Николай Митрохин: «Если в Новосибирске на стене православного храма нарисуют какой-нибудь сатанистский символ, не придется удивляться»

Научный сотрудник Центра изучения Восточной Европы при Бременском университете Николай Митрохин прокомментировал для Центра «Сова» протесты православной общественности против гастролей «сатанинской» группы «Behemoth» в России и срыв концерта этой группы в Новосибирске, где «православные активисты» избили зрителей и охранников клуба.

Срыв культурных мероприятий, которые не нравятся представителям РПЦ, не новая тенденция, а уже устоявшийся факт в Москве и особенно в российской провинции. На что будет направлен гнев православных экстремистов, предсказать невозможно, поскольку многие концерты, выставки или спектакли, аналогичные тем, против которых выступают поборники «чувств верующих», проводятся вполне успешно. Видимо, в данной ситуации возбудителем православного общественного мнения стал координатор Союза православных братств Юрий Агещев.

Если учесть, что концерт в Новосибирске был сорван насильственно, действия православных активистов должны быть рассмотрены с точки зрения Уголовного кодекса как организованная преступная деятельность и возбуждение ненависти по признаку религиозной принадлежности.

Вместе с тем, для любителей православно мотивированного насилия сейчас в России хорошее время, поскольку государство активно поддерживает подобного рода деятельность на территории Восточной Украины. Любители помахать кулаками, а то и бейсбольными битами с религиозной мотивацией сейчас чувствуют свою безнаказанность.

Понятно, что подобные протесты православной общественности регулярно поддерживаются местными властями. В то же время, я думаю, что в ряде случаев протесты эти не поддерживаются, мы просто об этом не всегда знаем.

Срыв концерта с применением насилия – вопрос, который должен быть предметом возбуждения уголовного дела и прокурорского расследования. С другой стороны, есть политическая практика, когда власти либо сами принимают меры к запрещению культурных мероприятий, либо дают возможность выступающим от имени православных сорвать эти мероприятия, как это было неоднократно в отношении художественных выставок.

К сожалению, это регулярная практика в современной России, не приводящая в перспективе ни к чему хорошему. Потому что люди, пострадавшие от действий православных активистов, во всяком случае, молодая часть зрителей радикализуются и понимают, что даже за право посещения столь невинного культурного мероприятия, как рок-концерт, надо иногда бороться кулаками.

То, что в результате подобных нападений и запретов формируются антиправославные и атеистические убеждения, по-моему, очевидно. Если в том же Новосибирске через неделю на стене православного храма нарисуют какой-нибудь языческий или сатанистский символ и снова пойдет речь об оскорблении религиозных чувств, не придется удивляться.

Властям все-таки надо рассматривать группы православных боевиков как действующие криминальные группировки и бороться с ними так же, как с остальными экстремистами.

Ссылки на данную статью [2]