Инна Загребина - о штрафе за проведение публичного богослужения в сочинском кафе

Адвокат, председатель правления Гильдии экспертов по религии и праву, главный редактор журнала «Юридическое религиоведение» Инна Загребина прокомментировала для Центра «СОВА» инцидент в Сочи, где лидера религиозной группы евангельских христиан оштрафовали за проведение богослужения в кафе.


Последние годы мы неоднократно сталкивались со случаями неправомерного привлечения к ответственности руководителей религиозных организаций за проведение воскресных богослужений вне культовых зданий.

Стоит отметить, что больше всего досталось религиозной организации «Свидетели Иеговы», члены которой уже несколько лет в различных регионах нашей страны много раз привлекались по данному факту к административной ответственности, что и стало причиной обращения Уполномоченного по правам человека в РФ в Конституционный суд РФ.

Казалось бы, после вынесения Постановления КС РФ от 5 декабря 2012 года, четко устанавливающего места проведения публичных богослужений, не подпадающих под действие Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», подобные инциденты должны быть исчерпаны. 

Но нет. 10 октября 2014 года мировой судья судебного участка № 99 Хостинского района Сочи привлек пастора религиозной группы «Сообщества христиан», относящейся к евангельским христианам, к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении) за то, что тот проводил воскресные богослужения в местном кафе «Bel Canto». Как ни парадоксально, ни прокуратура, которая, согласно действующему законодательству, обязана следить за неукоснительным соблюдением законов на территории нашей страны, ни суд, видимо, оказались не знакомы ни со ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», ни с Постановлением Конституционного суда РФ, о котором сказано выше.

Между тем в Постановлении прямо указано: «Впредь до внесения в действующее правовое регулирование надлежащих изменений, вытекающих из настоящего Постановления, правоприменителям, включая суды, при рассмотрении спорных вопросов относительно необходимости уведомления органов публичной власти о проведении публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в пунктах 1–4 статьи 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местах, в том числе при решении вопроса о применении административной ответственности за несоблюдение данного требования, следует руководствоваться Конституцией Российской Федерации и настоящим Постановлением».

Напомним читателям, что, согласно пп. 1-4 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», местами, на которые не распространяется Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», являются:

- культовые здания и сооружения,

- иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний,

- иные места, предоставленные религиозным организациям для этих целей,

- места паломничества,

- учреждения и предприятия религиозных организаций,

- кладбища и крематории,

- жилые помещения.

Однако данные императивные требования законодательства не помешали суду привлечь руководителя религиозной группы к административной ответственности. Удивляет и тот факт, что решение было вынесено в преддверии выхода в свет Федерального закона Российской Федерации от 22 октября 2014 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"», устанавливающего, что богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются: в помещениях, предоставленных им на ином имущественном праве, для осуществления их уставной деятельности, а также на земельных участках, на которых расположены здания, имеющие соответствующие помещения, по согласованию с собственниками таких зданий.

Остается надеяться, что новость о принятии Федерального закона, регулирующего данные правоотношения, все-таки дойдет до суда раньше, чем будет принято решение по апелляционной жалобе, поданной руководителем религиозной группы.

Ссылки на данную статью [9]