Защита чувств верующих в России

Чуть больше трех лет прошло с того времени, как феминистки из панк-группы «Pussy Riot» спели в Храме Христа Спасителя антиклерикальную песню (21 февраля) и почти три года с момента вынесения приговора (напомню, 17 августа 2012 года Хамовнический суд Москвы признал их виновными по ч. 2 ст. 213 УК РФ в хулиганстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору по мотиву религиозной ненависти, а также ненависти к социальной группе православных верующих, все трое были приговорены к двум годам лишения свободы в колонии общего режима). При этом доказательств вины по ст. 213 в обвинительном заключении практически не было, особенно в том, что касается мотива религиозной ненависти. Тексты обвинительного заключения и приговор изобиловали церковными терминами, отсутствующими в уголовном праве, и даже ссылками на правила церковных соборов и в целом производили впечатление обвинения в богохульстве, а не в хулиганстве.

Именно после дела «Pussy Riot» 11 июня 2013 года был принят Государственной Думой (подписан президентом 30 июня) закон «О защите религиозных чувств» (его полное название - «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан, осквернению объектов и предметов религиозного почитания (паломничества), мест религиозных обрядов и церемоний»), вводящий новую редакцию ст. 148 УК («Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповедания»). Поправки в Кодекс об административных правонарушениях также предусматривают усиление санкций по ранее действовавшей ст. 5.26 КоАП («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях») и расширение ее состава.

Закон был сформулирован крайне неряшливо, неясно было, что должно пониматься под «осквернением» и о каких «мировоззрениях» идет речь, непонятно было, что нового в введенном составе преступления по сравнению с такими уже существующими, как хулиганство по мотиву религиозной вражды и унижение достоинства человека в зависимости от его отношения к религии. Казалось, что нормы закона оставляют большой простор для свободного толкования и злоупотреблений.

Однако этот закон, вызвавший в обществе много споров, ни в 2013, ни в 2014 году почти не применялся на практике: за этот период не было вынесено ни одного приговора. Единственный, кто действительно понес наказание за оскорбление религиозных чувств как за таковое, – это новосибирский художник и общественный активист Артем Лоскутов. В феврале 2013 года он был оштрафован (на 1000 рублей по ст. 5.26 КоАП) за распространение стилизованного под икону изображения участниц группы «Pussy Riot». В сентябре это изображение было признано оскорбляющим религиозные чувства и запрещено к распространению как экстремистское.

В 2015 году по ст. 148 УК было возбуждено уголовное дело в Чечне после публикации в социальной сети оскорбляющего религиозные чувства ролика. Кроме того, закон «О чувствах верующих» попытались было применить в деле о «Тангейзере», но в результате ситуация разрешилась странным образом – прямым вмешательством министра культуры.

И в этом, на мой взгляд, особенность российского отношения к верующим и  их чувствам: ответ на запрос о защите чувств во многом определяется позицией федеральных или региональных чиновников.  

Приведу несколько примеров:

1) в 2013 году мэрия Омска по просьбе православного митрополита аннулировала согласование организованного общиной родноверов праздника «Проводы зимы», поскольку он пришелся на период Великого поста.

2) В том же году администрация Павловского района Краснодарского края отменила празднование 1 Мая, поскольку праздник приходится на Страстную неделю Великого поста. Отменены были не только народные гуляния и демонстрация, но и ярмарка.

3) По инициативе Союза православных братств в Калуге и Туле были отменены концерты тверской группы «Ансамбль Христа Спасителя и Мать Сыра Земля». Православные активисты убедили власти регионов в том, что группа – «антицерковная», а ее название – кощунственное.

4) После протестов православных организаторы петербургской выставки Марата Гельмана «Иконы» – Фонд поддержки современного искусства «Рицорди» – изменил время и место проведения выставки. Напомним, годом ранее после аналогичных протестов выставка в Петербурге была отменена.

5) В Ростове-на-Дону под давлением казаков был отменен показ детской исламской моды. Казаков особенно возмутила новость о том, что исламскую одежду будут демонстрировать девочки-немусульманки.

6) Депутат Законодательного собрания Петербурга Виталий Милонов лично – вместе с группой активистов – прервал празднование Хэллоуина в парке Интернационалистов во Фрунзенском районе города. Депутат счел недопустимым проведение «шабаша» рядом с православным храмом.

7) В 2014 году компания «Свечение» в преддверии премьеры третьей части фильма «Хоббит» отказалась от установки инсталляции «Око Саурона» над одним из зданий «Москва-Сити» сразу же после радиовыступления протоиерея Всеволода Чаплина, предположившего, что водружение над Москвой «демонического символа» приведет к негативным последствиям.

8) В Томской области был отменен ежегодный фестиваль «Солнечное сплетение» у села Тахтамышево. Среди других причин (беспокойство для местных жителей и возможный ущерб природе) один из чиновников упомянул нежелание нарушать традиции местного «мусульманского населения».

 В нескольких российских городах конфликты на почве защиты религиозных чувств были связаны с гастролями зарубежных рок-групп. (Под давлением православных были отменены концерты группы «Cannibal Corpse» в Москве, Новосибирске и Санкт-Петербурге, группы «Cradle оf Filth» и Мэрилина Мэнсона – в Новосибирске, группы «Behemoth» – в Новосибирске и Владивостоке. Словенская рок-группа «Laibach» сама отменила запланированные гастроли в Москве и Петербурге. На своей странице в Facebook музыканты объяснили поклонникам, что выступления отменены в связи с «высоким политическим риском тревожной реакции со стороны местных “православных” активистов»). Учитывая специфику этих групп – все они играют тяжелый рок, – сложно говорить об их массовой известности в православной среде. В данном случае речь, безусловно, идет об акциях, хорошо спланированных группами «православных активистов».

В 2014 году к защите религиозных чувств  стали привлекать сотрудников правоохранительных органов. Если раньше редкие жалобы оскорбленных верующих прокуратура оставляла без удовлетворения, то теперь борцы с «сатанистскими» рок-группами стали обращаться в правоохранительные органы в массовом порядке, и силовики сразу нескольких регионов встали на сторону защитников религиозных чувств.

Так, прокуратура Карасунского округа Краснодара обязала группу «Cannibal Corpse» исполнять только те композиции, что прошли лингвистическую экспертизу и не содержат признаков экстремизма. Аналогичное предостережение организаторам концерта «Cannibal Corpse» в Челябинске объявила прокуратура Челябинской области и потребовала исключить из программы несколько песен и не допускать на концерт несовершеннолетних. Прокуратура Октябрьского района Уфы и вовсе потребовала запретить на территории РФ распространение текстов группы «Cannibal Corpse» и их переводов как «причиняющих вред здоровью и развитию несовершеннолетних».

Своими силами «православные активисты» пытались сорвать спектакли «Идеальный муж» и «Братья Карамазовы» во МХТе (в ноябре 2013 года), премьеру документального фильма Аскольда Курова «Дети 404», посвященного преследованиям российских ЛГБТ-подростков (в апреле 2014 года), выставку Марата Гельмана «Цензура-шлю-ха-ха» (в ноябре 2014 года). Протесты вызвал показ фильма «Левиафан» и оперы «Тангейзер» в Новосибирске.

На наш взгляд, «Тангейзер» мог бы стать таким же переломным моментом в деле защиты чувств верующих, как и «Pussy Riot», если бы ситуация не была перенесена из правового поля в корпоративное. 

Власти светские, государственные, сначала выступают в этом процессе как нейтральная сторона, но потом – охваченные волной церковного напора – включаются в процесс – не на стороне защиты, увы, а на стороне обвинения.

При этом позиция церковных властей – в первую очередь, патриарха Кирилла, в этом скандале однозначная, хоть и проговоренная не прямо: в опубликованном на официальном сайте Московской патриархии РПЦ документе «Об опасности осквернения священных символов» речь идет как раз об опасности творчества, чрезмерном увлечении либеральными идеями («ультралиберальными идеями») и потере нравственных ориентиров – словом, о перегибах, которые приводят к кощунству. В документе названы и те, кто идут по «пути погибели»: это художники, журналисты, режиссеры, литераторы.

Обращает на себя внимание в первую очередь риторика указанного документа, ненавязчиво отсылающая читателя, во-первых, к делу «Pussy Riot» (противопоставление творчества и кощунства), а, во-вторых, к волне крестоповалов, последовавших за судебным преследованием членов этой группы. Ставя в один ряд поджоги церквей и поклонных крестов, осквернение мощей и появление креста в качестве театральной декорации, авторы документа не оставляют государственной власти (к которой они обращаются) ни малейшей возможности игнорировать новосибирский скандал.

Эта риторика ведет нас проторенным путем, хорошо известным по делу «Pussy Riot»: современное искусство, обращаясь к религиозным сюжетам, вступая в сакральное пространство (в церкви или в театре) не только задевает чувства верующих, но и создает угрозу общественной безопасности.  Отсюда и особый посыл цитируемого документа: к тексте гораздо больше говорится о разжигании розни и угрозах «гражданскому миру», чем собственно о чувствах верующих.

Любопытно и предостережение патриарха, высказанное им в Вербное воскресенье: Церкви не страшен отход от нее верующих и осуждение со стороны, которое, конечно, следует за делом «Тангейзера».  

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга Центра «Сова». При подготовке использовались средства, предоставленные в рамках проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемого Европейским Союзом, представленным Европейской Комиссией.