Заявление Центра "Сова" на конференции ОБСЕ в Варшаве

С 22 сентября по 3 октября 2014 года в Варшаве проходит ежегодная конференция ОБСЕ. 1 октября эксперт Информационно-аналитического центра «СОВА» выступил на рабочей сессии «Основные свободы II». Мы публикуем полный текст представленного заявления.

Уважаемый председатель, уважаемые участники конференции!

 

Наш Центр «Сова» ведет мониторинг многочисленных проблем, связанных со свободой религии и убеждений, и мы не фокусируем внимание на определенных религиозных меньшинствах. Но мы вынуждены признать, что все наиболее острые проблемы в нашей стране в этой сфере неизменно затрагивают мусульман; если не всех, то значительную их часть.

 

1. Одним из основных источников проблем для свободы совести в России остается антиэкстремистское законодательство и связанные с ним нормы. Это законодательство порождает проблемы во всех сегментах общества, но больше всего их возникает у мусульман. При этом мы имеем в виду мирные группы типа последователей Саида Нурси. Хотя преследованию подвергаются и другие религиозные меньшинства, например, Свидетели Иеговы. Речь идет не только об уголовном преследовании, но и массовом и крайне не избирательном запрете религиозной литературы.

В прошлом году были внесены поправки в Уголовный кодекс, криминализующие оскорбление религиозных чувств. Надо сказать, подобные нормы есть и в ряде других стран ОБСЕ, и, обратившись к их опыту, можно было бы понять, что этот правовой инструмент – явно не лучший в деле предотвращения возбуждения религиозной ненависти. Он просто лишний. Другие нормы Уголовного кодекса и так описывают предполагаемые преступления. Не случайно за год с лишним после вступления в силу этот очень разрекламированный закон не был применен ни разу. Вывод мы бы сделали такой: не следует менять уголовное право по политическим соображениям.

Однако определенно следует пересматривать правовые подходы, которые основаны на побуждениях защиты толерантности и безопасности, но сконструированы так, что не достигают этих целей.

 

2. В России еще с прошлого года обострилась так называемая проблема хиджаба. Эта тема хорошо известна в регионе ОБСЕ. Но Россия показывает даже в рамках одной страны, к чему приводят директивные методы регулирования религиозного поведения граждан. В Чечне власти заставляют женщин во многих случаях носить платок. А рядом, в Ставропольском крае девочкам в некоторых школах не разрешают приходить в школу в платке. В мультикультурной Москве ректор медицинского университета запрещает носить платок студенткам, да и вообще «национальную или религиозную одежду».

Следует признать, что запреты любого рода в этой сфере не только покушаются на свободу совести, но и ведут к отчуждению определенных групп мусульман, что в перспективе является уже и проблемой безопасности.

Кроме того, под вопрос ставится единство пространства, в котором соблюдаются права человека. Мы это видим на примере России и на примере Европы в целом.

 

3. Строительство церквей, мечетей и других домов для молитвы часто вызывает недовольство как со стороны оппонентов соответствующих религий, так и просто со стороны местных жителей, не желающих никакого строительства. Поэтому вопросы строительства всегда и везде решаются путем определенного компромисса. Однако если возникает явная диспропорция между религиями, она неизбежно воспринимается как дискриминация, даже если такого умысла не было. Например, в Москве реализуется план строительства двух сотен православных церквей. Часто это строительство вызывает протесты, но церкви все же строятся. А вот с мечетями в городе ситуация гораздо хуже, и она пока не улучшается. При этом городские власти всегда ссылаются именно на недовольство местных жителей. И конечно, такое положение существует и во многих других городах.

Мы понимаем, что градостроительные решения всегда носят компромиссный характер, но столь явно неравное обращение должно быть прекращено.

 

Наши рекомендации для государств – участников ОБСЕ:

 

1.                   Не применять такой инструмент защиты толерантности, в том числе религиозной, как списки запрещенной литературы. Этот инструмент уже продемонстрировал свою полную неэффективность, зато он порождает множество нарушений прав человека.

2.                   Согласиться с тем, что религиозная толерантность должна защищаться теми же механизмами, что и другие формы толерантности, и отказаться от создания специальных норм, ограничивающих те или иные свободы ради сохранения именно религиозной толерантности.

3.                   Отказаться от любых законов, интерпретирующих религиозную полемику как возбуждение религиозной ненависти, и пересмотреть ранее принятые в этом духе решения.

4.                   Не допускать принятия законов и иных актов, специально ограничивающих публичное демонстрирование своих религиозных убеждений.

5.                   Выработать эффективные механизмы принятия решений о строительстве религиозных зданий.