Иеромонах Иоанн Гуайта - о встрече патриарха и папы Римского

Иеромонах Иоанн (Гуайта), клирик московского православного храма свв. бесср. Космы и Дамиана в Шубине прокомментировал для Центра «Сова» итоги встречи патриарха Кирилла и папы Римского Франциска.

 

Самое важное, как мне кажется, – сама встреча, сам факт, что она состоялась. Хотя бы потому, что это прецедент — как известно, такой встречи еще не было в истории. Во всем, что ей сопутствовало, заметен некоторый минимализм, то есть встреча произошла на другом конце земного шара, в аэропорту, протокол был абсолютно светский, со стороны может даже показаться странным, что не было никаких религиозных жестов, — все было очень похоже на встречу двух глав государств. Понятно, что во многом, как в выборе места для встречи, так и в том, как она происходила, сыграли роль определенные старания не провоцировать отрицательную реакцию со стороны более консервативных православных верующих. Но, несмотря на все это, то, что встреча все-таки произошла, чрезвычайно важно.

Важна также принятая на ней декларация, где кроме призывов положить конец насилию над христианами, которое якобы послужило причиной этой встречи, есть очень много другого: там упоминаются проблемы униатства, нынешнее положение Украины и т.д. Самое интересное, что текст декларации как раз не похож на какой-то договор между правительствами — это абсолютно религиозный текст, с одной стороны, пропитанный скорбью по поводу того, что православные и католики размежевались, с другой — ожиданиями, что это может измениться. В противовес протоколу текст оказался довольно духовным и христианским.

Есть и другие интересные моменты. Под подписью папы Римского на декларации идут следующие слова: епископ Рима, Папа Католической Церкви. Это очень странная и необычная формулировка, обычно папу называют понтификом или сначала пишут «папа». Совместная декларация — наверное, первый документ, где была использована такая формула, и это не случайно. Папа явно хотел подчеркнуть, что он выступает, прежде всего, как епископ Рима, и это из всех его титулов самый приемлемый и самый правильный, с точки зрения православных. Напомню, что сразу после своего избрания, когда папа впервые появился на балкончике для благословения народа, папа Франциск представился как епископ города Рима. И сейчас он явно хотел подчеркнуть, что на встрече присутствуют два епископа. То есть хотел показать, что считает себя на одном уровне со Святейшим патриархом и не претендует на какую-то еще власть. И с точки зрения экклезиологии это, может быть, даже важнее, чем содержание самой декларации.

Поэтому, повторюсь, несмотря на светский, казалось бы, характер всего мероприятия, мы видим безусловно важные вещи, которые создают прецедент: во-первых, сама встреча, потом вот эта формула, которую папа выбрал для подписания совместной декларации, и абсолютно доброжелательная атмосфера, в которой прошла встреча. Папа и патриарх не молились вместе, и думаю, это специально было сделано из-за боязни отрицательной реакции самых консервативных наших верующих, однако декларация содержит большие отрывки из разных молитв, именно православной традиции. Заканчивается она, например, словами, взятыми из тропаря Богородице: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево». И хотя эти слова не произнесены папой и патриархом совместно, они содержатся в декларации, которую и тот, и другой подписал, и этот факт мне тоже кажется важным.