"Церковь превращается в музей": о современном состоянии РПЦ и мироощущении православных

Мы публикуем репортаж Светланы Солодовник, в центре которого - конференция «Богословие, культура, общество: мифы и реальность» и обсужденные на ней проблемы современного православия в России.


Состоявшаяся в культурном центре «Покровские ворота» 14 мая 2016 года конференция «Богословие, культура, общество: мифы и реальность» была приурочена к юбилею кандидата культурологии Ирины Языковой. Конференцию провел Библейско-богословский институт св. апостола Андрея (ББИ), где Ирина Языкова преподает практически с самого его основания. Сейчас она проректор института и заместитель главного редактора издаваемого ББИ журнала «Страницы»; в ББИ изданы ее ставшие бестселлерами книги «Богословие иконы» и «Со-творение образа».

Конференция началась с поздравлений от ректора института Алексея Бодрова, директора КЦ «Покровские ворота» Жан-Франсуа Тири. Поздравления звучали и позже: едва ли не каждый докладчик начинал с них, а библеист Елена Сморгунова весь свой небольшой доклад о символике пальмовой ветви в Ветхом и Новом Завете превратила в поздравление, преподнеся юбиляру «золотую пальмовую ветвь» в виде листа папоротника.

Большинство докладов затрагивали вопросы эстетики, религиозного восприятия вдохновения и вообще творчества (сестра Тереза Оболевич из Кракова - «Эстетика А.Ф. Лосева и некоторые западные концепции: сравнительный анализ»; Ирина Багратион-Мухранели - «Поэтическая составляющая религиозного чувства» и другие), однако, доклад самой Ирины Языковой и выступление публициста Сергея Чапнина были посвящены современному состоянию Русской православной церкви и мироощущению православных.

«Жить благополучно. Вредные привычки нашего времени» — такую антиномию выбрал Сергей Чапнин для обозначения своей темы. Стремление обустроить жизнь вполне достойно, однако главный вектор последних лет — благополучие для себя — завел православных едва ли не в тупик, отметил докладчик. Как будет называться эпоха, в которую мы вступили? Слова найти непросто, ибо наше время характеризуется «исчерпанностью языка». Живой язык общения в православной среде, в первую очередь, официальной, постепенно уступил место «языку реконструкции»: архаичное морализаторство не предполагает размышлений. Православные СМИ, как это ни печально, тиражируют этот язык, и живого разговора не получается, отметил докладчик. Так Церковь постепенно превращается в музей — довлеет прошлое, настоящее мифологизируется, а о будущем разговора просто нет.

Исчерпан не только язык вербального общения, но и язык образов. Появилось множество коммерческих иконописцев, чьи творения мертвы, они не передают молитвенного опыта Церкви. Новая церковная архитектура полностью игнорирует окружающее пространство — никто в России не может ответить на вопрос, что такое храмовая архитектура XXI века.

Истоки нынешнего состояния церковных дел Сергей Чапнин видит в отношениях Церкви и государства, сложившихся после хрущевских гонений. Сытая жизнь «требоисполнителя», замкнутая пространством храма, как ему представляется, развратила духовенство. Сегодня искушение «сытостью» принимает другие формы: буквально в последние месяцы в моду вошло словосочетание «экклезиология эффективности». Мерилом труда священника становятся его взносы в епархию, епископа — в патриархию. Само собой разумеется, что у хорошего духовника должны быть богатые духовные чада.

Сытая жизнь развратила не только духовенство. «В поисках благополучия мы отказались от свободы», — горько заметил Чапнин.

Стоит ли удивляться, что изоляционистские тенденции «становятся важной компонентой религиозной системы». Одновременно все громче звучат слова о нашей «особой миссии», «святости» и т.д. Однако «надежного будущего в одном особняке не построить», уверен Чапнин. «В тот момент, когда мы это поймем, начнется новый этап нашей истории», — надеется он.

Отметив, что ее доклад отчасти перекликается с выступлением Сергея Чапнина, поскольку они тесно общаются и вместе думают над разными вещами, Ирина Языкова сосредоточилась в основном на том, какие формы принимает упоминаемое многими, в том числе патриархом Кириллом, «грандиозное возрождение православия». Знаки этого «возрождения» заставляют сделать печальный вывод: переживая свою «веру», современный российский человек ориентируется на советские стереотипы — ему нужны герои. Под давлением патриархальной общественности прошли канонизации Дмитрия Донского, Федора Ушакова. Титул святого воспринимается почти как звание Героя Советского Союза. Слова «священная война» перестали быть метафорой и становятся обиходом нашей жизни.

А вот новомученики, о которых, на взгляд докладчика, если всерьез говорить о возрождении православия, надо бы вспомнить в первую очередь, — в забвении: люди страшатся их почитать; неизвестно еще, что выйдет из почитания бывших государственных преступников!

Устраиваемые церковным Советом по культуре выставки цикла «Православная Русь — моя история» показывают, что весь ХХ век Россия идет от победы к победе. Последняя из них — «1914–1945. От великих потрясений к Великой победе» — свидетельствует о том, что Церковь готова прославлять своих палачей. Церковь — часть общества, которое в большинстве своем остается инертным и легко программируемым, поэтому пришедшие в Церковь люди не только не отряхнули прах «совка» со своих ног, но и мыслят христианство как новую национальную идею. В этом году Пасха совпала с Первомаем, и это символично, считает Ирина Языкова: мы все больше откатываемся назад, к нам возвращается рабское сознание. 

Еще одна примета времени — памятники святым, которые теперь устанавливают с тем же рвением, как когда-то выполняли ленинский план по утверждению революционных ценностей. Инициатива возведения этих монументов, как правило, принадлежит людям светским, заметила Языкова, но Церковь безропотно освящает эти памятники, иногда откровенно безобразные, всецело потакая «благочестию варваров» - что незамедлительно имеет соответствующие последствия: в ямки перед памятниками люди начинают бросать монетки, что уже, как выразилась Ирина Языкова, «чистое святотатство».

Распространяющаяся идеология триумфализма свидетельствует о духовном нездоровье нации. А следовало бы не забывать слова митрополита Антония (Блума) о том, что «невозможно идти к Богу, перешагнув через человека».