Новости по теме

Внесенный Александром Чуевым законопроект, предусматривавший уголовную ответственность за оскорбление чувств верующих, отклонен депутатами ГД

9 апреля Александр Чуев внес на рассмотрение Государственной Думы законопроект о введении в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи, предусматривающей уголовную ответственность за оскорбление религиозных чувств верующих (Текст законопроекта был опубликован 6 мая на сайте "Государство и религия в России"). Этим он фактически поддержал требования, с которыми неделей ранее выступил Комитет "За нравственное возрождение Отечества".

Он считает, что нынешняя редакция закона "не предусматривает полноценной защиты граждан от умышленных действий, направленных на оскорбление религиозных чувств и убеждений верующих граждан России" и рассматривает подобные действия как малозначительное правонарушение.

Преложенная А.Чуевым поправка гласит: "Нарушение свободы совести и вероисповедания, оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии:
1. Воспрепятствование законному осуществлению права на свободу совести и вероисповедания, в том числе совершению религиозных обрядов, сопряженное с насилием или угрозой насилия над личностью, а равно с уничтожением и повреждением имущества граждан, религиозных и общественных объединений или с угрозой совершения такого деяния.
Оскорбление чувств и убеждений граждан в связи с их отношением к религии с использованием в этих целях средств массовой информации или в иной публичной форме, а равно путем разрушения или повреждения культовых зданий, сооружений, иных предметов мировоззренческой символики, памятников, захоронений, нанесения на них оскорбительных надписей и изображений - наказываются штрафом в размере от пятисот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до восьми месяцев, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок от двух до четырех лет.
2. Те же деяния, совершенные:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) лицом с использованием своего служебного положения;
в) организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от трех до пяти лет".
По заявлению А.Чуева, нынешняя редакция Уголовного Кодекса не предусматривает полноценной защиты граждан от умышленного оскорбления их религиозных чувств. В настоящее время целенаправленное оскорбление религиозных чувств (повреждение, осквернение мировоззренческой символики, нанесение оскорбительных надписей и изображений) формально не является уголовным преступлением. Эта ситуация, по мнению депутата, такое положение не может считаться нормальным.
Кроме того, как подчеркнул А.Чуев, законопроект предполагает ответственность за распространение материалов, оскорбляющих людей в связи с их отношением к религии, через СМИ: "Так, газета "Московский комсомолец" и некоторые другие издания дают информацию о фактах, но в недопустимой с правовой точки зрения оскорбительной, уничижительной форме".

Инициативу А. Чуева с некоторыми оговорками поддержала РПЦ. Как заявил секретарь ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин, "ответственность за оскорбление религиозных символов, которые являются священными для верующих, несомненно, должна быть не меньше, чем за оскорбление личности. Но мы не призываем сажать, не должно быть неоправданной строгости. Хотя, например, оскорбление иконы - страшное злодеяние, ничуть не менее оскорбительное для православного человека, чем, скажем, издевательство над государственными символами. В этом случае наказание должно быть жестким".

На стадии предварительных обсуждений в комитете Совета Федерации по судебным и правовым вопросам проект Чуева не был одобрен. Заместитель главы комитета Михаил Михайловский так прокомментировал положения законопроекта: "Это дополнение в Уголовный кодекс фактически расширяет круг преступлений. А это не согласуется с гуманизацией уголовного законодательства. Кроме того, автор законопроекта никак не обосновал необходимость расширения состава преступления. Не совсем понятно, так ли уж часто совершаются подобные преступления и насколько нужна это норма".

11 июня 2004 г. депутаты ГД проголосовали против законопроекта. "За" было подано лишь 37 голосов при необходимых 226.

Ссылки на данную статью [2]