Николай Митрохин: «Если священника угораздило принять участие в гей-параде, то и на освящении сорокинской «гусеницы» он смотрится органично»

Кандидат исторических наук, автор книги «Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы» (М., 2004) Николай Митрохин прокомментировал для Центра «Сова» участие екатеринбургского священника в проводах добровольцев, отправляющихся в Донбасс.  

 

Проводы екатеринбургских ополченцев в Донбасс и участие в их обряде «братания» православного священника Владимира Зайцева примечательны по нескольким причинам. Во-первых, перед нами первый в России открыто представленный общественности случай отправки ополченцев на территорию Донбасса. Во-вторых, это первое подобное событие с явным участием местных властей. И в-третьих, это первый случай официального участия в таком мероприятии представителя Русской православной церкви, причем не маргинального, а довольно высокого ранга: о. Владимир – бывший руководитель Миссионерского отдела одной из крупнейших епархий. При этом он не просто присутствовал, но благословил отправляющихся в Донбасс и снабдил их неким политическим посланием.

Если центральные власти не предпримут никаких действий (на что надеяться не приходится), не исключено, что примеру Екатеринбурга могут последовать и другие регионы. С политической точки зрения важно, что Россия перестала скрывать факт посылки добровольцев на территорию Донбасса, хотя раньше официально если и не отрицала этот факт, то не поощряла публично. В более глобальном контексте Россия, за последнюю неделю отказавшись от членства в ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе) и проведя беспрецедентные по масштабам учения на своей территории, таким образом решила показать, что может сделать следующие шаги по развязыванию конфликта в Донбассе.

С церковной точки зрения важно, что если Московская патриархия не опровергнет участие своего священника в проводах добровольцев, это будет означать, что Русская православная церковь, до сих пор официально сохранявшая нейтралитет, начинает поддерживать одну из сторон в конфликте в Донбассе. Это будет иметь последствия для приходов Украинской православной церкви Московского патриархата, чье положение ухудшится. А в еще большей степени это будет иметь последствия для руководства УПЦ МП, так как выпутываться из этой ситуации придется именно ему.

Путь Владимира Зайцева наглядно показывает, как подобные священники появляются в церкви: это люди, проникнутые милитаристским духом с детства и получившие политическое образование. В многочисленных интервью священник характеризует себя как бывшего хулигана, воспитанного в школьных военно-патриотических кружках. Затем он окончил исторический факультет Уральского госуниверситета – многие идеологи русского национализма являются историками по образованию. В своей дальнейшей деятельности о. Владимир тоже был крепко связан с милитаристскими кругами: был войсковым священником спецназа, который неоднократно ездил в Чечню.

Кроме того, он активно участвовал в «антисектантской» деятельности и даже был оштрафован за организацию неофициальной лекции Дворкина в Екатеринбурге. Он же принимал участие в гей-параде, который случился в Екатеринбурге в 2005 году, когда вслед за колоннами клубов соответствующей тематики прошли священники, освятившие «оскверненную» землю. В Екатеринбурге Зайцев имеет однозначную репутацию. Вот, например, что писали о нем в 2014 году местные журналисты: «В качестве общественного защитника пришел священник Владимир Зайцев. В нулевых годах он активно сотрудничал с фондом Ройзмана и руководил организацией "Православное студенческое братство". Участники "братства" при "попустительстве" Зайцева совместно с представителями "Города без наркотиков" проводили провокационные акции, связанные с применением насилия в отношении лиц нетрадиционной сексуальной ориентации, представителей других религиозных конфессий и т.п. Уголовное преследование по факту действий Православного студенческого братства и "фондовцев" не велось, возможно, потому, что в УК РФ тогда еще не ввели статью об экстремизме».

Очевидно, что для такого человека его милитаристские и националистические убеждения более важны, чем православные, и он явно не намерен на этом останавливаться. Когда священник такого ранга благословляет людей, организующих нечто, похожее одновременно на знаменитую «гусеницу» из романа Сорокина «День опричника» и суфийский зикр, но с неоязыческой символикой, очевидно, что как священник он несостоятелен и возможно, ему лучше поискать себя на другом поприще.

И все-таки интересно, как священноначалие, выступающее за улучшение качества богословского образования и отказ от суеверий и языческих традиций, прокомментировало бы участие специалиста по борьбе с «сектами» в хороводе, идущем «по солнцу» с притопыванием и криком, предположительно, «Рус!».

Впрочем, священник определенным образом последователен в своих деяниях: если его угораздило принять участие в гей-параде, то и на освящении сорокинской «гусеницы» он смотрится органично.
Ссылки на данную статью [1]