Член СПЧ рассказал об угрозе терактов в России из-за Сирии

Член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека, директор Информационно-аналитического центра «Сова» Александр Верховский считает, что угроза терактов как реакции на военную операцию в Сирии существует. Он заявил, что широкие полномочия полицейских позволяют следить за гражданами, подозреваемыми в причастности к джихадизму, но структурные недостатки и некомпетентность правоохранительных органов могут привести к тому, что арестам будут подвергаться мусульмане, не имеющие отношения к террористическим группировкам.

«В России достаточно людей радикальных исламских взглядов, даже если они не являются лояльными именно "Исламскому государству" (группировка запрещена в РФ — прим. редактора), но поддерживают другие группы. Тем не менее, бомбардировки суннитского региона эти люди могут воспринять как вызов. В конце концов Россия бомбит в первую очередь не позиции "Исламского государства", а позиции "Ан-Нусры", а у них другие сторонники», — сказал Верховский. 

Что касается последних резонансных дел о подготовке терактов в Москве и ХМАО, предположительно сторонниками «Исламского государства», правозащитник считает, что заявления силовых ведомств еще ни о чем не говорят. По мнению эксперта, задержанные группы, скорее всего, давно были под оперативным наблюдением, вероятно, действительно имеют отношению к найденному у них оружию и взрывчатке, но поспешные заявления о том, что они являются агентами «Исламского государства», больше напоминают пиар.

«Мы знаем, что несколько тысяч человек российских граждан воюют или живут на территориях подконтрольных "Исламскому государству". Это в основном выходцы из Северного Кавказа. Но ничто не мешает каким-то людям вместо этого принять участие в борьбе в другом месте. Сколько их окажется потенциально, таких людей? Думаю, что если я скажу несколько сот, я не очень ошибусь. Но это не значит, что все они успеют совершить по теракту», — отметил Верховский.

Перед джихадистами стоит психологический выбор: совершать какие-то действия на территории России или уехать в Сирию и Ирак. В последнем случае, поясняет эксперт, есть возможность не только принять участие в джихаде, но и пожить в обществе, основанном на правилах шариата, что для многих является более привлекательной перспективой.

Насколько эффективно могут работать правоохранительные органы для того, чтобы предотвратить теракты, вероятность которых возрастает в связи с военной операцией в Сирии, сказать сложно. Верховский считает, что полномочий для работы у силовиков достаточно, за всеми, кто может быть так или иначе иметь отношение к джихадизму, ведется слежка.

«Конечно, силовики будут прилагать все усилия. Это разумно. Другое дело, что, поскольку людей, которые разбираются в этой радикальной среде, буквально несколько человек в стране, то очень трудно понять, за кем нужно присматривать в первую очередь. Зная некую склонность к показухе, можно ожидать, что будут накрывать мусульманские группы, которые никакого теракта не готовили, а просто, скажем, обсуждали: "Исламское государство" — это хорошо или плохо», — предположил правозащитник.