А.Верховский, О.Сибирева. Проблемы реализации свободы совести в России в 2009 году

Резюме
Регулирование, касающееся религиозных организаций : Проблемы, касающиеся мест богослужения : Покровительство властей по отношению к некоторым религиозным организациям : Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства : Религия в армии и силовых структурах : Религия и светское образование : Недостаточность защиты от диффамации и нападений : Противодействие возбуждению религиозной вражды

Информационно-аналитический центр "СОВА" представляет четвертый ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации.

Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Вся эта информация представлена на сайте Центра в разделе "Религия в светском обществе" (religion.sova-center.ru), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте.

События предшествующих годов, представленные в предыдущем докладе[1], здесь не описываются, поэтому у некоторых сюжетов в данном докладе даны только необходимые обновления. Доклад не претендует на полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере, произошедших в течение года; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.

Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в отдельном докладе, посвященном этой теме[2]. Нарушениям свободы совести там посвящена отдельная глава.

Резюме

Для 2009 года были характерны те же проблемы в сфере свободы совести, что и для нескольких предыдущих лет. Среди них выделяются трудности со строительством, а порой и с сохранением культовых зданий, хотя ситуация в этой сфере несколько улучшилась. Мы также почти не отмечаем случаев неправомерной ликвидации религиозных организаций. Но эти позитивные сдвиги не означают, что ситуация в целом меняется к лучшему, скорее наоборот.

По-прежнему много случаев дискриминации тех или иных религиозных меньшинств.
В первую очередь речь идет о беспрецедентной кампании преследований Свидетелей Иеговы, развернувшейся в 2009 году. Примечательно, что традиционные претензии в их адрес, связанные в первую очередь с запретом на переливание крови, отошли на сей раз на второй план. Кампания началась с многочисленных проверок организаций Свидетелей по всей стране различными инстанциями и продолжилась несколькими процессами по запрету организаций и изданий Свидетелей как экстремистских. Давление со стороны властей сопровождалось умножившимися нападениями со стороны частных лиц. Обвинения в экстремизме были основаны фактически исключительно на утверждении Свидетелями исключительной истинности своей веры. Сейчас, в связи с вступлением в силу запрета одной из региональных организаций и помещением в Федеральный список экстремистских материалов нескольких десятков наименований публикаций, само существование Свидетелей Иеговы в России под угрозой.

Масштаб кампании против Свидетелей Иеговы, крупной и достаточно солидной религиозной организации с широкими международными связями, заставляет задуматься о ее причинах. Обычно репрессивные кампании имеют ясные, хотя и не называемые официально, причины. Например, мусульманские группы становятся объектом преследований в связи с борьбой с терроризмом (связь эта может быть не только спорной, но и совершенно надуманной), "Фалуньгун" - видимо, ради хороших отношений с Китаем. Необычайно масштабная операция по изъятию храмов у Российской православной автономной церкви (РПАЦ) выгодна Русской православной церкви (РПЦ). Столь же видимой причины для гонений против Свидетелей не видно.

Менее заметным, но явно усилившимся гонениям разного рода подвергались также другие религиозные группы, в первую очередь - саентологи, "Фалуньгун", но и отдельные группы мусульман и протестантов.

Во многих этих преследованиях также фигурируют обвинения в экстремизме, не имеющие сколько-нибудь правомерных оснований. Сейчас у нас есть еще больше причин повторить прошлогодний вывод, что именно антиэкстремистское законодательство стало главным инструментом ограничения свободы совести. Это относится не только к преследованиям за веру, но и, шире, к преследованиям за богохульство, хотя эта тенденция, к счастью, не получила развития.

2009 год стал годом существенного отхода от конституционных принципов секулярности. И этот отход - возможно, самый существенный с момента принятия закона о свободе совести в 1997 году или, по крайней мере, с 2002 года, когда бурно обсуждались концепции государственно-религиозных отношений, основанных на привилегиях для "традиционных религиозных организаций".

Президент Дмитрий Медведев, в отличие от своего предшественника, решил сделать решительные шаги к сближению с этими организациями, в первую очередь с РПЦ. Речь идет не о символических жестах и не о финансовой поддержке, к которым сводилась политика сближения при Владимире Путине. В 2009 году были приняты решения в двух наиболее существенных для РПЦ и других ведущих организаций "традиционных религий" сферах - в учреждении института военных священнослужителей и в допуске религиозного образования в школе.

Оба эти решения не могут сами по себе считаться нарушением свободы совести. Напротив, предоставление альтернативного доступа к тем или иным знаниям о религии в школе могло бы только способствовать утверждению свободы совести. Еще более очевидна польза для верующих военнослужащих от учреждения института капелланов. Но для неприкосновенности свободы совести критически важно, чтобы соблюдался принцип добровольности. В его последовательном соблюдении в школе можно усомниться, а в таком институте, как армия, этот принцип, несомненно, будет нарушаться. Поэтому теперь возникает задача систематического мониторинга в школе и в армии.

Решения Президента вывели сотрудничество государства с избранными религиозными организациями на принципиально новый уровень. Раньше это сотрудничество определялось исключительно неформальными договоренностями и частными соглашениями тех или иных бюрократических структур, а сама избранность этих организаций концептуализировалась и закреплялась только на уровне риторики о "традиционных религиях". Теперь впервые "традиционная четверка" религий прямо фигурирует в указах Президента и других нормативных актах, и этим закрепляется неравенство религиозных организаций. Легитимация "традиционных религий" как эксклюзивного партнера государства является, возможно, наиболее серьезным шагом в сторону десекуляризации страны за все постсоветское время.

Впрочем, пока еще можно надеяться на то, что правовая фиксация идеи "традиционных религий" сможет развиваться в сторону расширения списка "признанных религий" (пользуясь термином, принятым в ряде европейских стран), с которыми государство официально сотрудничает более тесно, чем с другими. В декабре 2009 года Президент подписал указ "Об установлении дипломатических отношений с Ватиканом", что могло бы стать началом такого процесса расширения государственно-религиозного сотрудничества. И все же любой список "признанных религий" чреват дискриминацией для последователей остальных. При нашем опыте государственной политики в сфере религии эти опасения не кажутся надуманными.

Шаги Президента в направлении пожеланий "традиционной четверки" могут пониматься как часть политики осторожного расширения взаимодействия власти с обществом, характерной для 2009 года. Если такое понимание верно и тенденция сохранится, действительно, можно со временем рассчитывать на расширение сотрудничества властей и с другими религиозными организациями.

Но те же меры могут пониматься и как шаги в сторону сближения именно с РПЦ, так как именно она выступает обычно локомотивом всех соответствующих переговоров и является основным бенефициаром достигаемых результатов. Это вполне очевидно применительно к введению института капелланов. Не менее очевидно это применительно к тем мерам в сфере религиозной политики, которые предпринимает Правительство во главе с В. Путиным. Речь идет не о тех или иных мерах помощи РПЦ и некоторым другим религиозным организациями, а о подготовке нормативной базы для постоянной финансовой поддержки и массированной передачи собственности (заметим, Путин в должности Президента РФ проводил более нейтральную религиозную политику). Такая акцентированная опора на РПЦ и в некоторой степени на другие ведущие организации "традиционной четверки" похожа на часть конструирования государственной идеологии. Если верно скорее такое понимание происходящего, то - безотносительно к оценкам самого этого идеологического конструирования - нас ожидают дальнейший отход от принципов светского государства и более систематическая дискриминация по религиозному признаку.

Правовое регулирование,
касающееся религиозных организаций


В 2009 году вступили в стадию утверждения несколько важных законодательных актов, затрагивающих деятельность религиозных организаций.

В феврале Министерство экономического развития объявило о разработке законопроекта о передаче в собственность зарегистрированным религиозным организациям зданий и земель, находящихся у них в пользовании - культовых сооружений с земельными участками и движимого имущества.

Законопроект предусматривает некоторые ограничения для религиозных организаций в сфере использования имущества. В частности, они не будут иметь права в течение десяти лет изменять назначение возвращенного имущества и передавать его третьим лицам. Кроме того, передача зданий и сооружений религиозного назначения возможна только после предоставления расположенным в них предприятиям и учреждениям других помещений. Религиозная организация не сможет также получить в собственность памятники и ансамбли, включенные в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Эксперты по недвижимости полагают, что если законопроект будет принят, то именно Русская православная церковь может превратиться в крупнейшего негосударственного собственника. Представители музейного сообщества обеспокоены тем, что передача религиозным организациям имущества религиозного назначения приведет к утрате большинства передаваемых ценностей.

5 января 2010 г. в ходе встречи с патриархом Кириллом В. Путин сообщил о подготовке Министерством культуры еще одного законопроекта - о реставрации объектов религиозного назначения, представляющих историческое и художественное значение, но находящихся в собственности религиозных организаций. Готовящийся законопроект будет также регулировать передачу зданий, построенных как светские объекты, но затем переданные в пользование религиозным организациям.
Впрочем, пока оба законопроекта далеки от принятия.


Министерство юстиции в 2009 году существенно обновило свой "экспертный потенциал", что может рассматриваться как реорганизация, направленная на активизацию политики в сфере свободы совести.

18 февраля 2009 г. был опубликован приказ Министерства юстиции РФ "О государственной религиоведческой экспертизе". Документ утвердил новый порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы, признав утратившим силу порядок, установленный в 1998 году.

Старый порядок предполагал проведение религиоведческой экспертизы только при регистрации новой религиозной организации, чье учение ранее не проверялось на соответствие понятию "религиозная организация". Новый - существенно расширил поле для привлечения религиоведческой экспертизы. Чиновники Минюста теперь могут обращаться за помощью к Экспертному совету в случае подозрения в экстремистской сущности организации, если какой-то ее член уличен в экстремистской деятельности или какой-то распространяемый ею материал признан экстремистским. В принципе, такого рода проверка вполне уместна, и привлечение экспертов здесь желательно, но сама идея проверки всей организации "на экстремизм" всякий раз, когда кто-то лично совершает соответствующее противоправное деяние, выглядит сомнительно, особенно если ее приложить к массовым религиозным организациям, таким как РПЦ.

Представляется неприемлемой идея дополнительной проверки религиозных организаций "при необходимости проверки достоверности и соответствия фактической деятельности религиозной организации формам и методам, сведениям об основах вероучения, заявленным при ее государственной регистрации". Это означает, что Минюст, пусть и руками экспертов, намерен проверять, насколько ортодоксально выдерживаются заявленные религиозные нормы и практики, например, не впал ли тот или иной приход РПЦ в ту или иную ересь.

В апреле был сформирован состав Экспертного совета при Министерстве юстиции. В него вошли представители "традиционных" религиозных организаций, что обесценивало саму идею непредвзятой экспертизы. Председателем был избран президент Российской ассоциации центров изучения религий и сект (РАЦИРС) Александр Дворкин, известный не только своей конфессиональной ангажированностью, но также отсутствием религиоведческого образования и непримиримой и достаточно агрессивной борьбой с многими религиозными меньшинствами, вплоть до пятидесятников (сам Дворкин и его последователи, также представленные в Совете, называют их все "тоталитарными сектами"). Это вызвало многочисленные протесты религиозных организаций, религиоведов и правозащитников, под эгидой Института религии и права была организована общероссийская бессрочная акция "Инквизиторам - нет!". Однако Минюст счел претензии необоснованными и не усмотрел нарушений в деятельности этого совета.

Аналогичные советы стали создаваться в регионах: в Татарстане, Архангельской области, Ямало-Ненецком округе.

Впрочем, за 2009 год совет под руководством А. Дворкина рассмотрел по существу только один вопрос - о регистрации общины езидов - и дал положительное заключение. Пока можно сказать, что негативный эффект реорганизации Совета заключается не в каких-то конкретных преследованиях религиозных организаций или групп, а в легитимации проповедуемых Дворкиным идей репрессивного контроля над религиозной активностью.

В сентябре при Министерстве юстиции РФ был создан также научно-консультативный Совет по изучению информационных материалов религиозного содержания на предмет выявления в них признаков экстремизма. В него вошли научные деятели и представители религиозных организаций. Председателем стал директор Института востоковедения РАН Виталий Наумкин, а его заместителем - профессор кафедры национальной безопасности РАГС Александр Залужный. Задачей Совета является рассмотрение информационных материалов, представленных судебными, правоохранительными органами, Министерством юстиции, а также гражданами и организациями. Заключения Совета носят рекомендательный характер и должны публиковаться на сайте Минюста. В случае решения о наличии в информационных материалах признаков экстремизма заключение Совета будет в обязательном порядке направлено в прокуратуру.

Создание Совета фактически стало ответом Минюста на многочисленные пожелания лидеров российских мусульман упорядочить практику запрета религиозных текстов как экстремистских, уже нанесшую значительный ущерб свободе совести в стране в целом и многим мусульманам в частности. Возможно, создание действительно профессионального нового совета должно было отчасти компенсировать эффект от создания "дворкинского" совета.

Кстати, в самом конце года в Совет во главе с В. Наумкиным была направлена жалоба саратовской Церкви христиан веры евангельской "Слово жизни" на члена "дворкинского" совета Александра Кузьмина за ряд его "антисектантских" публикаций.
Результаты работы нового совета нам пока неизвестны.


Несколько законопроектов не получили развития.
В октябре был опубликован очередной текст уже несколько лет готовящегося в Минюсте законопроекта об ограничении миссионерской деятельности. На этот раз законопроект назывался "О внесении изменений в Федеральный закон :О свободе совести и о религиозных объединениях; и в Кодекс РФ об административных правонарушениях". Много раз уже отвергнутые меры по "лицензированию" миссионеров были дополнены предложением не допускать в число учредителей и участников религиозной организации лиц, осужденных "за разжигание межнациональной и межрелигиозной розни или иные преступления экстремистского характера". Учитывая неопределенный характер самого понятия "участник религиозной организации", такая новация носила бы несомненно репрессивный характер. Предлагаемые поправки вызвали протесты религиозных организаций, воспринявших их как запрет на распространение своего вероучения. Текст законопроекта был удален с сайта Минюста.

В очередной раз была предпринята попытка упорядочить деятельность целителей и ясновидящих. В январе депутат Мосгордумы Николай Губенко предложил ввести лицензирование их деятельности и создать совет из профессионалов, которые будут определять обладателей настоящих способностей. Законопроект не был рассмотрен.

В ноябре депутат Государственной Думы РФ от фракции КПРФ Борис Кашин внес законопроект об изменении федерального закона "О государственном гимне РФ". Он предложил изъять из текста гимна упоминание о Боге и заменить слово "Богом" в строке "Хранимая Богом родная земля" на слово "нами". По его мнению, в существующем виде эта фраза "не соответствует основам мировоззрения" значительной части граждан РФ, причисляющих себя к атеистам.

Отметим еще ряд региональных инициатив. В октябре Законодательное Собрание Еврейской автономной области приняло закон, освобождающий религиозные организации от уплаты налога на имущество.

В декабре Белгородская областная прокуратура предложила внести изменения в местный закон "О миссионерской деятельности". По мнению прокуратуры, содержащееся в нынешнем тексте "двусмысленное толкование понятия :представитель религиозной организации; не даёт привлечь к ответственности людей, распространяющих запрещённую религиозную литературу".


Проблемы, касающиеся мест богослужения

Проблемы со строительством культовых зданий
Как и в предыдущие годы, в 2009 году у многих религиозных организаций возникали трудности, связанные со строительством и использованием культовых зданий. Особенно часто с проблемами приходилось сталкиваться мусульманам.

Администрация Перми не дает разрешения мусульманам на строительстве культурного центра, включающего в себя мечеть. Чиновники требуют проведения общественных слушаний, несмотря на то, что прокуратура подтвердила, что в данном случае их проведение не требуется. В 2009 году в городе было начато строительство православного храма на месте падения "Боинга-737". Муфтий Пермского края Хамит Галяутдинов расценил это как дискриминацию мусульман, так как среди погибших были люди разного вероисповедания, а согласие на строительство культового здания чиновники дали только РПЦ. Х. Галяутдинов отметил также, что мэр Перми Игорь Шубин пообещал построить в городе еще несколько православных храмов и часовен, но "о мечетях, синагогах или, скажем, буддистских храмах речи при этом не идет".

В Озерске Челябинской области на протяжении трех лет городская администрация отказывается выделить мусульманам участок под строительство.

В Орле мусульманская община с 2000 года добивается выделения земельного участка под строительство мечети. В 2009 году ситуация осталась без изменений - чиновники по-прежнему не предоставляют участок.

Мусульманской общине села Комсомольское Республики Чувашия в течение пяти лет не удается добиться выделения земельного участка под строительство мечети. Руководитель районной администрации рекомендовал мусульманам "посоветоваться с традиционными религиозными деятелями" райцентра. "Не забывайте, что село Комсомольское издревле христианское поселение", - заявил он.

В конце 2008 года администрация Новочебоксарска отобрала участок, выделенный мусульманам в 2007 году для строительства мечети. В связи с этим в феврале 2009 года мусульманская община обратилась к президенту Д. Медведеву и премьер-министру В. Путину с просьбой вмешаться в ситуацию и помочь строительству мечети.

Проблемы со строительством мечетей возникают даже в "мусульманских" регионах. Так, например, в Черкесске строительство соборной мечети откладывается с 2008 года. Бывший президент Карачаево-Черкесии Мустафа Батдыев пообещал выделить место под строительство, здание по заказу президента Чечни Рамзана Кадырова спроектировано в Турции. Однако в 2009 году строительство так и не началось, поскольку перспективные участки в центре города проданы частным лицам, а участки на окраине не устраивают представителей республиканского Духовного управления мусульман.

В декабре 2009 года администрация Ижевска отказала в выдаче разрешения на строительство церкви евангельских христиан "Вера, действующая любовью". Строительство церкви было начато в 2002 году, вся необходимая документация представлена, проект был одобрен на публичных слушаниях и уже возведены фундамент и цокольный этаж.

В феврале группа депутатов Великого хурала Тувы обратилась в правозащитный центр Всемирного русского народного собора с сообщением о трудностях со строительством православного собора в честь Иверской иконы Божией Матери в Кызыле. Строительство застопорилось в 2006 году, на тот момент готовность собора составляла 60 %. По мнению авторов обращения, дело не только в нехватке средств, но и в негативном отношении местных властей.


Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям
Отъем уже действующих культовых зданий у религиозных организаций - редкость. Тем более удивителен успех кампании по изъятию храмов Российской православной автономной церкви (РПАЦ).

В 2009 году закончился начатый Росимуществом в 2008 году судебный процесс по изъятию суздальских храмов у РПАЦ. 5 февраля Арбитражный суда Владимирской области изъял в пользу государства 13 храмов, включая Цареконстантиновский кафедральный собор. Кассационная инстанция оставила приговор в силе. В декабре три из этих храмов были переданы Московскому патриархату. Параллельно были начаты процессы по изъятию еще нескольких сельских храмов РПАЦ. В феврале 2010 года у РПАЦ были изъяты еще три сельских храма в Суздальском районе.

Таким образом, была ликвидирована уникальная для России ситуация, когда Московский патриархат не доминировал в городе над альтернативной православной юрисдикцией. РПАЦ же лишилась своих основных храмов - и такой массовый отъем культовых зданий беспрецедентен с первой половины 90-х годов.

В июле Арбитражный суд Самарской области обязал протестантскую миссию милосердия "Христос - народу" освободить помещение бывшего кинотеатра "Вымпел" в Самаре. Здание было передано общине в аренду в 1996 году и приспособлено под церковь. Теперь городской департамент управления имуществом усмотрел многочисленные нарушения в использовании здания и задержку оплаты. Суд постановил расторгнуть договор с общиной.

Еще в конце 2008 года администрация Владивостока отказалась продлевать договор со Свято-Евсевиевским приходом Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) о безвозмездном пользовании кафедральным Свято-Евсевиевским храмом, находящимся в муниципальной собственности. Причины расторжения договора администрация не объяснила. В декабре 2009 года департамент муниципального имущества администрации Владивостока уведомил приход о необходимости освободить помещения в месячный срок.

В 2009 году вновь обострилась ситуация вокруг московского храма Воскресения Христова в Кадашах. В 2007 году прихожанам в судебном порядке удалось отстоять прилегающий к храму участок, но в 2009 году возобновилось строительство жилого комплекса "Пять столиц" в непосредственной близости от храма, что угрожает его сохранности и нарушает законодательство об охране памятников. В течение года защитники храма несколько раз проводили пикеты.


Положительное решение конфликтных ситуаций вокруг храмовых зданий
В январе Арбитражный суд Самарской области удовлетворил иск Росимущества о расторжении договора с Иудейской общиной Самары (входит в ФЕОР) о пользовании зданием хоральной синагоги. Причиной послужило невыполнение общиной обязательств по содержанию здания. Однако в октябре Росимущество отказалось от своих претензий.

В Краснодарском крае администрация Новороссийска попыталась выселить из кирхи лютеранскую общину, расторгнув договор аренды из-за "неэффективного использования" здания. Однако в декабре Управление по охране, реставрации и эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края отозвало свои претензии.

В течение 2009 года продолжался длительный конфликт вокруг Троицкого храма Липецка, используемого общиной баптистов с 1988 года. В 2007 году правительство области передало храм православному приходу. Дело дошло до суда, параллельно православные устраивали пикеты за передачу храма епархии. Компромиссное решение было, в конце концов, достигнуто: городской совет передал в собственность РПЦ здание бывшей котельной, которое предполагается предоставить баптистской общине в обмен на отремонтированное ими здание Троицкого храма. 3 февраля 2010 г. в Арбитражном суде Липецка дело закончилось подписанием мирового соглашения между баптистами и православными.

С конца 2008 года администрация Воронежа пыталась выселить Центр Рерихов из помещения, несмотря на наличие договора об аренде до 2017 года. В течение 2009 года чиновники выиграли 10 судебных процессов против Центра. Занимаемый организацией подвал был передан в ведение Министерства обороны и должен был быть 9 сентября выставлен на торги в Москве вместе с другим военным имуществом. Однако 4 сентября Ленинский районный суд Воронежа запретил выставлять помещение на торги.

Данный случай примечателен еще и тем, что местные жители, что бывает не часто, поддержали "нетрадиционную" религиозную организацию. Жильцы дома, подвал которого занимает Центр, сначала пытались оформить дом в собственность, чтобы дать организации возможность остаться в этом помещении, но проиграли процесс. Затем, когда суд уже запретил выставлять подвал на торги, представители общественных организаций обратились в Центральный суд Воронежа с требованием признать действия городской администрации незаконными.

В марте открылся мусульманский молельный зал в подмосковной Балашихе. Мусульманская община в Балашихе существует 15 лет. Все это время верующие не имели собственного помещения и собирались для проведения обрядов в жилом доме. В 2007 году Совет муфтиев упомянул Балашиху в списке городов, власти которых не дают разрешения на строительство мечети.

Власти Мурманска дали согласие на строительство мечети. Мусульмане Тамбова и Малоярославца (Калужская область) также смогли получить помещения для проведения богослужений.

С 2008 года общественность Санкт-Петербурга добивалась строительства на территории парка Победы храма во имя Всех святых, в Земле Российской просиявших. В октябре 2009 года губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко объявила о строительстве часовни на месте блокадного крематория в парке.

К условно положительным развязкам можно отнести события в Новом Уренгое. Там был отложен запланированный на 2009 год снос одной из двух действующих мечетей. По мнению мэрии, она не вписывалась в архитектуру города. Общине предложили перейти в новую мечеть, однако та относится к другому муфтияту. Мусульмане организовали сбор подписей против сноса мечети. На общественных слушаниях по вопросу генерального плана застройки было решено отложить снос мечети "из-за кризиса и дефицита денег в бюджете на застройку этого микрорайона".


Покровительство властей по отношению
к некоторым религиозным организациям


Как и в предыдущие годы, федеральные и региональные власти выделяли бюджетные средства на реставрацию культовых сооружений, многие из которых являются памятниками культуры. Деньги на это выделялись из бюджетов Москвы, Карелии, Коми, Красноярского края, Нижегородской области, Ростовской, Тверской и других областей. Чаще других получателями бюджетных средств становились православные, но и другие конфессии тоже.

Этот процесс, по-видимому, будет упорядочен, так как в ноябре распоряжением президента Д. Медведева была создана рабочая группа по вопросам восстановления объектов культурного наследия религиозного назначения. Ее задачами являются подготовка и представление Президенту и Правительству РФ предложений по правовому, финансовому и методическому обеспечению задач по восстановлению памятников.

В бюджет 2010 года были заложены 2 млрд рублей на поддержание исторических памятников, уже находящихся в собственности религиозных организаций; эта сумма на четверть ниже соответствующих расходов 2009 года (видимо, из-за общих бюджетных проблем).

Не остаются в стороне крупные государственные компании и государственные учреждения. Например, банк "Российский кредит" перечислил Курской Коренной пустыни 1,5 млн рублей, Курский областной суд - 270 тыс. рублей. Компания "Газпром добыча Ямбург" в рамках целевой благотворительной программы в 2009 году выделила 1 млн рублей на строительство соборной мечети в Новом Уренгое.

По-прежнему разнообразны формы привлечения средств на строительство храмов. Например, в Дзержинске Нижегородской области Единый расчетно-кассовый центр напечатал 120 тыс. бланков для оплаты пожертвования на строительство храма в честь прп. Серафима Саровского. 100 тысяч из них были разнесены по почтовым ящикам жителей города вместе с квитанциями на оплату услуг ЖКХ, еще 20 тысяч поступили в пункты оплаты этих услуг и в православный приход. В бланках были указаны банковские реквизиты прихода Серафима Саровского, так что желающим помочь храму оставалось вписать только сумму взноса.

В 2009 году продолжалась передача имущества религиозным организациям, чаще всего - Русской православной церкви. В большинстве случаев прежним собственникам или арендаторам предоставляется соответствующая замена, но периодически возникают конфликты.

Например, в сентябре жители села Елизарово Псковского района обратились к депутатам Областного собрания с письмом, в котором выразили беспокойство по поводу грядущего установления охранных зон Спасо-Елеазаровского монастыря. Жителей села никто не ознакомил с условиями, на которых предполагалось передать более 3000 гектаров земли и около 10 деревень в охранную зону монастыря. Опыт же сосуществования с монастырем у жителей негативный: например, монастырь перекрыл доступ к расположенному на его территории магазину, несмотря на судебное решение, обязывающее этот доступ сохранить.

Тем не менее, 29 октября депутаты Псковского областного Собрания утвердили границы зон охраны Спасо-Елеазаровского монастыря, пообещав, что жизнь жителей включенных в них сел не изменится. Серьезные ограничения накладываются на сам монастырь: теперь многие свои действия он должен согласовывать с областным комитетом по культуре.


Более серьезные конфликты связаны с передачей Церкви музейных ценностей. В 2009 году продолжился начатый в 2008 году сбор подписей под обращением российских искусствоведов и реставраторов к президенту РФ Д. Медведеву, премьер-министру В. Путину и патриарху Кириллу по поводу возможной передачи иконы Андрея Рублева "Троица" из Третьяковской галереи в Троице-Сергиеву лавру. Письмо подписали около 900 человек. "Троица" пока остается в галерее, однако в течение 2009 года было принято решение о передаче нескольких древних икон из музеев в храмы.

В частности, 30 ноября было принято решение о временной (на полгода) передаче Торопецкой иконы Божией Матери из Русского музея в храм Александра Невского в подмосковном поселке Княжье озеро. На заседании реставрационного совета, обсуждавшего возможность передачи, не было представителей Отдела древнерусского искусства музея, но присутствовал бизнесмен Сергей Шмаков, глава компании, построившей поселок Княжье озеро. Сотрудники музея перед этим настаивали на невозможности транспортировки святыни и предлагали сделать для подмосковного храма копию.

В 2009 году продолжалось противостояние музея Рязанского кремля с епархией, длящееся уже несколько лет. В марте нанятые епархией рабочие вынесли из зала "Во славу Отечества" все экспонаты главной экспозиции музея-заповедника. В июле министр культуры РФ Александр Авдеев объявил о создании комиссии по подготовке передачи движимого имущества религиозного назначения из фондов Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника историко-археологическому музею Рязанской епархии. 19 августа был подписан акт о передаче из фондов музея-заповедника 155 предметов во временное безвозмездное пользование епархии.

Непростая ситуация сложилась в Соловецком государственном историко-архитектурном и природном музее-заповеднике. Его бывший директор Михаил Лопаткин в октябре был избран главой поселка Соловецкий, а новым директором музея заповедника был назначен наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов). До назначения на Соловки наместник был казначеем Троице-Сергиевой лавры, он не имеет профильного образования, необходимого для руководства музеем. Однако в декабре был создан Общественный наблюдательный совет по проблемам поселка и музея из 25 человек. Совет вместе с директором музея будет разрабатывать совместные программы, учитывая пожелания населения островов, координируя действия администрации, монастыря и музея. Это вселяет надежду, что действия нового директора музея будут контролироваться.

В качестве положительного примера в отношениях между Церковью и музеями можно привести соглашение, которое в мае заключили Владимиро-Суздальский музей-заповедник и Владимирская епархия РПЦ в целях сохранения фресок Успенского собора Владимира. Епархия обещает отменить вечерние богослужения в соборе, кроме праздничных дней, а музей-заповедник ограничит посещение туристов: все желающие осмотреть уникальные фрески теперь смогут сделать это только в составе экскурсионных групп. При неблагоприятных погодных условиях администрация будет "закрывать собор абсолютно для всех туристов".


Отметим другие формы поддержки религиозных организаций.
В ряде регионов власти, как и прежде, объявляли некоторые религиозные праздники нерабочими днями, что, несомненно, удобно верующим. В Перми по просьбам православных верующих общегородской субботник, намеченный на Великую субботу, был перенесен на другой день. В Петербурге Законодательное собрание приняло решение объявить Пасху городским праздником.

В январе префектура Центрального административного округа Москвы не дала разрешения на проведение пикета против возможной автокефалии Украинской православной церкви Московского патриархата. Отказ был мотивирован неправильным оформлением заявки, однако в неофициальной беседе сотрудники префектуры сослались на полученное ими письмо из Московской патриархии. В письме было высказано пожелание, чтобы организаторов акций на "духовные" темы направляли сначала за благословением в патриархию и только в случае положительного ответа давали разрешение на их проведение.

В июле состоялась встреча заместителя секретаря президиума Генсовета "Единой России", главы комитета Госдумы РФ по труду и социальной политике Андрея Исаева и секретаря президиума Генсовета "Единой России", вице-спикера Госдумы Вячеслава Володина с патриархом Кириллом. А. Исаев заявил, что в ходе встречи была достигнута договоренность о том, что депутаты будут представлять Патриархии план законопроектной работы Госдумы и по всем вопросам, вызывающим сомнения, проводить предварительные консультации, "чтобы избежать взаимного недопонимания".

Явное покровительство, которым пользуется РПЦ, порождает в ряде случаев косвенное давление на тех, кто воспринимается (или хотя бы может восприниматься) в РПЦ как оппонент. Причем это относится не только к религиозным меньшинствам.

В мае в Псковском театре драмы отменили гастрольный показ рок-оперы "Иисус Христос - Суперзвезда". Заменить спектакль потребовала председатель государственного комитета Псковской области по культуре Зинаида Иванова, сославшись на запрет местной епархии.

В марте Академический театр имени Виктора Савина (Республика Коми) отменил показ комедии "Железная женщина", одним из персонажей которого является священник, проводящий венчание. Сцена длится не больше пяти минут, однако руководство театра приняло решение отменить спектакль в связи с Великим постом. Неизвестно, предшествовали ли этому решению какие-либо действия православной епархии, но, возможно, администрация театра решила подстраховаться, памятуя о попытках епархии запретить оперу Шостаковича "Балда" в 2006 году.


Другие примеры дискриминации
и необоснованного вмешательства


Ликвидация религиозных организаций
Возможно, в 2009 году сократилось число религиозных организаций, закрытых за непредставление отчетной документации. Во всяком случае, мы не располагаем данными об организациях, закрытых по этой причине.

Более того, были пересмотрены некоторые ранее вынесенные неправомерные решения. Ленинский районный суд Екатеринбурга признал незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области о лишении регистрации общины Церкви христиан - адвентистов седьмого дня города Краснотурьинска. Организация была ликвидирована еще в 2007 году, но уведомление об этом получила только в 2008 году. Теперь общине удалось восстановить регистрацию.

Кроме того, суды отказались ликвидировать "Уфимский центр дианетики и саентологии" (прокуратура обвиняла его в незаконной продаже витаминов) и самарскую церковь "Свет миру" (по обвинению в ведении образовательной деятельности без лицензии).

Министерство юстиции продолжило изобретенную в прошлом году практику раннего оповещения религиозных организаций, которым грозит закрытие. Например, в октябре стало известно, что из 1087 мусульманских общин Татарстана 580 вовремя не подали отчеты. Республиканское управление Минюста объяснило должникам, что у них еще есть возможность предоставить нужную отчетность, чтобы избежать ликвидации.

Как и в предыдущие годы, в особо сложном положении оказывались саентологи. Как видно из приводимых ниже примеров, это связано с тем, что деятельность саентологов плохо вписывается в существующее в российском законодательстве разграничение религиозной, коммерческой и общественной деятельности.

В апреле суд Октябрьского района Ростова-на-Дону ликвидировал "Миссию дианетики и саентологии" [3] за попытки преподавать учение Рона Хаббарда в общеобразовательных школах. Суд счел, что для ведения таких уроков необходима лицензия на образовательную деятельность, а таковой у организации не было. С другой стороны, было возбуждено уголовное дело о незаконном предпринимательстве.

В Набережных Челнах "Гуманитарный центр дианетики" был также закрыт за ведение образовательной деятельности без лицензии. В данном случае речь шла не о школе, а об обучении собственных последователей, что, как известно, не требует образовательной лицензии. При этом суд опирался на заключение экспертов, усмотревших в деятельности организации признаки "социального и психологического воздействия на посещавших занятия". Впрочем, саентологам вменялось в данном случае еще и то, что одна из программ была медицинской (но скорее лишь могла быть интерпретирована как таковая).

В Барнауле был ликвидирован "Гуманитарный центр Дианетика". Индустриальный районный суд города счел нарушением законодательства "осуществление религиозной деятельности по распространению и обучению религии "Саентология"", то есть общественное объединение было ликвидировано за религиозную проповедь.

В Омске прокуратура вынесла "Гуманитарному Центру Хаббарда" предупреждение о недопустимости нарушения закона и прекращении опасной для граждан деятельности, которая была усмотрена в обучении учеников приемам саентологии. Было даже возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 238 УК ("Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности здоровья потребителей").

Неправомерные преследования за образовательную деятельность без лицензии коснулись не только саентологов. В Южно-Сахалинске местная организация Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов) и ее председатель были оштрафованы за ведение образовательной деятельности без лицензии, а именно - за организованное общение верующих с приезжими мормонами на английском языке.

Впрочем, санкции в сфере образовательной деятельности применялись и правомерно. В Петербурге Выборгский районный суд удовлетворил иск прокуратуры к негосударственному образовательному учреждению "Школа среднего общего образования :Христианская миссия "Благая Весть";" и обязал учебное заведение получить лицензию на образовательную деятельность. Администрация школы была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ ("Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения").

В том же Петербурге прокуратура Выборгского района неожиданно усмотрела нарушение конституционного принципа светскости государства в порядке приема детей в частную еврейскую школу-сад "Менахем". Правила школы предусматривают возможность отказа в приеме детям в случае отсутствия документов, подтверждающих их еврейское происхождение по материнской линии. Прокуратура напомнила, что Россия является светским государством и ограничение прав граждан, в том числе права на образование, по признакам расы, национальности и отношению к религии недопустимо. Руководство школы согласилось внести необходимые изменения в уставные документы, поэтому производство по иску прокуратуры было прекращено.

Из положительных моментов необходимо упомянуть решение Европейского суда по правам человека, признавшего право на регистрацию в соответствии с российским законодательством двух саентологических групп - в Сургуте и Нижнекамске. Суд также постановил выплатить истцам компенсацию по 20 тыс. евро.

В апреле Минюст восстановил регистрацию Московского отделения "Армии спасения", которое пытались закрыть с 1999 года. Решение о незаконности лишения организации регистрации вынес Европейский суд по правам человека еще в 2006 году.


Дискриминация "нетрадиционных" религиозных организаций
Как и в предыдущие годы, продолжилось давление на новые религиозные движения (НРД) и иные религиозные меньшинства. Чиновники и определенные группы общественных активистов по-прежнему воспринимают их как "нетрадиционные" и считают их деятельность незаконной и опасной. Чаще всего и в наиболее бесцеремонных формах давление оказывается на НРД - Свидетелей Иеговы, саентологов, "Фалуньгун", но также и на некоторые организации протестантов.

Например, 9 июня в московский офис организации "Гуманитарный центр Хаббарда" ворвались сотрудники правоохранительных органов в масках и провели обыск. Постановление о проведении обыска было предъявлено позже. В нем говорилось о возбуждении в отношении Центра уголовного дела, но не указывалась статья. Основанием для проведения обыска послужили результаты некой экспертизы, с которой никто из сотрудников организации ознакомлен не был.

Однако наиболее масштабной была кампания против Свидетелей Иеговы. В их организациях в начале 2009 года были проведены буквально сотни разнообразных проверок, и, судя по некоторым документам, полученным Свидетелями из правоохранительных органов, эти проверки были инициированы централизованно, по крайней мере, на уровне Генеральной прокуратуры[4].

В 2009 году отмечались незаконные задержания представителей протестантских церквей и НРД. В июне, в преддверии саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), для участия в котором в Екатеринбург прибыл глава КНР Ху Цзиньтао, в Москве и Екатеринбурге были задержаны практикующие "Фалунь Дафа". Одна из задержанных, гражданка Молдавии, находившаяся в России проездом, была выслана в Кишинев как "особо опасная персона". Сайт Информационного центра "Фалунь Дафа" некоторое время был недоступен для просмотра.

В Калининграде дважды были задержаны баптистские проповедники. В июле после задержания представителей общины вызвали в прокуратуру, где объявили, что они не имеют права вести религиозную деятельность в Калининградской области без официальной регистрации (община принадлежит к Баптистскому совету церквей, принципиально отказывающемуся от государственной регистрации). В сентябре двое баптистов были задержаны за пение псалмов на улице. Милиционеры ссылались на отсутствие у поющих разрешения на проведение публичного собрания. Во время задержания милиционер заявил "У вас есть законы, а у нас - инструкции" и обвинил задержанных в экстремизме. За нарушение правил проведения публичных демонстраций (ч. 1 ст. 20.2 КоАП) задержанные были оштрафованы на 2200 рублей.

В некоторых регионах согласованное давление на протестантов и НРД оказывают представители различных инстанций. Например, в Рязанской области милиция, ФСБ, прокуратура, работники по делам несовершеннолетних и экологи провели проверку палаточного лагеря, который около 70 членов рязанской церкви евангельских христиан-баптистов "Надежда" разбили в Кораблинском районе. Милиционеры провели обыск в присутствии детей, а пастора Андрея Крылова вызвали к начальнику уголовного розыска района, где сфотографировали его анфас и в профиль, сняли отпечатки пальцев. Отдыхающих обвинили в купании в неположенном месте (в котором купаются местные жители и другие отдыхающие) и в нарушении экологической безопасности и потребовали свернуть лагерь. Представитель районной администрации сообщил пастору, что причиной проверки стала религиозная принадлежность отдыхающих.

К сожалению, в 2009 году это был не единственный случай, когда пострадали дети верующих. В марте 2009 года в ставропольском детском саду "Академия Алфавита" произошел конфликт: руководство сада запретило сотрудникам-пятидесятникам и их детям, посещавшим этот сад, беседовать о вере. При этом руководитель детского учреждения объяснил детям пятидесятников, что они являются "сектантами". В ответ на возмущение пятидесятников по поводу не согласованной с ними беседы с детьми на религиозную тему директор пригрозил родителям увольнением. Вызванный инспектор по делам несовершеннолетних Октябрьского района Ставрополя, узнав о вероисповедании родителей, стал требовать объяснительную у них, а не у их начальства. Прокуратура не усмотрела в действиях руководства детского сада нарушений Закона о свободе совести и отказалась возбуждать уголовное дело. При этом по инициативе прокуратуры Октябрьского района органы опеки провели проверку в семьях членов церкви "Слово жизни", так как у некоторых из них есть приемные дети.

Противодействие со стороны чиновников, силовых ведомств и общественности встречает не только религиозная деятельность протестантов и НРД, но и их социальные и образовательные программы. В мае Министерство образования Республики Коми запретило отделу образования муниципального района Сыктывдинский проводить в школах района мероприятия по профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения, организованные фондом "Возрождение". Фонд сотрудничает с одной из протестантских церквей региона - церковью "Исход".

В Башкирии против программы саентологов "Нарконон" выступило республиканское Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Как и раньше, недовольство вызывает антинаркотическая акция "Ощути силу перемен", проводящаяся в разных регионах несколькими протестантскими церквями. В 2009 году против нее выступали в Липецке, Рязани, Саратове, Ярославле. В Коми прокуратура организовала проверку законности проведения этой акции в республике.

В Томской области продолжился начатый в 2008 году конфликт вокруг построенных кришнаитами домов в поселке Кандинское, которые местные жители сочли поселением "сектантов". В 2009 году прокуратура через суд потребовала снести эти строения, усмотрев в их строительстве нарушение земельного законодательства на землях сельхозназначения. Россельхознадзор объявил о необходимости рекультивации этих земель.


Положение иностранных священнослужителей

В течение года из России было выслано несколько иностранных религиозных деятелей.
В феврале суд Первореченского района Владивостока принял решение о выдворении за пределы РФ главного раввина Приморского края, гражданина США Исроэля Зильберштейна. Основанием для такого решения стало несоблюдение порядка пребывания в стране. Суд счел, что цели пребывания, указанные в визе раввина, не соответствовали его реальной деятельности. И. Зильберштейн попытался получить более адекватную его ситуации рабочую визу, но не сумел. Краевой суд оставил это решение без изменений. И. Зильберштейн выехал из России, не дожидаясь решения суда второй инстанции.

В марте был выдворен из страны главный раввин Ставрополя, гражданин Канады Цви Хершкович. Районный суд счел нарушением правил регистрации тот факт, что раввин в трехдневный срок не уведомил миграционную службу о смене местожительства. Краевой суд подтвердил это решение.

Ивановские баптисты пытались оспорить решение 2008 года о выдворении из России миссионера Криса Виллека, гражданина США, однако эта попытка оказалась неудачной. В мае Ивановский областной суд признал депортацию миссионера законной. При этом представитель УФСБ, на чьи материалы опирался суд, не пояснил, в чем заключалось нарушение закона Крисом Виллеком, но сообщил, что его "пребывание на территории России представляет возможную угрозу безопасности Российской Федерации", а "суд не вправе вмешиваться" в полномочия и решения ФСБ.

В январе 2009 года министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что его ведомство готово рассмотреть возможность визита в Россию Далай-ламы XIV, но добиться визы для Далай-ламы российским буддистам до сих пор не удалось.

В феврале Европейский суд по правам человека удовлетворил иск миссионера Церкви объединения Патрика Нолана против России. В 2002 году миссионеру был запрещен въезд в Россию (фактически возвращение: Нолан давно уже жил в России и имел ребенка в браке с российской гражданкой). Суд признал этот запрет неправомерным. Впрочем, в данном случае добиться устранения нарушения на основе решения ЕСПЧ вряд ли возможно: по некоторым сведениям, Патрик Нолан более не является членом Церкви объединения[5].


Иные случаи дискриминации и неправомерного вмешательства
По-прежнему отмечались случаи, когда чиновники прямо вмешивались во внутреннюю жизнь религиозных организаций, даже "традиционных". Например, кемеровские власти в ноябре сменили назначенного ими же в 2008 году имама одной из местных мечетей. Вместо Тагира Давлеткулова главой общины определили Тагира Бекчинтаева из Омского муфтията. Мнение общины вновь не было учтено.

Несколько чаще, чем в 2008 году, нами отмечены случаи индивидуальной дискриминации на почве религии. Кое-где мусульманкам запрещали носить платок в стенах учебного заведения - например, в общеобразовательных школах села Батрак Каменского района Пензенской области и поселка Шамхал-станция в Дагестане. На запрет носить хиджаб жаловались и студентки Арского педагогического колледжа в Татарстане.

В сентябре руководство Казанского училища Олимпийского резерва по просьбе учащихся-мусульманок и их родителей уволило врача Николая Блинова, работавшего в кабинете ультразвуковой диагностики: осмотр девушек врачом-мужчиной не соответствует нормам шариата. Училище является государственным учебным заведением и финансируется из федерального бюджета. Позднее руководитель пресс-службы министерства по делам молодежи, спорту и туризму Екатерина Косурова сообщила, что причиной увольнения стало подозрение в нарушении профессиональной этики специалиста.

В мае руководство колледжа электронной техники в Кузнецке Пензенской области потребовало увольнения преподавателя Нурии Сабитовой. В конце 2008 года ей разрешили взять отпуск за свой счет, чтобы совершить хадж, однако затем руководство потребовало от нее написать заявление об увольнении. Кроме того, директор колледжа потребовал, чтобы она не носила головной убор на работе. После вмешательства мусульманской общественности руководство колледжа перестало настаивать на увольнении, а директор принес свои извинения.
В мае со второго курса Новочеркасского высшего военного института связи исключен студент-мусульманин. По данным сайта Ислам.ру, его отчислили за совершение намаза в стенах учебного заведения.

В начале 2009 года в ходе кампании по выборам мэра Смоленска распространялась газета "Спецвыпуск Российского Союза евангельских христиан-баптистов (ЕХБ) для Смоленска", где рассказывалось, что Союз поддерживает одного из кандидатов - Сергея Маслакова. От лица РСЕХБ были напечатаны оскорбительные по отношению к православным пассажи, а также приводились высказывания, дискредитирующие баптистов, якобы принадлежащие главе РСЕХБ Юрию Сипко. Глава смоленских баптистов попросил прокуратуру провести проверку и принять предусмотренные законодательством меры. Кандидат Маслаков был позже снят с выборов.


Религия в армии и силовых структурах

В 2009 году было принято решение о введении в российской армии института военного духовенства - дискуссии об этом велись в течение последних нескольких лет.

В июле президент Дмитрий Медведев заявил, что поддерживает идею введения в армии института воинских и флотских священнослужителей, "представляющих традиционные российские конфессии", и предложил при назначении священнослужителей руководствоваться сведениями об этноконфессиональном составе частей и соединений.

25 ноября заместитель министра обороны РФ Николай Панков официально объявил о введении института военного духовенства в российских Вооруженных Силах уже с 2010 года.

1 декабря была введена должность помощника командира воинской части по работе с верующими - таково официальное название российских капелланов. В этом же месяце было объявлено о создании в структуре Минобороны управления по работе с верующими военнослужащими. В его задачи должно входить руководство институтом военных священнослужителей. Первую их группу было решено направить на эту должность на российские военные базы за рубежом, в Северо-Кавказский военный округ, а в течение 2010 года - в остальные войсковые подразделения.

Во всех официальных документах фигурируют ссылки на "традиционную четверку" - православие, ислам, буддизм и иудаизм. И таким образом юридически закрепляется понятие "традиционная религия", бывшее до сих пор только фигурой речи.

Впрочем, несмотря на заявление Президента о "традиционных конфессиях", на практике речь пока идет о подготовке только православных военных священников. В декабре для них в Ростовской области были проведены военные сборы. Комментируя итоги этих сборов на Архиерейском совещании в феврале 2010 года, патриарх Кирилл отметил, что большинство прибывших туда вообще не представляли, "куда и зачем они приехали... В итоге, большинство из них попросту уехали со сборов, пояснив, что не могут понести такой службы".

Несмотря на низкий уровень подготовки будущих капелланов, в феврале 2010 года было утверждено положение о помощниках и определен размер их заработной платы: от 25 до 40 тыс. рублей в зависимости от места пребывания - это больше, чем средняя зарплата российского офицера.

То, что права неправославных верующих военнослужащих будут ущемлены, стало ясно уже в феврале 2010 года: на запрос Духовного управления мусульман Нижегородской области о введении мусульманских капелланов в воинских частях ответил отказом.

В разных регионах по-прежнему заключались соглашения о сотрудничестве между религиозными организациями и силовыми структурами. Особенно часто стала привлекать религиозных деятелей Федеральная служба судебных приставов. В июне директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков подписал протокол о намерениях в области взаимодействия с председателем Синодального отдела Московского патриархата по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиереем Димитрием Смирновым.

Сотрудничество судебных приставов с православными епархиями и духовными управлениями мусульман отмечалось в Башкирии, Бурятии, Карачаево-Черкесии, Татарстане, Якутии, Еврейском автономном округе, Алтайском и Ставропольском краях, Ленинградской, Рязанской областях.

В апреле первый заместитель председателя, Управляющий делами РОСХВЕ епископ Константин Бендас распространил письмо - обращение к священнослужителям РОСХВЕ. В этом письме он говорит о том, что "в последнее время участились случаи попыток вербовки осведомителей из числа прихожан, работников и священнослужителей протестантских церквей со стороны сотрудников Федеральной службы безопасности РФ".

Вряд ли эта практика относится только к евангельским христианам.


Религия и светское образование

Как и в армии, в сфере образования в 2009 году произошло событие, споры о котором велись на протяжении нескольких лет. В июле президент Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах истории религии, основ светской этики и основ религиозной культуры в рамках одной из религий, входящих во все ту же "традиционную четверку". В рамках курса ученики и их родители должны выбирать предмет для изучения по собственному желанию из этих шести, но выбрать что-то одно обязательно. Предполагается, что соответствующие группы должны создаваться, даже если запрос исходит от небольшой группы учеников.

Таким образом, в качестве эксперимента предложен компромисс между сторонниками основных групп, участвовавших до сих пор в общественной дискуссии, за исключением религиозных групп, не входящих в "традиционную четверку".

В августе Минобрнауки подтвердило, что эксперимент начнется в 19 регионах шести федеральных округов. В эксперименте будут участвовать только четвертые классы. Это около 20 тыс. классов в 12 тысячах школ, то есть около 256 тыс. учеников и 44 тыс. учителей. Первые уроки в рамках эксперимента должны начаться уже весной 2010 года, но готовность учебников и методических материалов пока не кажется достаточной (не говоря уже о подготовке учителей).

В ноябре Правительство РФ утвердило план мероприятий по апробации учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" в 2009-2011 годах. В декабре была утверждена структура этого учебного курса, разработанная с участием Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования, Академии повышения квалификации работников образования, представителей религиозных организаций.

Экспериментальный курс невелик по объему: уже в начале 2010 года стало известно, что Минобрнауки запланировало в среднем один урок в две недели.

Курс заявлен как культурологический, однако блоки по основам религиозных культур все-таки в значительной мере являются конфессионально ориентированными. Например, редколлегия по написанию учебника и методических материалов по "Основам православной культуры" из всех рассмотренных вариантов выбрала в качестве основы будущего учебника для четвертых классов текст, предложенный протодиаконом Андреем Кураевым.

Предложенный вариант эксперимента не удовлетворил ни сторонников преподавания основ религии в школах, ни противников. Например, в июле инициативная группа ученых, правозащитников, родителей учащихся начала сбор подписей под открытым обращением к президенту РФ Дмитрию Медведеву против "клерикализации общеобразовательной школы". В октябре на открытии V Ежегодной международной научной конференции "Религия в современной системе международных отношений: возможности религии в созидании мира и урегулирования конфликтов" в Санкт-Петербургском государственном университете студенты организовали антиклерикальную акцию с раздачей листовок.

Недовольство православных активистов вызвало то, что большинстве регионов родители учеников отдали предпочтение основам светской этики, а не православной культуры. Например, в Красноярском крае светскую этику выбрали 58,2 % участвующих в эксперименте школьников, в Новосибирской и Калининградской - 60 %. В большинстве случаев на втором месте по популярности идут основы мировых религий и лишь затем - ОПК. Впрочем, есть и исключения: в Тамбовской области предпочтение ОПК отдали 55 % учащихся, в Смоленской - 60 %. В Чувашии большинство - 42,9 % высказались в пользу основ мировых религий, 31 % - за ОПК и 24,4 % - за основы светской этики. Основы ислама, иудаизма и буддизма в большинстве регионов выбирает минимальное количество учащихся.

Кое-где РПЦ попыталась изменить ситуацию в свою пользу. Так, в январе 2010 года в городе Каменск-Уральский Свердловской области, где 93 % родителей четвероклассников выбрали основы светской этики, прибыл архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий (Морарь) и провел с учителями "разъяснительную беседу". Архиепископа поддержал глава города Михаил Астахов. В итоге городская администрация решила предложить родителям еще раз выбрать между "Основами светской этики" и основами культуры одной из религий.

Попытки повлиять на выбор учеников и их родителей предпринимались и с другой стороны. В декабре епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий (Антонов) обвинил руководство чебоксарской гимназии № 2 в оказании давления на четвероклассников и принуждении их выбрать светскую этику. В своем блоге епископ опубликовал фотографию бланка заявления, распространенного администрацией гимназии среди учащихся четвертых классов, с уже вписанной фразой: "Выбираю :Основы светской этики;".

Несмотря на приведенные факты, думается, что в целом выбор в пользу "Основ светской этики" отражает существующее отношение преобладающей части общества, не готовой, несмотря на внешнюю лояльность Церкви, обучать своих детей в традициях какой-либо конфессии.

В начале 2009 года министр образования и науки Андрей Фурсенко обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой снять с контроля поручение о развитии системы теологического образования. Министр сообщил, что диссертации по теологии могут быть представлены к защите в рамках научной специальности 09.00.13 - "Религиоведение, философская антропология, философия культуры", а потому нет необходимости выделять ее в отдельную специальность. В феврале министерство подтвердило, что открывать научную специальность "Теология" не предполагает, поскольку против этого возражают эксперты Российской академии наук.

Впрочем, позиция министерства с тех пор изменилась. В феврале 2010 года директор департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки Александр Наумов объявил, что Российская академия наук, Российский союз ректоров, "Рособрнадзор" и Высшая аттестационная комиссия (ВАК) готовят включение теологии в список научных специальностей ВАК. Этот процесс должен быть завершен к апрелю.

Как и в предыдущие годы, учебные заведения сотрудничали с религиозными организациями в разных регионах страны. Соглашения о сотрудничестве с православными епархиями были подписаны в Твери, Иркутске, Екатеринбурге, Ленинградской области. Правительство Кировской области заключило с местным духовным управлением мусульман соглашение о сотрудничестве, затрагивающее в том числе образовательную сферу. Кабардино-Балкарский государственный университет договорился о сотрудничестве с мусульманскими, православными и католическими организациями республики.


Недостаточность защиты от диффамации и нападений

То, что деятельность тех или иных религиозных организаций, вызывает протесты со стороны части граждан, следует считать естественной и нормальной частью общественной жизни. То же относится и к критике тех или иных религиозных воззрений и практик. Но, увы, гражданам и представителям власти не всегда удается удержаться в рамках, предписанных законом, то есть не возбуждать вражду к другим людям по признаку их религиозных убеждений и не подстрекать к противоправным действиям.

В рамках закона могут протекать и протесты, обусловленные дискриминационными идеями. Например, строительство мечети в Сыктывкаре встретило сопротивление трех национал-патриотических организаций Сыктывкара ("Рубеж Севера", "Славянский союз" и ДПНИ), начавших сбор подписей против этого строительства. В декабре представители "Рубежа Севера" передали в общественную приемную "Единой России" 3200 подписей.

По факту сбора подписей была начата прокурорская проверка. В январе 2010 года главный следователь Коми Николай Басманов высказался в поддержку мечети. В феврале участники круглого стола в исполкоме регионального отделения партии "Единая Россия" пришли к выводу о необходимости строительства. Однако вскоре после этого лидер "Рубежа Севера" Алексей Колегов сообщил, что решение о строительстве будет обсуждаться на общественных слушаниях, и призвал начать сбор подписей, чтобы оспорить это решение.

В этом случае власти не пошли на поводу у части общественности, фактически призывающей к дискриминации мусульман, а сами эти общественные активисты, насколько нам известно, воздержались от действительно подстрекательской деятельности.


Зачастую чиновники не выдерживают необходимый нейтралитет по отношению к группам активистов, выступающим против тех или иных религиозных течений. В первую очередь это относится ко все более умножающимся "антисектантским" центрам. Такие центры в 2009 году были созданы в Воронеже, Мурманске и Перми, во всех случаях - при православных епархиях.

В мае на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета прошла конференция "Тоталитарные секты и право человека на безопасное существование", организованная Российской ассоциацией центров религиоведческих исследований и Европейской федерацией исследовательских центров информирования о сектах (FECRIS). FECRIS имеет в Европе репутацию радикальных противников НРД и ряда других религиозных меньшинств. Приветствие участникам мероприятия прислал министр юстиции РФ Александр Коновалов. Организаторы конференции анонсировали его участие в мероприятии, но министр ограничился письменным приветствием и закрытой встречей с участниками. За несколько дней до конференции глава Экспертного совета при Министерстве юстиции, известнейший российский "сектоборец" Александр Дворкин стал вице-президентом FECRIS. Таким образом, министр юстиции продолжил свой курс на сотрудничество с группами, прямо выступающими за дискриминацию религиозных меньшинств.


Наиболее серьезной формой давления на религиозные и иные мировоззренческие группы, несомненно, являются убийства и покушения на убийство. В 2009 году было совершено несколько нападений и убийств мусульманских религиозных деятелей на Северном Кавказе, но, как и в предыдущие годы, религиозный мотив этих убийств неочевиден. Однако 2009 год принес и случаи, в которых мотив религиозной ненависти практически несомненен.

19 ноября в Москве настоятель храма апостола Фомы священник Даниил Сысоев, известный в первую очередь своей миссионерской работой среди мусульман и достаточно жесткой антиисламской проповедью, был застрелен из пистолета прямо в церкви. Еще один человек был ранен. Следствие не закончено, но одна из рассматриваемых версий - убийство на религиозной почве, так как о. Даниил не раз получал угрозы от людей, представлявшихся мусульманами. 5 декабря был избит второй священник этого же храма.

В августе в Ингушетии была застрелена гадалка. Поскольку нападения на гадалок и предсказателей на Северном Кавказе происходили и ранее, можно предположить, что в данном случае присутствовал мотив религиозной ненависти.

В июне в Калужской области некий гражданин совершил убийство, по собственному признанию, на религиозной почве: убитый был сатанистом, а убийца, "как человек верующий, обязан бороться с врагами Христа". Однако выводы следствия нам неизвестны.

Кампания административного давления на Свидетелей Иеговы, видимо, спровоцировала откровенно криминальные формы протеста против этой религиозной организации. Нападения умножились с начала осени. По данным пресс-службы Свидетелей Иеговы, с сентября по декабрь 2009 года зафиксировано 10 нападений - в Московской, Ярославской, Тюменской, Пензенской и Ростовской областях, в Челябинске, Воронеже и Новороссийске. В большинстве случаев нападения происходили, когда Свидетели Иеговы обходили квартиры с проповедями.

Еще одно нападение произошло в Новокуйбышевске Самарской области. Житель города угрожал пришедшим к нему проповедникам ножом. В данном случае обидчик понес наказание: в декабре суд приговорил его к лишению свободы сроком на 1 год и 4 месяца условно с испытательным сроком в 1 год.


Сохранилась тенденция роста числа актов вандализма по отношению к религиозным объектам. В 2009 году было зафиксировано 50 актов вандализма в отношении храмов и молельных домов (в 2008 году - 36). Наибольшее количество - 21 нападение - приходится на объекты Свидетелей Иеговы (что отчасти объясняется развернутой против них кампанией, отчасти - публикацией ими более полных сведений). Акты вандализма были направлены также на 12 православных объектов, 6 - мусульманских, по 4 - иудейских и протестантских, по 1 - на католическое, языческое и армянское культовые здания.

В это число включены и нападения на махачкалинский магазин, торговавший исламской литературой, пострадавший в течение года дважды. В марте около 50 человек вошли в помещение и, обвинив владельца в распространении ваххабитской литературы, стали выносить товар. Позднее часть товара вернули. В августе был совершен поджог магазина. Владелец считает, что к поджогу могут быть причастны сторонники доминирующего в республике суфийского направления в исламе.

По-прежнему часты случаи наиболее опасных актов вандализма - поджогов и забрасывания зданий камнями и другими предметами. К счастью, в ходе подобных акций никто не пострадал.

Несколько раз совершались поджоги православных храмов. В окна хабаровской синагоги злоумышленники бросили несколько бутылок с горючей смесью. Дважды, но оба раза неудачно, пытались поджечь молитвенный дом баптистов во Владивостоке.

В Петрозаводске ультранационалистическое движение Straight edge устроило погром в Зале царств Свидетелей Иеговы. С помощью банок с краской были разбиты стекла, в здании прозвучал взрыв. Представители этого же движения взяли на себя ответственность за погром в Христианском культурном центре Кирова. Злоумышленники действовали по той же схеме: закидали здание бутылками с краской.

Акты кладбищенского вандализма были отмечены 49 раз (в 2008 году - 42), из них 41 - по отношению к православным кладбищам, 6 - к иудейским, по 1 - мусульманскому и армянскому. Чаще всего погромы на кладбищах устраивались из хулиганских побуждений. Однако, похоже, возросло число и религиозно мотивированных актов вандализма.

Рекордсменом стало Дмитрово-Черкасское кладбище Твери: в течение года оно подвергалось нападению вандалов четыре раза - в апреле, в июле и дважды в сентябре. Напомним, что вандалы устраивали погром на этом кладбище и в 2006 году.

Кроме того, осквернению подвергались четыре православных поклонных креста, два хачкара, икона, колокол, менора, ханукия, языческие идол и священное дерево.
В федеральных и региональных СМИ по-прежнему появлялись ксенофобные в религиозном плане публикации.

В частности, 2 июня на федеральном телеканале "Россия" под рубрикой "Специальный корреспондент" был показан фильм Александра Хабарова "Ловцы душ", посвященный НРД. Автор рассказывал об опасности, которую якобы представляют Свидетели Иеговы, "Общество сознания Кришны", саентологи и другие "секты". Это не первый "антисектантский" сюжет на "России". В марте 2009 года Общественная коллегия по жалобам на прессу (ОКЖП), рассмотрев жалобу церкви "Свет Пробуждения", признала, что сюжет об этой церкви, показанный телеканалом "Россия" в октябре 2008 года, не соответствует действительности и порочит честь и достоинство религиозной организации.

В сентябре представители сыктывкарской баптистской церкви Христа Спасителя обратились в прокуратуру Сыктывкара и прокуратуру Республики Коми с заявлением по поводу опубликованной в православной газете "Епархиальные ведомости" от 8 июля 2009 г. статьи "Осторожно: деструктивные движения, секты и культы!", которая содержала оскорбления в адрес "сектантов" и, по словам заявителей, спровоцировала нападение на молитвенный дом баптистов. В 2008 году прокуратура проводила проверку по факту аналогичной публикации в "Епархиальных ведомостях" и не усмотрела признаков возбуждения религиозной ненависти. На этот раз прокуратура смогла принять взвешенное решение: уголовное дело по ст. 282 УК также не было открыто, но автору статьи и изданию было вынесено предупреждение о недопустимости публикаций, затрагивающих честь и достоинство приверженцев разных религиозных организаций.

ОКЖП удовлетворила жалобу Епархиального управления РОСХВЕ по Южному федеральному округу. Жалоба была направлена в Коллегию в связи с публикацией в июне 2008 года в газете "Правда, что?" (Волгодонск, Ростовская область) статьи ""Исход" - не выход". Коллегия постановила, что в статье есть признаки языка вражды, подход автора к пятидесятникам признан тенденциозным и противоречащим международным положениям о свободе совести и Конституции РФ. Однако признаков целенаправленного разжигания межрелигиозной розни, по мнению коллегии, в статье нет.


Противодействие возбуждению религиозной вражды

Понятие "экстремизм" является в российском законодательстве крайне неопределенным, особенно в части, касающейся религии. Поэтому практика противодействия экстремизму включает и защиту "чувств верующих", то есть защиту от критики религиозных взглядов, практик и символов, и преследования тех, кто проповедует ненависть по религиозным мотивам, не говоря уже о преследовании тех, кто совершает по тем же мотивам насильственные преступления, включая вандализм.

Случаи явно неправомерного применения антиэкстремистского законодательства рассматриваются в отдельном докладе. К сожалению, таких случаев все больше; в 2009 году коснулись они в первую очередь мусульман, Свидетелей Иеговы и "Фалуньгун". Здесь мы упомянем только эпизоды, в которых применение или отказ от применения этого законодательства считаем оправданным (включая спорные случаи, в которых мы считаем позицию правоохранительных органов и суда скорее правомерной).

Выше уже упоминались случаи, когда правоохранительные органы отказывались возбуждать уголовные дела в связи с нетолерантными высказываниями, которые, однако, не представляют серьезной общественной опасности. К этому ряду можно добавить следующее: прокуратура Коми провела по инициативе "Коми-Мемориала" проверку антисемитских публикаций православной газеты "Епархиальные ведомости" за 2008 год, и отказала в возбуждении дела по ст. 282 УК.

С другой стороны, в марте было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УКв отношении архимандрита Серафима (Левитских), в 2007 году посещавшего колонию в поселке Восход Варнавинского района Нижегородской области (сам священник является клириком Вятской епархии). Помимо исповеди заключенных, священник распространял видеокассеты с записью фильма "Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа", ранее признанного экстремистским материалом (уже в 2010 году был осужден создатель этого фильма Константин Душенов).

В октябре было направлено в суд дело по ч. 1 ст. 282 УК в отношении преподавателя института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета Светланы Шестаковой. В апреле 2008 года С. Шестакова во время лекции для слушателей курса повышения квалификации по предмету "Основы религиозной культуры" допустила оскорбительные высказывания в адрес католиков, иудеев, мусульман и кришнаитов.


Примечания:

[1]Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2008 году // Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. М.: Центр "СОВА", 2009. С. 47-74 (первоначальный вариант см.: /religion/publications/CC329D6/CC32B93).
[2]Верховский А. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2009 году // Центр "СОВА". Национализм и ксенофобия. 2010. ??? марта ().
[3]Эта организация, как другие упомянутые здесь саентологические структуры, не была зарегистрирована как религиозная.
[4]Подробнее см.: Fagan Geraldin. Russia: Nationwide strike at Jehovah's Witnesses // Forum-18. 2009. March 13 (http://www.forum18.org/Archive.php?article_id=1267).
[5]Игорь Богданов. Как я был последователем Сан Мен Муна // Блог Алексея Смирнова. 2010. 26 февраля (http://alexey1751.ya.ru/replies.xml?item_no=133&ncrnd=6959).

Ссылки на данную статью [1]