Роман Лункин: «Враги "духовных скреп" будут найдены и обезврежены»

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал для Центра «Сова» сообщение о разработанном в Ставропольском крае законопроекте, регулирующем миссионерскую деятельность на территории региона.

 

Антимиссионерская истерия  возникает в России каждый раз, когда страна, общество, масс-медиа, а самое главное — представители власти переживают душевный патриотический подъем. Патриотизм требует все новых жертв и врагов, защита страны от западного влияния требует наличия агентов западного влияния. Инициативы по контролю за миссионерской деятельностью периодически возникали у Минюста РФ с 2009 года, до этого, в начале 2000-х годов в России была проведена массовая высылка иностранных миссионеров — Свидетелей Иеговы, протестантов, католиков, мусульман. В связи с этим ставропольские и псковские законопроекты нельзя назвать каким-либо новшеством. Местные политики стараются решить проблему государственной безопасности символическим способом, зная, что им ничего не придется делать. Что это за «страшные секты», в большинстве случаев не знает никто.

Комментируя проект о регистрации миссионеров на Ставрополье, только православный правозащитник Роман Силантьев заявил о том, что знает, зачем принимать такого рода закон. По его мнению, он должен быть направлен против «ваххабитов» и сект западного происхождения, в первую очередь против Свидетелей Иеговы. Между тем, с точки зрения здравого смысла, очевидно, что «ваххабиты» никогда не пойдут регистрироваться, многие общины отслеживают спецслужбы, а Свидетели Иеговы уже находятся «под колпаком» после ликвидации их общины в Таганроге и признания ряда материалов экстремистскими.

Противоречивость, разнонаправленность действий органов власти, предложений Минюста РФ, политиков основана на игнорировании нашей Конституции и закона «О свободе совести». Более того, большая часть законодателей вслед за РПЦ прямо или косвенно (де-факто) предлагает игнорировать религиозное законодательство, которое формально в России вполне демократично.

Ощутить парадоксальность ситуации и увидеть, во что могут превратиться ставропольские идеи, можно было на примере обсуждения законодательных инициатив 18 февраля 2015 года на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. Хорошо видны два вектора обсуждения законопроектов — стремление власти регулировать религиозную сферу и желание представителей РПЦ поставить под контроль все религиозные объединения, кроме православных, но так, чтобы в законодательстве оставались «лазейки» для того, чтобы этот контроль не затрагивал в полной мере саму РПЦ.

В ходе заседания обсуждался законопроект об уведомительном порядке создания любой религиозной группы наряду с отменой 15-летнего срока существования религиозной группы до регистрации. При этом РПЦ и другие религиозные объединения предлагали скорректировать Гражданский кодекс, который строго относит все религиозные объединения к унитарным. Проект по освобождению религиозных организаций от представления ежегодной информации о продолжении своей деятельности сочетается  с проектом об особом механизме контроля за финансово-хозяйственной деятельностью религиозных организаций, «позволяющего своевременно реагировать на факты причастности религиозных организаций к экстремистской и террористической деятельности». В последнем законопроекте Минюста РФ о предоставлении раздельной отчетности по отечественному и иностранному финансированию предусматривается масса поводов для проверок.

Необязательность ежегодного отчета компенсируется произволом проверок, не говоря уже о том, что и так проверки на экстремизм являются уже поводом для унижений и оскорблений в адрес верующих. Одновременно региональные депутаты хотят в целом фактически запретить въезд миссионеров в Россию, сделать их работу невыносимой. Однако и это с практической точки зрения уже неактуально. В России уже давно среди мусульман, протестантов, Свидетелей Иеговы постоянно работают только российские граждане. Теперь же каждый приезд просто иностранного гостя, который хотя бы заикнется о Боге, будет восприниматься как призыв к действию (в Иваново, к примеру, регулярно высылают стариков-американцев, которые приезжают в гости к баптистам) — общину запугают, гостя депортируют. В рамках этой бессмысленной игры враги «духовных скреп» будут найдены и обезврежены. 

Ссылки на данную статью [1]