возглавляют аварцы (в том числе муфтий Ахмад Абдуллаев и его заместитель Ахмад Тагаев). Формально все мусульманские общины объединены вокруг ДУМ РД, однако в республике фактически существуют еще три духовных центра, не подчиняющихся ДУМ РД. Наиболее враждебны к "аварскому" ДУМ РД кумыки во главе с имамом мечети района Кяхулай в Махачкале Магомедом-Мухтаром Бабатовым, менее враждебны - даргинцы во главе с имамом Избербаша Абдуллой Алигаджиевым (их старается примирить с муфтиятом их единоплеменник, возглавляющий Комитет по делам религий). Претензии Бабатова и Алигаджиева к ДУМ РД - чисто национальные, идеологически они, как и руководство Духовного управления, являются тарикатистами (сторонниками суфизма). Группа "ваххабитов" (заявляющих о признании российских конституции и законов) во главе с даргинцем Магомедом-Мухтаром Казихановым из Карамахи имеет с ДУМ РД идеологические расхождения: они не признают тарикаты, отвергают суфизм, проповедуют "чистый ислам". Долю мусульманских общин, не подчиняющихся ДУМ РД, глава Комитета по делам религий считает равной доле даргинцев и кумыков среди мусульманских народов Дагестана, то есть примерно 30% (по другим данным, ДУМ РД не подчиняются также ногайцы и лезгины).

Редко, но между региональными властями и мусульманскими общинами возникают конфликты. Узбек Алимхан Магрупов, в 90-е годы назначенный главой Приморского казыята ДУМАЧР, вскоре вступил в жесткий конфликт с властями Владивостока. 5 марта 2001 г. он выпустил листовку с призывом к мусульманам "и верующим других религий: во всемирный мусульманский праздник Курбан-байрам поддержать нас в призыве к прекращению существования этой беспредельной власти" во Владивостоке, которая "у мусульман Приморья отобрала освященную ими землю, выделенную под строительство храма-мечети во Владивостоке - ни в одной стране мира не происходило ничего подобного. Самые отвратительные правители не решались отбирать освященную землю у верующих какой-либо религии... Однако во Владивостоке, Приморье это было сделано городской и краевой администрациями (Копылов, Наздратенко)". Победить Магрупову не удалось, и 8 июня 2001 г. Аширов заменил его на татарина Рифа Харисова. Интересно, что по вине "исламофоба" Копылова мечеть во Владивостоке до сих пор не построена, однако мэр Владивостока 22 мая 2003 г. неожиданно был избран в политсовет Евразийской партии Ниязова [19].

"Государственный муфтият" Татарстана

Если в других регионах мы видим разную степень взаимодействия муфтиятов с региональными властями, то в Татарстане имеет место не просто сращивание, а полное единство духовной и светской властей. Более того, нынешнее Духовное управление мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Гусмана Исхакова было фактически создано администрацией Шаймиева.

После образования независимого от ЦДУМ первого ДУМ РТ Габдуллы Галиуллина в августе 1992 г. позиция администрации Шаймиева в отношении произошедшего раскола была двойственной: с одной стороны, власть была недовольна возникновением раскола, с другой - хотела сделать ставку на Таджуддина или Галиуллина только тогда, когда станет ясно, какая сторона конфликта побеждает. Шаймиев продолжал поддерживать дружеские отношения с Таджуддином, но президент Татарстана и особенно его националистическое окружение не могли не радоваться образованию в "независимом Татарстане" независимого ДУМ РТ и "перенесению" столицы российского ислама из Уфы в Казань с образованием Высшего координационного центра (ВКЦ), главой которого стал муфтий Татарстана.

Если "раскольник" Габдулла Галиуллин был энергичным, активным и даже агрессивным человеком, то его противники - татарстанские таджуддиновцы: сначала казанский мухтасиб Габдулхак Саматов, потом муфтий ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ Габдельхамид Зиннатуллин - представляли полную ему противоположность. Даже муфтий ДУМ Татарстана в составе ЦДУМ с 19 ноября 1997 г. твердый таджуддиновец Фарид Салман (Хайдаров) прямо называет Зиннатуллина "человеком бездеятельным и инфантильным", хотя он и "читает хорошо, у него красивый голос". Стоит ли удивляться, что в 1993-1994 гг. число приходов в подчинении Галиуллина более чем удвоилось, а находящихся в подчинении Таджуддина осталось неизменным. Увидев, "чья берет", руководство Татарстана сориентировалось на поддержку ДУМ РТ, в окружении Галиуллина появились придворные интеллектуалы Шаймиева, такие как Дамир Исхаков, ставший советником Габдуллы-хазрата по политическим вопросам. Позже Исхаков вспоминал:

"Где-то с конца 1994 г. пришло понимание, что необходимо провести съезд мусульман, чтобы "влить мозги" в ДУМ РТ, подготовить серьезный документ и т.д. Поэтому могу однозначно сказать, что съезд мусульман в январе 1995 г. подготовлен группой ученых, в число которых входил и я... Мы начали готовить Габдулле Галиулле старт для выхода на российский политический небосклон - необходимо было собрать "под одной рукой" все российские мусульманские организации... Мы разрабатывали выход Галиуллы на международную арену. Мы посоветовали ему выйти на Папу Римского, и он такой выход нашел. Мы вложили в его уста мысль о евроисламе: поскольку у нас особый, "европейский" ислам, нам хотелось бы иметь особые отношения с католиками. Перед поездкой мы договорились с аппаратом Президента РТ о том, что католикам Казани в ближайшее время будет возвращен их храм...

Ближе к лету 1995 г. началась подготовка к съезду мусульман России. С помощью советника Шаймиева Рафаэля Хакимова удалось убедить президента РТ, что такой шаг необходим. Съезд должен был закончиться переносом центра мусульманских организаций в Казань. К осени 1995 г. муфтият был на подъеме, но все это было разрушено за одну ночь, когда шакирды Габдуллы захватили здание медресе "Мухаммадия", которое не хотела добровольно освобождать газета "Крис". Все интеллектуалы отшатнулись от него. Габдулла Галиулла попал в подсудное положение. Идея созыва съезда мусульман России была похоронена"
[20].

Воспоминания человека, бывшего, по мнению газеты "Казанское время", "мостом между властной элитой Татарстана и исламским духовенством", показывают, какое влияние администрация Шаймиева прямо или косвенно оказывала на ситуацию в мусульманской общине Татарстана уже в 1995 г. При ее поддержке 23-25 января 1995 г. был созван II съезд мусульман ДУМ РТ, в котором участвовали 404 прихода из 482, зарегистрированных на конец 1994 г. По постановлению этого съезда была "захвачена на рассвете 25 января 1995 г. казанская резиденция ЦДУМ мечеть :Марджани;. Власти отреагировали очень интересно. Они завели уголовное дело, и это дело не было доведено до конца. Не было официально заявлено, что оно закрыто, но куда оно делось, никто не знает", - вспоминает Фарид Салман. Примечательно, что власти не были против захвата одной группировкой мусульман мечети у другой группировки, но по поводу захвата 16 октября 1995 г. здания медресе "Мухаммадия", находившегося в распоряжении светской власти, лично президент Шаймиев выразил резкий протест.

После этого администрация Шаймиева начала искать другого претендента на лидерство среди мусульман республики. Состоялись несколько теплых встреч Шаймиева с Таджуддином, на которых президент Татарстана уговаривал Таджуддина переехать в Казань (подобные же переговоры, по данным Дамира Исхакова, были и до раскола в 1992 г.), но председатель ЦДУМ не согласился. Подобные же предложения были сделаны и Гайнутдину.

Не найдя нового лидера за пределами Татарстана, администрация Шаймиева обратила взоры на первого заместителя Габдуллы Галиуллина, более мягкого и умеренного Гусмана Исхакова, мать которого, Рашида, была хорошо знакома с Халяфом Низамовым, главой аппарата Президента РТ в 1991-1997 гг.

14 февраля 1998 г. по инициативе Шаймиева в Казани прошел Объединительный съезд мусульман РТ, который открыл также президент РТ. Делегаты, с которыми была предварительно проведена разъяснительная работа местной администрацией и которые были доставлены в Казань на государственных автобусах, в подавляющем большинстве проголосовали за Гусмана Исхакова, который получил 430 из 690 голосов (всего приехало на съезд 718 делегатов, а должно были приехать не менее 762). Габдулла Галиуллин набрал 111 голосов, Фарид Салман - 53, Мансур Залялетдинов (мухтасиб Казани, ДУМ РТ) - 35, Камиль Бикчентаев (ЦДУМ) - 34, Габдельхамид Зиннатуллин - 27.

4 марта 1998 г. Минюст Татарстана в соответствии с новым "Законом о свободе совести и религиозных объединениях РФ" зарегистрировал ДУМ РТ во главе с Исхаковым, юридически лишив Галиуллина статуса муфтия и главы ДУМ РТ. 18 марта на первом пленуме нового ДУМ РТ муфтии Фарид Салман и Габдулла Галиуллин объявили о передаче всех имущественных и неимущественных прав своих духовных управлений объединенному управлению Исхакова. Габдулла-хазрат был избран председателем Совета улемов, а Фарид-хазрат возглавил Комиссию по изданию религиозной литературы объединенного ДУМ РТ.

"Они признали меня муфтием, сдали печати, уставы, а через год вышли из ДУМ РТ, но уже без печатей и без уставов", - с иронией вспоминает Гусман-хазрат. Сразу после выхода Галиуллина и Салмана был разработан новый закон РТ "О свободе совести и о религиозных объединениях", подписанный Минтимером Шаймиевым 21 июля 1999 г. П. 5 ст. 10 этого закона гласил: "Мусульманские религиозные организации в РТ представляются и управляются одной централизованной религиозной организацией - ДУМ РТ". В соответствии с этим законом Татарстана все мечети республики добровольно или принудительно были перерегистрированы в составе ДУМ РТ Гусмана Исхакова: обычно глава района просто брал документы у местного муллы и передавал их в Казань на перерегистрацию. Если до принятия этого закона депутат Госсовета РТ Фанавиль Шаймарданов смог зарегистрировать ДУМ ханафитов с четырьмя приходами в Набережных Челнах, то после закона ни один мусульманский приход не был перерегистрирован или зарегистрирован вновь не в составе ДУМ РТ. В итоге, все мусульманские приходы, кроме этих четырех, входят сейчас в ДУМ РТ Исхакова.

Фарид Салман обращался сначала в местные суды, а когда не нашел у них понимания - в Конституционный суд России, который в июле 2001 г. отменил этот и еще ряд пунктов татарстанского закона как не соответствующие Конституции РФ. Однако это не помогло Салману зарегистрировать в Татарстане филиал ЦДУМ. Напротив, его противостояние с ДУМ РТ закончилось 19 октября 2001 г. принудительным отъемом мечети "Булгар" у Фарида Салмана, который после этого вынужден был уехать сначала в Москву, а в сентябре 2002 г. получил назначение от Таджуддина в Ямало-Ненецкий округ.

Другой оппонент Исхакова - Габдулла Галиуллин (впрочем, женатый на родной сестре Исхакова) - помирился с Гусман-хазратом в начале 2002 г. и на II съезде мусульман РТ 2 февраля 2002 г. сидел в президиуме и голосовал за Исхакова, который был избран единогласно в открытом голосовании. Делегаты съезда также избирались довольно своеобразно: по два делегата от трех приходов, так что не послать делегатов могли как раз от той трети приходов, которые в 1998 г. проголосовали "не так".



[1] Подробная история этого конфликта была представлена автором в статье: Тульский Михаил. Духовные управления мусульман РФ: история возникновения, расколы и объединения // ИАЦ "Сова". Религия в светском обществе. 2003. 3 октября .
[2] Председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль Гайнутдин заявил о поддержке военных действий России в Дагестане // ИТАР-ТАСС. 1999. 16 октября.
[3] Исламские лидеры России призвали мусульман Дагестана найти мирный выход из сложившейся в республике ситуации // ИТАР-ТАСС. 1999. 12 августа.
[4] Муфтии Северного Кавказа в ближайшие дни намерены обсудить пути достижения мира и согласия на юге России // РИА "Новости". 1999. 22 августа.
[5] Духовные лидеры мусульман России всецело поддерживают борьбу государства с терроризмом, однако выступают против нанесения авиаударов по территории Чечни // РИА "Новости". 1999. 1 октября.
[6] Совещание у В.Путина: результатов нет, но мнения высказаны // Татар-информ. 1999. 13 сентября.
[7] Талгат Таджуддин обвиняет Московский муфтият в пособничестве ваххабитам // Башинформ. 1999. 2 декабря.
[8] Талгат Таджуддин не объявлял Америке "священную войну", а призывал вести "духовный джихад", утверждает заместитель верховного муфтия // Портал-Credo.Ru. 2003. 7 апреля.
В действительности, Таджуддин в своей речи на митинге в Уфе говорил не о джихаде, а о именно о войне. Причем его антиамериканская риторика была явно за гранью приличия. Стенограмму см. в: Талгат Таджуддин: "Уже две недели Антихрист мира воюет, подняв голову, зараза" // Консерватор. 2003. 11 апреля. - прим. ред.
[9] Заседание Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России. Стенографический отчет // Официальный сайт Президента России. 2004. 29 сентября.
[10] Иванов Валерий. Битва муфтиев. Окончание // Русский журнал. 2002. 25 июля. См. также: Кто есть кто в татарской общине Москвы. М., 2001. С. 39.
[11] Равиль Гайнутдин намерен стучать. В полковой барабан // Чеченпресс. 2003. 6 июня.
[12] "Обострение ситуации в Дагестане выгодно коррумпированным силам в руководстве республики" - лидер Союза мусульман России // Интерфакс. 1998. 16 января.
[13] Известны дальнейшие попытки уголовного преследования издателей книги Аль-Ваххаба - прим. ред.
[14] Бичурин А. Странные акции с неясными последствиями // НГ-религии. 1999. 22 декабря.
[15] Руководство МВД России опровергло сведения о намерениях милиции проводить тотальные проверки верующих в мечетях // Портал-Credo.Ru. 2004. 4 марта.
[16] Серова Я., Плиева Н. Не намаз, а отмазка чекистов // Новая газета. 2004. № 14.
[17] "Лидеры таджикской и азербайджанской диаспор не ограничились контролем над рынками, а распространили свое влияние на мусульман и собираясь требовать независимости Перми от России" - муфтий Пермский области (ЦДУМ) Мухаммедгали Хузин // Портал-Credo.Ru. 2002. 26 декабря.
[18] "Когда к нам приехал Таджуддин, мы ему охапку дров березовых подарили, чтобы он в аду горел сильнее от этих дров" - Хамит Галяутдинов // Портал-Credo.Ru. 2002. 28 ноября.
22 марта 2002 г. суд оправдал Мирахмедова по всем пунктам, кроме незаконного пересечения границы (с недействительным паспортом), и приговорил его с одному году лишения свободы условно, а эпизод с героином даже не дошел до суда - прим. ред.
[19] Тульский Михаил. В политсовет Евразийской партии Ниязова-Бородина избран "исламофоб" Копылов // Портал-Credo.Ru. 2003. 26 мая.
[20] Имамы породят казанского Папу, если власть окажется хорошей повитухой // Казанское время. 1998. № 25.

Ссылки на данную статью [1]