Н.Митрохин – о «программе-200» и движении «Сорок сороков»

12 октября 2015 года «Грани.ру» опубликовал статью историка Николая Митрохина, анализирующего причины медленной реализации программы строительства модульных храмов в Москве и деятельность движения «Сорок сороков».

По мнению автора, «программа-200» потерпела «сокрушительный провал», который объясняется рядом причин: нежеланием бизнесменов вкладывать средства в строительство, тем более, что процесс сбора и распределения средств непрозрачный; нежеланием москвичей жертвовать немногочисленными парками в пользу храмов; отсутствие заметной поддержки строительства храмов со стороны православных.

Использование для защиты строящихся храмов организации «Сорок сороков», считает Н. Митрохин, стало «пиар-ходом для отвлечения внимания от провала программы "200 храмов"».

Автор полагает, что протестное движение начала 2010-х и ухудшение отношения общества к Русской православной церкви, вызванное приговором «Pussy Riot» и скандалами вокруг квартиры и часов патриарха, побудили его окружить себя «личной гвардией»: «В результате вокруг патриарха сложился круг откровенных фашистов, ничуть не стесняющихся братания с украшенными свастиками "соратниками", а возможно, и носящих подобные свастики на теле и в душе».

В рамках укрепления такой «гвардии» в 2013 году и возникло движение «Сорок сороков» (его участники предпочитают сокращать название до ДСС), возглавляемое предпринимателем Андреем Кормухиным и занимающееся охраной мероприятий с участием патриарха и борьбой с противниками строительства храмов. Среди участников этого движения много известных националистов. В частности, в руководящем составе группировки заметны любитель свастики Александр Бородин (сетевое прозвище - Александр Михайлович) и бывший участник васильевской "Памяти" Михаил Рогов. Кроме того, в составе «Сорока сороков» есть бывший руководитель крупнейшей группировки футбольных фанатов «Фратрия» Иван Катанаев («Комбат18»), воевавший в Донбассе на стороне боевиков. Еще один участник движения, Василий Степанов («Киллер») «известен тем, что в 2005 году возглавляемая им бригада спортивных фанатов (в основном из группировки «Гладиаторы»), выступавшая в качестве службы безопасности пропутинской молодежной организации «Наши», захватила офис КПРФ, где собирались сторонники нескольких левацких группировок, и покалечила находившихся там людей».

Рано или поздно, уверен Н. Митрохин, участники «Сорока сороков» и другой православной экстремистской группировки - «Божьей воли» - будут арестованы, и тогда их будут защищать «"православные правозащитники" - с неонацистским прошлым. У патриархии уже есть в этом отношении богатый опыт сотрудничества с организацией "Народный собор", которой руководит один из бывших руководителей РНЕ Олег Кассин». Кроме того, существует и «Православный правозащитный аналитический центр», возглавляемый бывшим участником «Памяти» и главным редактором газеты «Штурмовик» Константином Касимовским.

Автор задается вопросом, для чего сотрудничество с такими людьми нужно мэру Москвы, не только допускающему участие таких организаций в городских мероприятиях, но и охотно позирующему с ними на фотографиях: «В приватизированном государстве хорошие отношения с нужными людьми не только ставятся выше моральных принципов и элементарной брезгливости. Они в итоге ведут к зависимости всех членов «элиты» друг от друга»