Связан ли антиклерикализм с трасформациями религий в ΧΧΙ веке?

В середине июня ученые-религиоведы, историки, журналисты в рамках круглого стола обсудили проблему современного российского антиклерикализма и его истоков. В дискуссии приняли участие Алексей Муравьев, Марианна Шахнович, Татьяна Чумакова, Виталий Найшуль, Леонид Блехер, Валентин Крапошин, Иван Битов.

Алексей Муравьев предложил для рассмотрения некоторые возможные причины современного российского антиклерикализма:

- «Церковь как зависящий от государства институт  перестраивается вместе со всей социальной системой - и поэтому кризис в обществе затрагивает и ее»;

- «чрезмерная активизация, резкий скачок в развитии, социальная и политическая активность Церкви вызывает у части общества неприятие, мобилизует его на какое-то противодействие»;

- «Церковь не соответствует запросам общества, прежде всего запросам на  нестяжательство»,

- существует «глобальная неготовность работать в современных условиях, поведение людей, в том числе людей наверху, регрессивно, оно работает назад», а «антиклерикализм в каком-то смысле является реакцией на новую проницаемость информационной среды».

 

В качестве антиклерикальной реакции были выделены следующие действия: агрессивность, потеря интереса к церковной теме, апатия.

Марианна Шахнович подчеркнула, что не нужно забывать о том, что «исторически  антиклерикализм - это всегда ответ на клерикализм», он «возникает всегда там, где существует жесткая церковная структура» и что «антиклерикалами чаще всего бывают люди, которые включены в религиозную традицию».

По мнению Татьяны Чумаковой, «сейчас как раз происходит критика плохих христиан, слишком большое количество негативных фактов о христианах попадает в СМИ, а эта критика приводит к критике христианства в целом».

В ходу обсуждения ученые пришли к выводу, что антиклерикализм связан, скорее, с изменениями, происходящими в настоящее время с различными религиозными традициями. Эту проблему попыталась кратко описать М.Шахнович: «Как у нас сейчас существует рынок образовательных услуг, так существует и рынок религиозных услуг <…> Но когда появляется настоящая религиозная реклама, а она у нас появляется, то тогда действительно становится ясно, что происходит десакрализация религии. Это имеет принципиальное значение для общества, и это, естественно, приводит к  десакрализации института Церкви. Для того, чтобы существовала религия, должно существовать представление о  сакральном, и в таком случает им остается только потаенное, то есть переживания, интеллектуальная деятельность. А религиозные институты утрачивают сакральность и безо всякого антиклерикализма».

Симптомами изменения религиозной ситуации в России, на которые нужно обращать внимание, участники дискуссии назвали: отделение научного сообщества от религиозных институтов («мнение такого-то не надо учитывать, он же православный»), реакцию журналистов на церковные темы (без трепета и уважения), реакцию чиновников («религия выходит на рынок, становится модной или немодной»).

Ссылки на данную статью [1]