Проблемы реализации свободы совести в России в 2014 году

Под редакцией Александра Верховского

 

РЕЗЮМЕ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ : Федеральное законодательство : Региональные инициативы : Инициативы, не получившие развития
ПРОБЛЕМЫ, КАСАЮЩИЕСЯ МЕСТ БОГОСЛУЖЕНИЯ : Проблемы со строительством культовых зданий : Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям
ПОКРОВИТЕЛЬСТВО ВЛАСТЕЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К НЕКОТОРЫМ РЕЛИГИОЗНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ
ЗАЩИТА ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ
ЛИКВИДАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ОТКАЗЫ В РЕГИСТРАЦИИ
ДИСКРИМИНАЦИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН ПО ПРИЗНАКУ ОТНОШЕНИЯ К РЕЛИГИИ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ЗАЩИТЫ ОТ ДИФФАМАЦИИ И НАПАДЕНИЙ



 

Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации[1].

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте.

По событиям предшествующего года, описанным в предыдущем докладе[2], здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в составе отдельного доклада, посвященного этой теме[3].


 

Резюме

В 2014 году сохранились и получили развитие некоторые тенденции, отмеченные нами в предыдущих докладах.

Вопрос строительства культовых зданий остается одним из самых болезненных: количество конфликтов вокруг строительства храмов не уменьшилось. География подобных конфликтов довольно широка, но наиболее острой ситуация остается в Москве, где продолжается реализация программы строительства храмов шаговой доступности, хоть и медленнее, чем хотелось бы ее инициаторам.

Чаще других проблемы с использованием храмовых зданий, как и годом ранее, испытывали мусульмане, но теперь у них чаще, чем у представителей других религий, возникают проблемы и со строительством. У протестантов же, напротив, проблем с помещениями для богослужений стало меньше, чем раньше.

Нормы, известные как «закон о защите чувств верующих», несмотря на довольно большой срок с момента их принятия, пока не начали регулярно применяться на практике. Зато активность «православных активистов», выступающих в защиту религиозных чувств (в том числе и с применением физической силы), заметно возросла; заметна и поддержка со стороны правоохранительных органов. Если раньше эта активность наблюдалась в основном в Москве, то сейчас можно говорить о хорошо организованных группах как минимум еще в двух регионах – Новосибирске и Краснодаре.

В то же время государство не становится столь же решительно на защиту оскорбленных чувств мусульман, протестующих против введенного в ряде регионов запрета посещать учебные заведения в платках.

В целом, случаев дискриминации религиозных организаций со стороны чиновников стало немного меньше, зато увеличилось давление на верующих со стороны представителей силовых структур.


 

Правовое регулирование

Федеральное законодательство

2 апреля 2014 г. Президент подписал поправки в Налоговый кодекс РФ, затрагивающие и религиозные организации. Закон снимает обязанность предоставлять финансовые отчеты с тех организаций, у которых в течение отчетного периода не возникало необходимости уплачивать налоги.

8 октября был принят Госдумой, а 22 октября подписан Президентом закон «О внесении изменений в статью 16 закона “О свободе совести и религиозных объединениях”». Поправки предусматривают проведение богослужений без уведомления властей не только в культовых зданиях, принадлежащих религиозным организациям, но и в местах паломничества, на территории организаций, созданных религиозными общинами, на кладбищах, в крематориях, а также в жилых помещениях. В иных местах религиозные обряды, церемонии и собрания проводятся в соответствии с нормами, установленными для проведения митингов, шествий и демонстраций.

10 октября был принят Госдумой, а 30 октября подписан Президентом закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Инициатором этих поправок выступила Русская православная церковь. Новый закон наделяет муниципальные образования правом финансировать объекты культурного наследия, находящиеся в собственности религиозных организаций.

7 октября 2014 г. Госдума одобрила в первом чтении разработанный правительством проект поправок в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Поправки предполагают отмену утверждения 15-летнего срока существования религиозной группы для получения регистрации в качестве религиозной организации и требования к религиозным организациям ежегодно предоставлять информацию о продолжении своей деятельности. В то же время законопроект содержит нормы, ужесточающие регистрацию религиозных групп и умаляющие права местных религиозных организаций.

В декабре 2014 года Госдума одобрила в первом чтении внесенный Правительством РФ проект поправок в ст. 14 Уголовно-исполнительного кодекса (УИК) РФ, обеспечивающие право заключенных на встречи со священнослужителями своей конфессии. Законопроект обязывает администрацию исправительного учреждения предоставить помещение для встреч со священнослужителями и проведения религиозных церемоний.

 

Региональные инициативы

Субъекты Федерации в своей законотворческой деятельности почти не затрагивали религиозные организации.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга 26 марта утвердило поправки в закон «О праздниках и памятных датах в Санкт-Петербурге» и объявило праздничным днем 14 июня – день памяти Иоанна Кронштадтского. При этом пятеро депутатов высказались против законопроекта, а депутат от «Яблока» Александр Кобринский напомнил о черносотенных взглядах святого.

Псковское областное Собрание депутатов в ноябре одобрило в первом чтении законопроект «О миссионерской деятельности на территории Псковской области», разработанный региональной Общественной палатой. Документ, в частности, запрещает распространение миссионерами религиозной литературы, видео- и аудиопродукции, не имеющих предусмотренной законодательством маркировки.

Согласно законопроекту, прибывшие в регион иностранные граждане не будут иметь права заниматься миссионерской деятельностью, если их миссионерские цели не будут подтверждены въездными документами, а о намерении вести миссионерскую деятельность они должны будут уведомлять администрацию области.

 

Инициативы, не получившие (пока) развития

Ряд законодательных инициатив по разным причинам не были реализованы.

В частности, не было принято несколько вариантов поправок в закон «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Один из проектов поправок разработало Министерство юстиции РФ и в ноябре представило свои предложения для общественного обсуждения. В частности, было предложено обязать религиозные организации вести раздельный учет доходов от иностранного финансирования и всех остальных источников. Присвоения религиозным организациям статуса «иностранных агентов» даже в случае наличия финансирования из-за рубежа законопроект не предусматривает. Работа над поправками завершена, но законопроект на начало 2015 года еще не был внесен в Госдуму.

13 сентября был внесен, а уже 16 сентября отклонен разработанный Законодательным собранием Петербурга проект поправок к законам «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», предлагающий согласовывать с религиозными организациями проведение митингов и шествий вблизи храмов и конфессиональных учебных заведений. Ни правительство, ни Госдума не поддержали документ. В отклике правительства отмечается, что законопроект ограничивает право граждан на свободу собраний.

В ноябре в Госдуму был внесен еще один проект поправок к закону «О свободе совести», а также к закону «О некоммерческих организациях» и Гражданскому кодексу. Данный проект, подготовленный депутатами А.Д. Жуковым, С.А. Гавриловым, Е.Б. Мизулиной, Я.Е. Ниловым, С.А. Поповым, касается учредителей и уставного капитала религиозных организаций и призван устранить некоторые проблемы, возникшие с изменением Гражданского кодекса. В первом чтении законопроект был принят уже в январе 2015 года.

Как и в предыдущий период, делались попытки урегулировать деятельность гадалок и экстрасенсов. В июне Комитет Госдумы по охране здоровья рекомендовал отклонить внесенный депутатом Ильей Пономаревым законопроект, в котором предлагалось поставить под контроль деятельность по предоставлению «оккультно-мистических услуг в сфере здравоохранения» и ограничить рекламу этих услуг.

В октябре был отклонен аналогичный законопроект о запрете рекламы услуг экстрасенсов, целителей и гадалок и ограничении распространения информации о них в СМИ и интернете, внесенный депутатом от «Справедливой России» Михаилом Сердюком. В заключении Правового управления говорится, что законопроект «нуждается в юридико-технической доработке».

Еще один законопроект, имеющий отношение к религиозной свободе, в марте внесла в Госдуму группа депутатов от КПРФ: поправки в закон «О паспорте гражданина Российской Федерации», предусматривающие сохранение только бумажной версии паспорта, исключение всех машиночитаемые данных, но вводящие графы «национальность» и «вероисповедание». В апреле Совет Госдумы постановил вернуть этот законопроект разработчику для устранения нарушений.

В марте же стало известно, что рабочая группа по изучению деятельности представителей нетрадиционных религий, общественных объединений религиозного толка на территории России и зарубежных религиозно-общественных организаций, работающих в РФ, созданная в Государственной Думе в 2013 году, занимается подготовкой юридического определения «секты» и совместного с Минюстом и Генпрокуратурой соответствующего обращения в Верховный суд. Результаты работы этой группы так и не были представлены общественности.


 

Проблемы, касающиеся мест богослужения

Как и в предыдущие годы, многие религиозные организации испытывали трудности со строительством культовых зданий и использованием уже имеющихся.

 

Проблемы со строительством культовых зданий

Одним из самых болезненных вопросов остается строительство зданий для богослужения. Чаще всего проблемы в этой области возникали у мусульман и у православных.

Одним из самых резонансных случаев стал конфликт вокруг строительства мечети в Калининграде. Этот конфликт, длящийся уже около 20 лет, в 2014 году лишь усугубился. В апреле Московский районный суд Калининграда признал незаконным постановление главы городской администрации о выделении двух участков для строительства мечети и разрешения на строительство, а в июне Калининградский областной суд это решение подтвердил. Губернатор области Николай Цуканов пообещал выплатить общине компенсацию за уже вложенные в строительство средства.

Верховный суд отказался рассматривать жалобу мусульман, их обращение к В. Путину осталось без ответа, и члены общины приняли решение обратиться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). В конце декабря ЕСПЧ зарегистрировал жалобу калининградских мусульман на действия властей.

Сложной остается и ситуация вокруг строительства мечети под Пятигорском. После того, как в 2013 году суд обязал собственника снести два этажа недостроенной мечети, в мае 2014 года власти Ставропольского края выделили участок для строительства новой мечети в селе Винсады. Это решение вызвало протесты местных жителей, однако к июлю их удалось убедить, что участок расположен не в самом селе, а в 25 километрах от него, поэтому появление мечети не причинит им неудобств. Несмотря на достигнутую договоренность, к октябрю процесс оформления участка так и не был завершен, а обращения Духовного управления мусульман чиновники игнорировали.

Проблемы со строительством мечетей наблюдались и в других регионах. Мэрия Новосибирска отменила свое постановление о выделении участка для строительства мечети на 1-й Грузинской улице. Этому предшествовали протесты местных жителей. Протестовали жители города и против строительства мечети в лесопарковой зоне – на улице Учительской.

В Уфе против строительства мечети и мусульманского делового и досугового центра «Муслим-сити» выступили прихожане православного Покровского храма, поскольку сами претендовали на выделенный мусульманам участок.

Как и в 2013 году, иногда к выступлениям против строительства подключались представители праворадикальных организаций. Например, в Воркуте к продолжающимся несколько лет протестам против возведения мечети присоединились представители организации «Рубеж Севера», годом ранее уже выступавшие против подобного строительства в Сыктывкаре.

Показательна история в Невском районе Петербурга, где в октябре, накануне общественных слушаний по внесению изменений в генплан города, некоторые СМИ сообщили о готовящемся строительстве мечети. И хотя муфтий Соборной мечети Равиль Панчеев опроверг эту информацию, на праворадикальных сайтах в преддверии слушаний появились призывы организовать сход, чтобы не допустить включения мечети в новый генплан. На призыв отреагировали полицейские, усилившие охрану здания районной администрации – места проведения слушаний, но эта мера оказалась лишней: в слушаниях в итоге приняли участие местные жители, не имевшие никаких плакатов или символики, а вопрос строительства мечети не рассматривался.

В некоторых случаях трудности с возведением мечетей возникали по вине самих религиозных организаций или тех, кому они поручали ведение строительства. Так, в Южно-Сахалинске региональное Министерство имущественных и земельных отношений расторгло договор аренды земельного участка, предназначенного для строительства мечети, заключенный в 2003 году с общественным фондом «Мусульманин». Причиной стало неисполнение фондом обязательств: строительство так и не было начато. По решению суда фонд должен выплатить арендную плату за участок в размере два миллиона рублей.

Схожая ситуация сложилась и во Владивостоке, где, несмотря на то что участок под соборную мечеть был выделен еще в 2012 году, строительство так и не началось. Участок был предоставлен одной общине, хотя в течение десяти лет добивалась этого другая.

Минрегионразвития Хакасии приостановило строительство мечети в Абакане из-за несоответствия высоты возводимого здания мечети параметрам утвержденного проекта и отсутствия экспертной документации. Если представители общины перепланируют мечеть и получат необходимые согласования, строительство возобновится.

 

Конфликтов вокруг строительства православных храмов не стало меньше, и большинство из них, как в предыдущие годы, вызвано тем, что определенные под строительство участки располагаются в зеленых зонах, против застройки которых выступают местные жители.

По-прежнему сложной остается ситуация в Москве, где многочисленными конфликтами сопровождается реализация поддерживаемой городским правительством «Программы-200». Против строительства модульных храмов протестовали, в частности, жители районов Отрадное, Южное Медведково, Раменки, Перово, Останкино, Ходынское поле, Рязанского и Лосиноостровского районов. Сторонники и противники строительства проводили акции протеста, собирали подписи, обращались в различные инстанции со своими требованиями. В некоторых случаях протестующих поддерживали представители политических партий, в частности, КПРФ и «Яблока».

Например, по инициативе депутата Андрея Клычкова (КПРФ) Московская городская дума взяла под особый контроль строительство храма в сквере на ул. Федора Полетаева на юго-востоке Москвы, где собрано более 4,5 тысяч подписей за сохранение парка и перенос строительство на другой участок.

Кроме храмов, возводимых в рамках «Программы-200», москвичи протестовали против строительства собора на территории Сретенского монастыря, поскольку для этого потребовалось снести несколько зданий XIX века, а сам проект, по оценкам экспертов, угрожает сохранности расположенного рядом памятника XVIII века.

В других регионах также отмечалось немало конфликтов вокруг строительства православных храмов. В частности, в Петербурге в рамках противодействия строительству храма на территории Рождественского сквера группа горожан обратилась к Президенту РФ с просьбой вмешаться в ситуацию. Одиночный пикет против этого строительства провел депутат муниципального образования «Смольнинское» Сергей Малинкович.

Два конфликта в Петербурге разрешились в пользу противников строительства храмов. Под давлением общественности власти города отменилирешениео строительстве храма в парке Малиновка, против которого было собрано более 20 тысяч подписей. Епархии решено предоставить новый земельный участок. А выступавшие против строительства 59-метрового собора на территории парка Долгоозерный добились запрета на строительство через суд.

В Рязани конфликтная ситуация сложилась вокруг строительства храма-памятника погибшим морякам в парке Морской славы в микрорайоне Канищево, в Благовещенске – вокруг вырубки деревьев в парке Дружбы ради строительства храма. В Тюмени продолжился начавшийся в 2013 году конфликт вокруг строительства храма в Комсомольском сквере: губернатор объявил о готовности перенести строительство в другое место, но православная общественность настаивала именно на сквере. Жители Тольятти выступали против строительства подворья Серафимовской церкви и православной школы в сквере, предпочитая видеть на этом месте спортивную площадку. А в Сургуте местные жители выступили против строительства храма на пустыре, поскольку сочли, что, несмотря на проведенные общественные слушания, решение о строительстве собора мэрия приняла без учета их мнения.

В Петропавловске-Камчатском к протестам против строительства церкви присоединились националисты, что можно считать случаем если не уникальным, то очень редким. В инициативную группу противников строительства вошли представители «Славянского союза» и «Русской общины». Однако в данном случае протест не имел ксенофобной подоплеки: основное требование протестующих – перенести строительство с детской площадки на «заброшенный участок».

 

Нам известно лишь о двух случаях, когда проблемы со строительством храмов возникали у представителей других конфессий. В Екатеринбурге местные жители протестовали против строительства кирхи на территории парка Блюхера. А в Калининграде остается сложной ситуация вокруг строительства синагоги. В июне Калининградский областной суд подтвердил вынесенный в 2013 году запрет на строительство до получения религиозной организацией разрешительных документов. Отсутствие разрешительной документации связано с тем, что участок для строительства расположен в охранной зоне. В декабре Арбитражный суд Калининградской области обязал чиновников выдать такое разрешение, но городская администрация уже подала апелляцию на это решение.

 

Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям

Проблемы с использованием уже действующих культовых зданий чаще всего тоже возникали у мусульман.

Мусульманская община поселка Белореченский под Кисловодском не смогла найти подходящих адвокатов, чтобы оспорить решения Кисловодского городского и Ставропольского краевого судов 2013 года о сносе двух мечетей в поселках Белореченский и Индустрия. Пока продолжались поиски, сроки обжалования этих решений прошли, и был объявлен конкурс на снос зданий.

Арбитражный суд Свердловской области удовлетворил иск городского департамента по управлению муниципальным имуществом о выселении мусульманской организации «Рахмат» из занимаемого помещения. Причиной послужили различные нарушения договора аренды, кроме того, претензии к общине имелись у Госпожнадзора и Роспотребнадзора.

Руководство РЖД в Казани закрыло мусульманскую молельную комнату, расположенную на железнодорожном вокзале и открытую за несколько месяцев до этого. Причина закрытия не ясна.

Казанскую общину файзрахманистов выселили из помещения судебные приставы. Решение суда о выселении этой общины, признанной экстремистской, было принято в 2013 году, и с тех пор файзрахманистов пытались выселить дважды, но каждый раз верующие возвращались обратно. На третий раз судебные приставы опечатали в здании все двери.

 

Несколько конфликтных ситуаций вокруг помещений для богослужения разрешилось в пользу религиозных организаций.

Например, Арбитражный суд Краснодарского края обязал администрацию Сочи передать в собственность Церкви евангельских христиан «Дом Евангелия на курорте Сочи» использовавшийся ими с 1992 года молитвенный дом. Городская администрация долго отказывалась передать здание, а в 2013 году выставила его на продажу.

Администрация Первоуральска Свердловской области пыталась через суд выселить мусульманскую общину из бывшего барака в Талице, однако в ходе рассмотрения в суде искового заявления в январе 2015 года стороны пришли к мировому соглашению.

 

Покровительство властей

Как и в предыдущие годы, в 2014 году из федерального и региональных бюджетов выделялись средства на реставрацию религиозных объектов. Как правило, речь шла о памятниках архитектуры, поэтому такое финансирование нельзя рассматривать как неправомерное.

Бюджетные деньги на реставрацию религиозных объектов выделялись, в частности, в Москве, в Архангельской, Владимирской, Вологодской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Псковской, Тульской, Тюменской областях. Большая часть этих средств предназначалась для проведения восстановительных работ на православных объектах, но финансирование также получали мусульманские объекты и дацан.

Кроме финансирования реставрации и строительных работ, бюджетные средства выделялись, например, на празднование юбилея монастыря (Ярославская область) или паломническую поездку к «Дарам волхвов» (Кемеровская область). Власти Москвы выделили из городского бюджета 20 миллионов рублей для компенсации расходов церковной структуры, больницы святителя Алексия, на оснащение хирургического комплекса.

Из бюджета Адыгеи в рамках программы «Укрепление межнациональных отношений и патриотическое воспитание на 2014–2018 годы» больше 10 миллионов рублей было выделено на «уставные требования» религиозных организаций, в том числе на зарплату духовенства: 3,2 – на нужды Адыгейской епархии, 7 миллионов рублей – на нужды Духовного управления мусульман Адыгеи и Краснодарского края. А Министерство культуры РФ выделило более 6 миллионов рублей на разработку виртуального тура по греческой горе Афон – одному из самых почитаемых мест православного паломничества.

 

Еще одной формой поддержки религиозных организаций остается передача имущества. В большинстве случаев здания передаются РПЦ, но и факты передачи имущества в собственность старообрядческих или мусульманских организаций тоже отмечались. В частности, Касимовская городская дума Рязанской области приняла решение о передаче мусульманской общине в собственность зданий действующих мечети и медресе, которого религиозная организациядобивалась с 2010 года.

В собственность религиозным организациям передавались не только религиозные объекты. Например, Гатчинской епархии под епископскую резиденцию было безвозмездно передано бывшее здание городской администрации.

Иногда для передачи здания религиозной организации требовалось решение суда. Так произошло, например, в случае с передачей РПЦ здания бывшего Константинопольского подворья в Крапивинском переулке в Москве. Департамент городского имущества отказывал в передаче, так как счел, что здание не является имуществом религиозного назначения, но Арбитражный суд Москвы подтвердил право религиозной организации на здание. Не исключено, что это судебное решение побудит представителей церкви добиваться новых побед в этом направлении. Во всяком случае, церковь уже заявила свои претензии на расположенный поблизости от подворья жилой дом, религиозное назначение которого далеко не очевидно. В случае если будет принято решение все-таки передать его РПЦ, потребуется расселить за счет городского бюджета 13 семей и провести реконструкцию здания.

Старообрядческой общине Екатеринбурга не удалось добиться передачи в собственность здания бывшего Троицкого храма, занятого туберкулезным диспансером. Фонд имущества Свердловской области, несмотря на договоренность между губернатором области и митрополитом Русской православной старообрядческой церкви Корнилием о передаче, выставил здание на аукцион. Позднее это решение было отменено, тубдиспансеру предоставлено новое помещение, но передача здания старообрядцам так и не состоялась. Власти подтвердили готовность передать храм общине, однако уральский НИИ туберкулеза сообщил, что в соответствии с санитарными нормами проводить богослужения в здании, где долгое время лечили туберкулезных больных, нельзя. На то, чтобы снести здание и построить новое, средств у общины нет. В конце года продолжались переговоры между властями региона, двумя старообрядческими общинами и строительной компанией о возможных вариантах разрешения ситуации.

 

В большинстве случаев передача недвижимости происходит без конфликтов, а учреждениям, выселяемым ради религиозных организаций, власти находят новые помещения.Сложности, как и прежде, возникают, когда речь заходит о музейных объектах. Власти по-прежнему готовы поступиться интересами учреждений культуры в пользу религиозных организаций, а сами музейные работники, возможно, убедившись за предыдущие годы в бесполезности сопротивления, почти не протестуют против выселения. Во всяком случае, мы не зафиксировали фактов протестов музейщиков против передачи их зданий религиозным организациям в 2014 году.

Например, в 2013 году сотрудники Ярославского государственного историко-архитектурного заповедника расценивали перспективу переезда из Спасо-Преображенского монастыря Ярославля как «убийство музея». Тем не менее, в 2014 году факт предстоящего переезда был подтвержден, а музею подобрано новое помещение – комплекс зданий бывшего военного госпиталя. При этом иконы и предметы церковной утвари, являющиеся экспонатами, планируется оставить в передаваемых РПЦ храмах и продолжать считать их музейным фондом. Заместитель министра культуры РФ Елена Миловзорова оценила эту ситуацию как «в целом очень хорошую».

Однако иногда в поддержку музеев выступали политики. Два таких случая были отмечены в Петербурге. Один из них связан с Музеем Арктики и Антарктики, расположенным в здании бывшего Никольского храма, о передаче которого единоверческой общине было объявлено еще несколько лет назад. В защиту музея выступили члены Совета Федерации Артур Чилингаров и Вадим Тюльпанов, а также депутаты Законодательного собрания Петербурга, просившие оставить музей в занимаемом им здании. В апреле Росимущество приостановило процесс передачи, но только потому, что община не представила проект охранного обязательства, хотя здание является объектом культурного наследия федерального значения. По-видимому, позднее община все-таки представила необходимый документ, поскольку к концу года власти города все-таки приняли решение о переводе музея в другое помещение в 2016–2017 годах.

Петербургские депутаты выступили и в защиту другого музея. Пятеро из них обратились к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой не допустить объявленной еще в 2013 году передачи в пользование РПЦ Благовещенской усыпальницы, находящейся в оперативном управлении Музея городской скульптуры. По мнению депутатов, передача нарушает действующее законодательство, так как в усыпальнице находятся 108 памятников, из них 68 – на местах захоронений, то есть являются неотъемлемыми частями здания.

 

Кроме финансовой поддержки и передачи имущества, отмечались и другие формы покровительства властей по отношению к религиозным организациям. Продолжилась многолетняя практика объявления нерабочими днями религиозных праздников. Так, по случаю мусульманских праздников дополнительные выходные были объявлены в Татарстане, Башкортостане, Кабардино-Балкарии, Дагестане, Адыгее. Радоница была объявлена нерабочим днем в некоторых регионах, в частности, в Краснодарском крае.

Департамент образования Москвы в ответ на обращение Отдела катехизации Московской городской епархии подтвердил возможность использовать помещения городских образовательных школ в воскресные дни для проведения приходских занятий. Однако окончательное решение все равно остается за советом школы.

 

Защита чувств верующих

В течение 2014 года не было вынесено ни одного приговора по обвинению в оскорблении религиозных чувств – ни по ст. 148 УК РФ, ни по ст. 5.26 КоАП РФ. Однако жалоб на оскорбление чувств верующих и конфликтов на этой почве было не меньше, а возможно, и больше, чем в предыдущие годы. И все известные нам случаи были связаны с жалобами православных.

В целом, пожалуй, мы зафиксировали меньше, чем в прошлом году, случаев реакции чиновников на обращения верующих, считающих то или иное мероприятие оскорбительным. Вероятно, это стало следствием того, что организаторы различных мероприятий теперь чаще предпочитают не доводить дело до скандала и вносить коррективы по первому же требованию ревнителей религиозных чувств.

Например, компания «Свечение» в преддверии премьеры третьей части фильма «Хоббит» отказалась от установки инсталляции «Око Саурона» над одним из зданий «Москва-Сити» сразу же после радиовыступления протоиерея Всеволода Чаплина, предположившего, что водружение над Москвой «демонического символа» приведет к негативным последствиям. В то же время администрация ледового городка в Новосибирске, несмотря на протесты православных, решила не отказываться от установки похожей инсталляции.

Несколько случаев давления чиновников на устроителей массовых мероприятий ради защиты чувств верующих нам все-таки стали известны. Так, в Томской области был отменен ежегодный фестиваль «Солнечное сплетение» у села Тахтамышево. Среди других причин (беспокойство для местных жителей и возможный ущерб природе) один из чиновников упомянул нежелание нарушать традиции местного «мусульманского населения».

Иногда представители властей, страхуясь, принимали меры безо всяких жалоб верующих, из-за чего возникали курьезные ситуации. Например, курирующие проходивший на территории Петропавловской крепости в Петербурге фестиваль «Битва на Неве» чиновники городского Комитета по культуре настояли на том, чтобы некоторые участники внесли коррективы в свои выступления, изначально выглядевшие «неправославно». В результате устроители были вынуждены переименовать участвовавшего в представлении поросенка Наполеона в Бориса, рыцарей назвать витязями, изменить имена персонажей конного турнира с европейских на русские, изменить репертуар волынщиков, жонглерам пришлось выступать под аккомпанемент балалайки, а шуту – переодеться в стрельца.

 

Основные же конфликты на почве защиты религиозных чувств были связаны с гастролями нескольких зарубежных рок-групп, чье творчество поборниками защиты чувств верующих было объявлено «сатанистским», аморальным, призывающим к насилию или суициду. Под давлением (в некоторых случаях – силовым) православных были отменены концерты группы «Cannibal Corpse» в Москве, Новосибирске и Санкт-Петербурге, группы «Cradle оf Filth» и Мэрилина Мэнсона – в Новосибирске, группы «Behemoth» – в Новосибирске и Владивостоке. Протесты против выступления этих артистов устраивали православные Москвы, Петербурга, Краснодара, Приморья, Хабаровска, Новосибирска и других регионов. Словенская рок-группа «Laibach» сама отменила запланированные гастроли в Москве и Петербурге. На своей странице в Facebook музыканты объяснили поклонникам, что выступления отменены в связи с «высоким политическим риском тревожной реакции со стороны местных “православных” активистов».

Учитывая специфику этих групп – все они играют тяжелый рок, – сложно говорить об их массовой известности в православной среде. В данном случае речь, безусловно, идет об акциях, хорошо спланированных группами «православных активистов», участниками которых иногда становились пожилые прихожанки, явно не способные самостоятельно оценить тексты англоязычных коллективов. Если в 2013 году мы отмечали активную деятельность таких групп только в Москве, то в 2014 году от них не отставали подобные группы еще как минимум в двух регионах – Новосибирске и Краснодаре. Новосибирские активисты, кстати, взяли на вооружение и опробованный московскими «коллегами» метод силового воздействия: один из концертов был сорван после того, как были избиты несколько пришедших в клуб зрителей и заступившийся за них охранник.

Помимо срывов концертов, представители православных организаций Новосибирска обратились к властям региона с просьбой запретить проведение в городе «Монстраций», Хеллоуина и других популярных массовых мероприятий.

 

Еще одним отличием 2014 года стало привлечение к защите религиозных чувств правоохранительных органов. Если раньше редкие жалобы оскорбленных верующих прокуратура оставляла без удовлетворения, то теперь борцы с «сатанистскими» рок-группами стали обращаться в правоохранительные органы в массовом порядке, и силовики сразу нескольких регионов встали на сторону защитников религиозных чувств.

Прокуратура Карасунского округа Краснодара не удовлетворилажалобуорганизации «Православный союз», требовавшей отменить концерт группы «Cannibal Corpse» и признать тексты ее песен экстремистскими, но обязала группу исполнять только те композиции, что прошли лингвистическую экспертизу и не содержат признаков экстремизма.Организаторам концерта было внесено предостережение«о недопустимости изменения концертной программы, если в нее будет включена любая песня из репертуара группы, содержащая экстремистские высказывания и призывы». Аналогичное предостережение организаторам концерта «Cannibal Corpse» в Челябинске объявила прокуратура Челябинской области и потребовала исключить из программы несколько песен и не допускать на концерт несовершеннолетних. Прокуратура Октябрьского района Уфы и вовсе потребовала запретить на территории РФ распространение текстов группы «Cannibal Corpse» и их переводов как «причиняющих вред здоровью и развитию несовершеннолетних». В Новосибирске же сотрудники УМВД и наркополиции после жалоб православных провели обыск в клубе «Rock City», где должен состояться концерт группы «Cradle оf Filth» (позднее отмененный).

 

Московские «православные активисты» – в основном из движения «Божья воля» Дмитрия (Энтео) Цорионова – тоже не сдавали позиции. Помимо протестов против выступления упомянутых рок-групп (музыкантов Мэрилина Мэнсона даже забросали яйцами), они участвовали в срыве различных уличных акций и культурных мероприятий. Например, в апреле пытались сорвать премьеру документального фильма Аскольда Курова «Дети 404», посвященного преследованиям российских ЛГБТ-подростков. Ворвавшись в зал с плакатами о Содоме, они стали требовать прекратить показ, поскольку в зале находятся несовершеннолетние. В ноябре Д. Цорионов с несколькими сподвижниками испортили два экспоната организованной галеристом Маратом Гельманом выставки «Цензура-шлю-ха-ха» на «Винзаводе».

В октябре трое православных активистов провели возле дома Алексея Навального пикет в знак протеста против его публикации, где он выражал недовольство отменой концерта группы «Laibach» и предлагал вручить группе православную премию. Пикетчики призвали Навального «попросить прощения у миллионов христиан России, чувства которых он оскорбил своими высказываниями».

 

Естественно, деятельность защитников религиозных чувств вызывает недовольство некоторой части общества, которая время от времени пытается противодействовать православным активистам, в том числе с помощью акций протеста. В Новосибирске в июле прошел митинг против срыва рок-концертов православными, организатором которого стал директор агентства «Сибирские гастроли» Виктор Захаренко, чье агентство готовило, в частности, отмененный концерт Мэрилина Мэнсона. Акция собрала около 300 человек, а среди выступающих были заместитель председателя молодежного отделения партии «Яблоко» Олеся Вальгер и заместитель мэра Новосибирска Иван Стариков. В ноябре в том же Новосибирске пять человек вышли на Красный проспект с плакатом «Рокеры Новосибирска не возражают против божественных литургий». Акция протеста против отмены концертов прошла и в Москве. Однако все эти акции были не столь масштабны, чтобы можно было говорить об эффективном противодействии «православным активистам».

 

Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации

Как и в предыдущий период, в 2014 году было ликвидировано несколько религиозных организаций, при этом причины ликвидации были самые разнообразные.

Пожалуй, самым необычным стал случай в поселке Рефтинский Свердловской области, где был ликвидирован действовавший около 20 лет приход домового Трехсвятительского храма при училище для трудных подростков. Инспектор по делам несовершеннолетних, а вслед за ним и прокуратура, потребовали лишить храм юридического лица, ссылаясь на п. 12 ст. 27 Федерального закона «Об образовании», согласно которому в «государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций не допускается». Интересно, что епархиальное управление согласилось с таким требованием и само обратилось к руководству училища с просьбой ликвидировать приход. Богослужения в храме разрешено совершать и впредь, но проводить их был назначен другой священник, так как бывший настоятель выступал против ликвидации прихода, за что был отстранен от должности.

Самарский областной суд ликвидировал местную религиозную организацию Свидетелей Иеговы, признав ее экстремистской. Основанием для такого решения послужил штраф, вынесенный главе общины Павлу Москвину по ст. 20.29 КоАП за распространение на молитвенных собраниях запрещенных материалов Свидетелей Иеговы, а также прокурорское предупреждение организации в 2013 году. Мы считаем такое решение неправомерным.

Челябинский областной суд запретил на территории области деятельность религиозной организации «Орда». Несмотря на то, что организация в 2013 году была включена в Федеральный список экстремистских организаций, она, очевидно, смогла в какой-то форме возобновить деятельность, и претензии прокуратуры, как и раньше, сводятся к «психическому воздействию» на последователей и лечении нетрадиционными методами, в том числе совершением паломничества к святым местам.

По-видимому, эта же организация была запрещена в Волчихинском районе Алтайского края. В сообщении прокуратуры не указывается название организации, но приводятся те же причины запрета. Кроме того, дается ссылка на запрет похожей организацией в Казахстане, а именно с запрещенной казахстанской организацией «Ата жолы» («Путь предков») российские правоохранительные органы, как правило, отождествляют «Орду». В Уфе же пока только возбуждено дело о ликвидации «Пути предков».

Новосибирский областной суд вынес решение о запрете религиозной группы «Ашрам Шамбала», поскольку ее деятельность «сопряжена с насилием над гражданами и с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей, принуждением к разрушению семьи, посягательством на личность, права и свободы граждан, нанесение ущерба нравственности, здоровью граждан». Лидер этой группы Константин Руднев в 2013 году был признан виновным по целому ряду статей УК и приговорен к 11 годам в колонии строгого режима.

По целому ряду причин было закрыто медресе при казанской мечети Зангар: мечеть не имела лицензии на образовательную деятельность, санитарно-эпидемиологические нормы не соблюдались, в медресе была обнаружена запрещенная книга. Суд оштрафовал имама на 30 тыс. рублей по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)»). Кроме того, ему было вынесено предупреждение о недопустимости нарушения федерального законодательства о противодействии экстремисткой деятельности. После начала рассмотрения иска прокуратуры в суде руководство мечети приняло решение закрыть медресе.

В Петербурге Красногвардейский районный суд по требованию прокуратуры ликвидировал Санкт-Петербургский христианский благотворительный фонд «АГАФЕ». Основанием послужили выявленные прокуратурой нарушения: нецелевое расходование средств и непредставление отчетов о деятельности в течение трех лет. Фонд пытался обжаловать это решение, но Судебная коллегия по гражданским делам городского суда Петербурга оставила решение суда первой инстанции в силе.

В Самаре была предпринята попытка из-за отсутствия лицензии на образовательную деятельность закрыть детский сад, учредителем которого является приход храма в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость». Получить лицензию организация не могла из-за не оформленных надлежащим образом документов на помещение. В отношении директора детского сада было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 19.20 КоАП РФ («Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения»), после чего администрация начала подготовку необходимых для получения лицензии документов.

 

Некоторые организации пытались обжаловать вынесенные ранее решения о ликвидации. Две из них в этом не преуспели. Верховный суд РФ подтвердил решение Санкт-Петербургского городского суда от 14 ноября 2013 года о ликвидации местной религиозной организации церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Жатва». Причинами ликвидации церкви послужили отсутствие лицензии на образовательную деятельность и неуказание в уставе пункта о предоставлении образовательных услуг, хотя, по мнению суда, церковь такие услуги предоставляла. Не удалось обжаловать вынесенное в декабре 2013 года решение о ликвидации и Центру православного просвещения в Петербурге.

Библейскому центру христиан веры евангельской (пятидесятников) Чувашской Республики, напротив, удалось добиться судебного решения в свою пользу. Европейский суд по правам человека удовлетворил его жалобу и признал незаконным решение о ликвидации центра в 2007 году.

Поддержал ЕСПЧ и жалобу Саентологической церкви в Петербурге на действия властей, усмотрев в отказе регистрировать местные общины нарушение ст. 9 («Свобода мысли, религии, совести») и ст. 11 («Свобода собраний и объединений») Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Саентологической церкви Москвы, по делу которой ЕСПЧ вынес аналогичное решение еще в 2007 году, так и не удалось добиться регистрации внесенных в устав изменений. В 2014 году в Измайловском суде Москвы началось рассмотрение очередной жалобы саентологов на этот отказ Минюста. Одновременно Минюст обратился в Мосгорсуд с иском о ликвидации этой церкви на основании несоответствия ее устава закону «О свободе совести». В декабре 2014 года оба судебных процесса были временно приостановлены: Мосгорсуд отложил рассмотрение дела до окончания процесса в Измайловском суде, а в Измайловском суде слушания были отложены до проведения религиоведческой экспертизы.

 

Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии

Чаще других в 2014 году дискриминации подвергались представители новых религиозных движений и мусульмане, но и факты дискриминации по отношению к протестантским организациям не были редкостью. При этом чаще, чем в предыдущие годы, наблюдалось давление со стороны правоохранительных органов.

Продолжилась начатая в 2009 году дискриминационная кампания в отношении Свидетелей Иеговы. В течение года в нескольких регионах чиновники и арендодатели отказывали Свидетелям Иеговы в предоставлении помещений. Например, в Прокопьевске Кемеровской области накануне богослужения местная администрация расторгла договор аренды со Свидетелями Иеговы, а затем на службу прибыли представители городской администрации и сотрудники полиции, которые грубо и с угрозами выгнали верующих за пределы здания. В Иванове руководство спортивного комплекса «Олимпия» также расторгло со Свидетелями Иеговы договор об аренде, получив от прокуратуры представление о недопустимости нарушения закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации». А в Архангельске руководство ТЦ «Ильма» отказалось сдать в аренду Свидетелям Иеговы конференц-зал для проведения пасхального богослужения, опасаясь провокаций в связи с распространением в городе «антисектантских» листовок.

Однако чаще всего, как и в предыдущие годы, Свидетели Иеговы подвергались дискриминации во время проповеднического служения. Полицейские задержания проповедников происходили, в частности, в Москве, Башкортостане, Татарстане, Забайкальском, Краснодарском краях, Белгородской, Брянской, Воронежской, Ивановской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новосибирской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тверской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Ярославской областях. Верующих, как правило, доставляли в отделение, переписывали паспортные данные, допрашивали, в некоторых случаях составляли протоколы об административном правонарушении.

В Тверской области полицейские и сотрудники Центра «Э» пытались сорвать богослужение Свидетелей Иеговы, ссылаясь на информацию о заложенной в здании бомбе. Оцепив территорию здания, где проходила служба, они все-таки согласились дождаться ее окончания и только потом проверили у присутствующих документы. Попытки срыва богослужения представителями силовых структур были зафиксированы также в Крачеве Брянской области, Лабинске Краснодарского края и Самаре.

 

В ряде регионов сотрудники ФСБ провели допросы членов «Фалуньгун». Например, трех последователей этого движения в Тыве допрашивали в связи с организацией просмотра кинофильма «Свободный Китай: Мужество верить» (режиссер – Майкл Перельман) в одном из городских училищ. В Абакане сотрудники ФСБ провели обыск в кабинете гендиректора «Регионального вычислительного центра», члена «Фалуньгун», и в прилегающем арендованном помещении для занятий. В ходе обыска был изъят компьютер, а у шести членов общины переписаны паспортные данные. В Нижнем Новгороде сотрудники ФСБ и Центра «Э» провели обыск в помещении детского сада, заведующая которого тоже является последовательницей «Фалуньгун». При этом допросу подвергли сотрудников детского сада и родителей детей.

Прокуратура Таганрога досрочно закрыла выставку «Истина – Доброта – Терпение», организованную последователями «Фалуньгун» в городском доме культуры, поскольку сочла представленные на выставке картины направленными на дискредитацию политической системы Китая и формирование негативного представления о нем у россиян. Кроме того, сотрудники прокуратуры отметили, что изображенный на многих экспонатах символ «Фалуньгун» представляет собой зеркальное отражение нацистской свастики.

 

Давление со стороны силовых структур испытывали и мусульмане – как и в предыдущие годы, по отношению к ним нередко отмечались факты полицейского произвола. Например, перед началом одного из пятничных намазов в Москве сотрудники полиции задержали не менее сотни посетителей мечети на 2-й Фрезерной улице. Задержанных доставили в несколько отделений внутренних дел, продержали до вечера и отпустили без предъявления обвинений и объяснения причины задержания. При этом у всех сняли отпечатки пальцев, а некоторых избивали в полицейском автобусе.

А в Ставропольском крае проведенный в доме раис-имама аула Юсуп-Кулак Ипатовского района Мовлида Алиева обыск настолько шокировал пожилого священнослужителя, что он отказался читать пятничную проповедь и снял с себя полномочия раис-имама.

Произвольные действия полиции провоцируют уже и более серьезные инциденты. Прихожане мечети на Большой Татарской улице в Москве сумели физически отбить у полицейских задержанного единоверца. Верующие окружили полицейский автобус, куда поместили задержанного, и требовали его освободить, а когда это не помогло, стали штурмовать автобус. В результате задержанный мусульманин был отпущен, зато участников штурма автобуса задержали бойцы ОМОН. В отношении всех задержанных принято решение об административном аресте, а в отношении двоих из них возбуждено уголовное дело по ст. 318 УК РФ («Применение насилия в отношении представителя власти»).

 

Другой заметной формой косвенной дискриминации по отношению к мусульманам стал запрет на ношение платков в учебных заведениях. «Проблема хиджабов» обострилась сразу в нескольких регионах. Наиболее сложная ситуация сложилась в Мордовии: возникший здесь конфликт вышел далеко за рамки регионального. В июне 2014 года правительство республики утвердило требования к школьной форме, запрещающие, в частности, использование религиозной атрибутики в школах и ношение головных уборов. После появления этого нормативного акта мусульмане региона стали жаловаться на многочисленные факты дискриминации мусульманок руководством учебных заведений. Школьниц и студенток, приходящих на занятия в платках, не допускали до занятий, выгоняли с уроков и школьных линеек. Некоторые семьи в результате предпочли перевести детей на домашнее обучение.

Верующие попытались оспорить законность постановления республиканского правительства. Однако сначала прокуратура, потом Верховный суд Мордовии, а затем – уже в феврале 2015 года – и Верховный суд РФ подтвердили его законность. Мусульмане намерены обратиться в Конституционный суд, поскольку уверены, что распоряжения властей нарушают конституционное право на свободу совести и противоречат федеральному законодательству.

В других регионах тоже возникали проблемы подобного рода. Например, ректор Московского медицинского университета им. Н.И. Пирогова подписал приказ, который регламентировал внешний вид студентов, запрещающий, в частности, ношение одежды, «указывающей на принадлежность к какой-либо национальности или религии (в том числе национальные головные уборы)», а также одежды, которая «способна оскорбить политические (!) и религиозные чувства окружающих».

Мусульмане сочли это нарушением своих прав. Прошло несколько одиночных пикетов в Москве. Этот конфликт удалось урегулировать. После встречи с заместителем председателя Совета муфтиев России Рушаном Аббясовым ректор согласился пойти на компромисс, подчеркнув при этом, что «возможность внешнего отличия студенток по религиозным принципам должна быть минимизирована». Cтуденткам-мусульманкам было разрешено, кроме медицинского белого халата и шапочки-колпака, закрывающего волосы, носить белый шарф, платок или высокий ворот, покрывающий шею.

Аналогичный приказ издал и ректор Астраханской государственной медицинской академии. Одна из студенток пожаловалась, что после появления приказа носящих мусульманскую одежду стали «записывать в списки», составлять на таких людей рапорты, и «давать выговоры на дисциплинарной комиссии». Декан факультета иностранных студентов Ольга Дьякова объяснила появление приказа тем, что вуз «отдает предпочтение светскому образу жизни и деловому стилю в одежде».

Несомненно, есть и еще эпизоды в том же роде, оставшиеся неизвестными ввиду меньшего масштаба событий. Нам становятся известны лишь некоторые. Например, в МГИМО двух девушек в платках не пустили на открытую лекцию о Волжской Булгарии. Представители вуза также ссылались на «сугубо светский характер образования». А руководство спортивной школы хутора Веселый Ростовской области пригрозило одной из учительниц увольнением, если она не перестанет надевать мусульманский платок в школу.

 

Дискриминации, как и в предыдущие годы, подвергались представители протестантских церквей. В этих случаях речь идет о демонстративно избирательном правоприменении. Наибольший резонанс вызвал инцидент в Сочи, где за чтение и обсуждение Библии в кафе был оштрафован лидер религиозной группы евангельских христиан «Сообщество христиан» Алексей Колясников. Прокуратура Сочи возбудила в отношении него административное производство по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ («Проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении»). В октябре мировой суд признал его виновным и приговорил к штрафу в размере 30 тысяч рублей. В декабре Хостинский районный суд Сочи отменил постановление мирового судьи и направил дело на новое рассмотрение, которое, однако, дало тот же результат. Уже в январе 2015 года это решение подтвердил Краснодарский краевой суд.

В Самарской области пастор «Нового поколения»Павел Воробьев был оштрафован на 500 рублейпо ст. 13.11 КоАП РФ («Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения персональных данных»). Прокуратура, а вслед за ней и мировой суд сочли нарушением тот факт, что пастор обрабатывал анкеты прихожан без их согласия. Аналогичному наказанию подвергся и лидер группы саентологов в Якутске.

В Белгороде девять школьников – адвентистов седьмого дня не были допущены к сдаче экзамена Государственной итоговой аттестации (ГИА) по причине религиозных убеждений. Экзамен пришелся на субботу, считающуюся у адвентистов священным днем. Родители просили руководство школы и регионального департамента образования дать детям возможность сдать экзамен в другой день, но получили отказ, хотя возможность переноса экзамена по религиозным убеждениям предусмотрена рекомендацией Рособрнадзора.

В поселке Дувановка Ростовской области сотрудники прокуратуры, уголовного розыска, УФМС, ФСБ без предъявления служебных удостоверений, применив силу, вошли в помещение религиозной группы евангельских христиан-баптистов и действующего при ней реабилитационного центра для страдающих наркотической и алкогольной зависимостью и, не объясняя причин, забрали всех находившихся в этом помещении в отделение полиции.

 

Притом, что обычно власти склонны передавать религиозным организациям имущество, даже если это ущемляет интересы других организаций, отношение чиновников к Российской православной автономной церкви (РПАЦ) остается по-прежнему предвзятым. У этой религиозной организации в течение 2010–2013 годов были изъяты не только храмы, но даже мощи святых, а в 2014 году был изъят последний из находившихся у нее в пользовании храм Суздаля – храм св. блгв. Бориса и Глеба. Причем решение об изъятии было принято «в административном порядке», то есть без судебного процесса.В феврале Владимирский областной суд, а в июле Конституционный суд РФ подтвердили законность решенияоб изъятии у РПАЦ мощей преп. Евфимия и Евфросинии Суздальских. Однако один из судей все же усомнился в правомерности изъятия. К решению Конституционного суда прилагалось его особое мнение, где указывалосьна неопределенность правового статуса мощей, а соответственно, и неопределенность в вопросе, могут ли такие объекты, как мощи святых, вообще находиться в федеральной собственности.

 

В течение года с проблемами на территории России неоднократно сталкивались иностранные проповедники.

МИД России в очередной раз отказался предоставить въездную визу Далай-ламе XIV. В качестве условия для предоставления визы было указано требование полностью отказаться от политической деятельности.

В Алтайском крае в апреле за нарушение миграционного законодательства была оштрафована группа граждан США, среди которых были мормоны, проповедовавшие в кукольном театре Рубцовска.

Пограничная служба ФСБ России не разрешили въезд в Россию архиепископу Павловскому и Рокландскому Андрею (Маклакову) (РПАЦ). Архиепископ является гражданином США и управляющим приходами РПАЦ в США. В Россию он прибыл по приглашению Архиерейского Синода этой церкви, имея действующую российскую визу, но в аэропорту «Шереметьево» узнал, что его имя включено в «санкционный список» наряду с другими гражданами США. Причина попадания в этот список не сообщается.

 

Защита от дискриминации

Некоторым подвергшимся дискриминации удавалось защитить свои права, в том числе через суд.

Жительница Калининграда Дарья Рамазанова выиграла суд против транспортной компании, сотрудник которой отказался обслуживать мусульманок. Водитель автобуса попросил Дарью и ее мать выйти и отказался везти их, так как женщины были одеты в мусульманскую одежду. Девушка направила письменную претензию руководству компании и, не получив ответа, обратиласьв суд. Суд взыскал с компании 22 тысяч рублей, в том числе 10 тысяч компенсации морального вреда.

А Свидетелям Иеговы удалось отстоять свои права в ЕСПЧ. В 2014 году суд усмотрел нарушение российскими властями ст. 5 и ст. 9 Европейской конвенции о защите прав человека в факте срыва богослужения Свидетелей Иеговы в Москве в 2006 году и обязал Россию компенсировать заявителям 30 тысяч евро в качестве компенсации морального вреда и 6 тысяч евро судебных издержек.

В случае с мурманскими Свидетелями Иеговы удалось обойтись без суда. После обращения уполномоченного по правам человека в РФ Владимира Лукина к губернатору Мурманской области его заместитель Анатолий Векшин согласился отозвать свое адресованное руководителям муниципальных образований письмо 2013 года, рассказывающее об «опасности» Свидетелей Иеговы.

 

Недостаточность защиты от диффамаций и нападений

Мы зафиксировали 16 нападений на почве религиозной ненависти, что вдвое меньше, чем в 2013 году, однако при этом стало больше серьезных ранений. Более того, мы зафиксировали двойное убийство по мотиву религиозной ненависти: в результате стрельбы в православном храме Южно-Сахалинска, открытой местным жителем, были убиты монахиня и прихожанин, еще шестеро было ранено.

В Москве злоумышленник напал на женщину в мусульманской одежде и несколько раз ударил ее ножом в живот. Пострадавшая осталась жива.

В Московской области был избит учащийся ешивы: нападавшие наносили удары по голове, предположительно, кастетами.

Как и в 2013 году, большинство пострадавших – не менее 12 – составили Свидетели Иеговы, нападения на которых во время проповеднического служения отмечались в разных регионах. В большинстве случаев пострадавшие не получали серьезных повреждений, но все-таки случаев причинения существенного вреда здоровья было больше, чем в 2013 году. В Вологодской области, спасаясь от нападавших, 18-летний Свидетель Иеговы выпрыгнул со второго этажа, в результате чего получил сотрясение мозга, перелом носа и ушибы; в Петрозаводске нападавший сломал палец 73-летней женщине. В большинстве случаев нападавшие не понесли наказания.

 

Число актов вандализма на почве религиозной ненависти также снизилось вдвое по сравнению с 2013 годом: 32 против 64. Среди пострадавших объектов большинство по-прежнему составляют православные, однако их гораздо меньше, чем годом ранее – 10, а не 32. Как минимум, три случая вандализма – в московском районе Косино, в подмосковном Королеве и Благовещенске – были совершены, по-видимому, в знак протеста против строительства православных храмов вопреки воле местных жителей. Случаев вандализма по отношению к поклонным крестам мы зафиксировали столько же, сколько и годом ранее, четыре, однако, учитывая снижение общего числа актов вандализма, можно говорить об увеличении доли «крестоповала».

Второе и третье места в этом антирейтинге тоже остались без изменений с 2013 года: восемь объектов новых религиозных движений (было 11), причем все они – Свидетелей Иеговы, и семь мусульманских (было девять). Мы также зафиксировали пять актов вандализма по отношению к иудейским объектам (ранее 10) и одному протестантскому (ранее один).

В большинстве случаев угрозы для людей не возникало, но были и исключения. Нам известны два поджога православных храмов и два пожара в мечетях, в которых следствие не исключило поджог в качестве причины. Здание церкви «Слово жизни» в Саратовской области было обстреляно. Никто из людей все же не пострадал.

 

Как и раньше, федеральные и региональные СМИ публиковали ксенофобные материалы о религиозных организациях и группах. В большинстве случаев это были «антисектантские» репортажи. Антиисламские, которых было немало в 2013 году, нам неизвестны, во всяком случае, в крупных федеральных СМИ. Ставшие «героями» подобных публикаций религиозные организации в большинстве случаев старались защитить свое имя и иногда им это удавалось.

В ноябре НТВ и «Россия-1» выпустили сразу несколько «антисектантских» репортажей, дискредитирующих церковь евангельских христиан «Новое поколение». Телеканал «Россия-1» в программе «Вести» показал сюжет о проживающем в Латвии пасторе церкви «Новое поколение» Алексее Ледяеве. В материале прозвучало утверждение, что«филиалы новой церкви пошли по свету после украинской “оранжевой революции”, в которой основной ударной силой выступали единоверцы господина Ледяева».

На НТВ «Новому поколению» были посвящены сразу две программы: фильм «Повелители бесов» из цикла «Профессия – репортер», героем которого снова стал А. Ледяев, и передача «Чрезвычайное происшествие», повествующая о деятельности реабилитационных центров протестантских церквей в Краснодаре и Ростове-на-Дону. В сюжетах использовались традиционные «антисектантские» клише: обвинения в вымогательстве, шарлатанстве, «вербовке», применении психотехник.

После публикации этих сюжетов Ассоциация христианских церквей и организаций по духовному просвещению, действующая на территории Ростовской области, потребовала извинения от руководства телеканала НТВ.

В Пензе несколько изданий, сообщивших об убийстве трехлетнего ребенка бабушкой, связали преступление с религиозными убеждениями женщины, упомянув, что она несколько лет посещала «нетрадиционную» церковь «Слово жизни». Представитель Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Сергей Киреев обратился к журналистам этих СМИ с просьбой опровергнуть или убрать информацию о религиозной принадлежности преступницы, но на его просьбу отреагировали только два издания, а остальные проигнорировали обращение.

ВКурской области община евангельских христиан-баптистов обратилась к прокурору и главе города с жалобой на многочисленные репортажи, обвиняющие верующих в нежелании вакцинировать детей от кори. Среди СМИ, допустивших некорректные высказывания в адрес баптистов, упомянуты «Русская планета», «Накануне.ру», НТВ, NEWSru.com, местный телеканал СТВ и другие.

Распространение на территории подмосковного Зарайска газеты «Зарайский Екклесиаст» послужило поводом для обращения Российского объединенного союза христиан веры евангельскойв прокуратуру Московской области. Это издание, приписываемое пятидесятникам, публиковало не соответствующие действительности материалы о них, в частности, обвиняло их в попытке использования Зарайского кремля в качестве молитвенного центра.

 

В январе Савеловский суд Москвы обязал телеканал «Россия-1» опубликовать опровержение сюжета о центре ведической культуры «Дивья Лока», вышедшего в эфир в 2013 году, и выплатить общине компенсацию морального вреда.

В июне Суздальский районный суд вынес определение по иску представителей РПАЦ к газетам «Суздальская новь» и «Владимирские ведомости», в 2013 году опубликовавших оскорбительные материалы о РПАЦ. Стороны заключили мировое соглашение, в соответствии с которым «Суздальская новь» обязалась в течение двух недель с момента вступления в силу судебного определения опубликовать подготовленный истцами текст об истории возникновения РПАЦ и ее деятельности.

Однако в декабре газета «Владимирские ведомости» опубликовала статью Антона Злобина «Экстремизм: кто “заказывает музыку”», посвященную признанному экстремистским фильму «Приставное благочестие». Редакция «Портала-Credo.ru» выразила возмущение оскорбительным для верующих РПАЦ материалом, содержащим, к тому же, фактические ошибки и клевету в адрес сотрудников портала.

 

Представители общественных организаций и частые лица тоже пытались противодействовать законной деятельности Свидетелей Иеговы, используя при этом как диффамацию, так и физическое противодействие.

Например, в январе в Ершове Саратовской области пьяный мужчина с черенком от лопаты в руках ворвался на богослужение, выкрикивал оскорбления, пытался избить присутствующих и угрожал расправой. В Краснодарском крае распространению литературы Свидетелей Иеговы мешали казаки. А в Сыктывкаре казаки обратились в полицию с просьбой возбудить уголовное дело в отношении местных Свидетелей Иеговы, обвинив их в распространении экстремистской литературы.

Представители общественных организаций проводили «антисектантские» акции в разных регионах. «Орловская православная инициатива» провела «антисектантский» пикет возле Дома культуры Всероссийского общества глухих. Пикет был направлен против деятельности в Орле Свидетелей Иеговы и приурочен к празднованию ими Вечери воспоминания смерти Иисуса Христа. В Мурманске тоже состоялось несколько акций против Свидетелей Иеговы.

 



[1] При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 № 11-рп и на основании конкурса, проведенного Движением «Гражданское достоинство».

[2] Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в 2013 году // Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2013 году. М.: Центр «Сова», 2014.

[3] Кравченко М. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в 2014 году // Центр "Сова". 2015. 30 марта.



Ссылки на данную статью [1]