Эксперты – о возможном участии РПЦ в протестном движении

5 сентября 2012 года «НГ-Религии» опубликовала подборку мнений экспертов об использовании модернизированного православия в оппозиционном движении. Поводом послужило высказывание Екатерины Самуцевич на суде над «Pussy Riot» о том, что «православная культура… может оказаться и на стороне гражданского бунта».

По мнению руководителя Центра изучения религий РГГУ Николая Шабурова, «Русская Православная Церковь в нынешнем виде не реформируема». Несмотря на то, что многие православные участвуют в протестном движении, они делают это «не в качестве православных, а в качестве просто граждан, у них есть определенная общественно-политическая позиция, которую очень обобщенно можно назвать либеральной».

Н.Шабуров не исключает, что «православный сегмент этого протестного движения начнет выступать со своей программой, что возникнут попытки обосновать это протестное движение в том числе и какими-то принципами православного христианства». Однако останутся ли эти люди в РПЦ или перейдут в другие православные структуры, прогнозировать сложно.

Доцент кафедры истории философии факультета философии Высшей школы экономики Борис Кнорре считает, что политическая культура вообще не является легитимной частью жизни православных верующих: «Распространенной в РПЦ является точка зрения в пользу аполитичности, что верующим нужно удаляться от политики, молиться, решать собственные повседневные дела, «не лезть» в эту «греховную область». И какой же вообще может быть протест, когда в Православной Церкви не воспитывались традиции политического самосознания?» Сама же акция «Pussy Riot» «дискредитирует идею протестных гражданских инициатив, так как смешивает воедино и протест, и идеологию феминизма, с одной стороны, демонстрирует гражданское обличение политических неправд, с другой – недостаток собственной гражданской культуры, выражающийся в отказе соразмерять свое слово с тем обществом, к которому обращается».
«Что касается отношения самой Церкви к оппозиции, то, похоже, здесь, с одной стороны, есть тривиальный сервилизм, привычка заискивать перед властью, с другой – неприятие культуры протеста как таковой», - рассуждает Б.Кнорре, отмечая, что «протестной культуре противоречит и форма «послушания», которая укоренена в традициях РПЦ». Кроме того, полагает эксперт, традиция «концентрироваться на грехе индивидуальном в понятиях самообвинения, приемлемого в качестве элемента интимного монашеского опыта, а не в качестве социальной нормы», не позволит Церкви стать участником протестного движения.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин, напротив, допускает, что «православие вполне может стать идеологией некоего протеста», поскольку «православие уже не представляет собой монолитную идеологию, определенную группу людей».

По его мнению, «внутри Церкви появилось новое, более свободолюбивое поколение молодых священников», способное привлечь молодежь, и вместе они могут создать «пространство для внутрицерковной дискуссии и основу для активной гражданской деятельности православных верующих». Однако эксперт оговаривается, что «церковное руководство всегда будет энергично сдерживать гражданскую энергию православных приходов и православных общественных организаций».