Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!
Наш Центр «Сова» ведет мониторинг многочисленных проблем, связанных со свободой религии и убеждений, и мы не фокусируем внимание на определенных религиозных меньшинствах. Но мы вынуждены признать, что все наиболее острые проблемы в нашей стране в этой сфере неизменно затрагивают мусульман; если не всех, то значительную их часть.
1. Одним из основных источников проблем для свободы совести в России остается антиэкстремистское законодательство и связанные с ним нормы. Это законодательство порождает проблемы во всех сегментах общества, но больше всего их возникает у мусульман. При этом мы имеем в виду мирные группы типа последователей Саида Нурси. Хотя преследованию подвергаются и другие религиозные меньшинства, например, Свидетели Иеговы. Речь идет не только об уголовном преследовании, но и массовом и крайне не избирательном запрете религиозной литературы.
В прошлом году были внесены поправки в Уголовный кодекс, криминализующие оскорбление религиозных чувств. Надо сказать, подобные нормы есть и в ряде других стран ОБСЕ, и, обратившись к их опыту, можно было бы понять, что этот правовой инструмент – явно не лучший в деле предотвращения возбуждения религиозной ненависти. Он просто лишний. Другие нормы Уголовного кодекса и так описывают предполагаемые преступления. Не случайно за год с лишним после вступления в силу этот очень разрекламированный закон не был применен ни разу. Вывод мы бы сделали такой: не следует менять уголовное право по политическим соображениям.
Однако определенно следует пересматривать правовые подходы, которые основаны на побуждениях защиты толерантности и безопасности, но сконструированы так, что не достигают этих целей.
2. В России еще с прошлого года обострилась так называемая проблема хиджаба. Эта тема хорошо известна в регионе ОБСЕ. Но Россия показывает даже в рамках одной страны, к чему приводят директивные методы регулирования религиозного поведения граждан. В Чечне власти заставляют женщин во многих случаях носить платок. А рядом, в Ставропольском крае девочкам в некоторых школах не разрешают приходить в школу в платке. В мультикультурной Москве ректор медицинского университета запрещает носить платок студенткам, да и вообще «национальную или религиозную одежду».
Следует признать, что запреты любого рода в этой сфере не только покушаются на свободу совести, но и ведут к отчуждению определенных групп мусульман, что в перспективе является уже и проблемой безопасности.
Кроме того, под вопрос ставится единство пространства, в котором соблюдаются права человека. Мы это видим на примере России и на примере Европы в целом.
3. Строительство церквей, мечетей и других домов для молитвы часто вызывает недовольство как со стороны оппонентов соответствующих религий, так и просто со стороны местных жителей, не желающих никакого строительства. Поэтому вопросы строительства всегда и везде решаются путем определенного компромисса. Однако если возникает явная диспропорция между религиями, она неизбежно воспринимается как дискриминация, даже если такого умысла не было. Например, в Москве реализуется план строительства двух сотен православных церквей. Часто это строительство вызывает протесты, но церкви все же строятся. А вот с мечетями в городе ситуация гораздо хуже, и она пока не улучшается. При этом городские власти всегда ссылаются именно на недовольство местных жителей. И конечно, такое положение существует и во многих других городах.
Мы понимаем, что градостроительные решения всегда носят компромиссный характер, но столь явно неравное обращение должно быть прекращено.
Наши рекомендации для государств – участников ОБСЕ:
1. Не применять такой инструмент защиты толерантности, в том числе религиозной, как списки запрещенной литературы. Этот инструмент уже продемонстрировал свою полную неэффективность, зато он порождает множество нарушений прав человека.
2. Согласиться с тем, что религиозная толерантность должна защищаться теми же механизмами, что и другие формы толерантности, и отказаться от создания специальных норм, ограничивающих те или иные свободы ради сохранения именно религиозной толерантности.
3. Отказаться от любых законов, интерпретирующих религиозную полемику как возбуждение религиозной ненависти, и пересмотреть ранее принятые в этом духе решения.
4. Не допускать принятия законов и иных актов, специально ограничивающих публичное демонстрирование своих религиозных убеждений.
5. Выработать эффективные механизмы принятия решений о строительстве религиозных зданий.