В преддверии Курбан-байрама священнослужители рассуждают о том, где мусульманам лучше праздновать

24 октября 2011 года Regions.ru опубликовал подборку мнений религиозных деятелей по вопросам, на которые ранее отвечали российские политики: "Согласны ли вы, что делаются попытки превратить мусульманские праздники в своего рода демонстрацию? Не следует ли выделять места для праздничной мусульманской молитвы в менее оживленных местах?"

Главный редактор Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев считает, что массовые скопления мусульман на московских улицах в дни праздников – "не только религия, но и политика. Нужно было показать, насколько влиятельна мусульманская община. Это сознательная позиция мусульманских лидеров". При этом он не отрицает, что "существующие в Москве мечети, очевидно, не могут вместить всех мусульман".

Настоятель храма Трех Святителей на Кулишках протоиерей Владислав Свешников тоже уверен, что "религиозный, исламский фактор используется в политических целях". В дни праздников, полагает он, "мусульманам вполне можно предоставить такие места, чтобы не создавать проблем горожанам", но что это за места, о.Владислав не уточнил.

Ограничить мусульманские празднования специально отведенными местами призывает и клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма Твери священник Георгий Белодуров: "Мусульманам следует воздержаться от того, чтобы демонстрировать убитых животных обычным жителям города. Ограничивать их в правах, конечно, никто не должен, но мы же живем в культурном обществе!" По его мнению, "городские власти с мусульманскими общинами должны искать компромиссный вариант проведения праздника, чтобы он не мешал повседневной жизни города. Необходимо согласовывать места для верующих, для молитв, собраний".

Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов видит корень проблемы в нехватке мечетей: "Мусульман много, а мечетей в Москве мало. Естественно, что в большие мусульманские праздники могут возникнуть проблемы с городским транспортом. Но я считаю, что для городских властей это не настолько серьезная проблема. Ведь могут же они, когда захотят, обеспечить надлежащий порядок и во время спортивных состязаний, и при проведении каких-то массовых мероприятий. Да и сами мусульманские руководители могли бы поспособствовать поддержанию порядка". Священник считает мусульман "нормальными людьми, с которыми вполне можно обо всем договориться", но уточняет, что "приехавшие в Москву мусульмане все-таки не должны забывать, что они здесь в гостях, а не у себя дома, и проявлять уважение к москвичам, среди которых много представителей других религий и просто неверующих".

Клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках протоиерей Олег Стеняев призвал не превращать в предмет споров религиозный праздник, отмечаемый и православными тоже: "9 (22) октября по православному церковному календарю - память святого праотца Авраама, который был готов принести в жертву своего сына Исаака, но Господь, видя веру Авраама, повелел принести в жертву барашка. Именно это событие и отмечают мусульмане (с той разницей, что в мусульманской версии на месте Исаака выступает другой сын Авраама – Исмаил, - Regions.Ru). К сожалению, мы очень мало знаем друг о друге и не видим, что у нас есть и много общего в наших традициях".

Муфтий Ростовской области Джафар Бикмаев не припомнил случаев, когда бы жертвенных животных забивали на улицах: "Резать баранов на виду, тем более, у детей – это категорически запрещено исламом, кичиться этим мусульманин не имеет права. И я всегда призываю людей к тому, чтобы своими религиозными поступками никто никого не ущемлял".

"Мы когда-то терпели коммунистические праздники и не возмущались. Сейчас на Пасху для православного Крестного хода перекрывают дороги – но мы же понимаем, что это традиция. Проведение таких праздников – это не повод показать себя, продемонстрировать что-то. К примеру, Курбан-байрам – благотворительный праздник, в этот день каждый человек обязан принести в жертву животное, а мясо раздать неимущим любого вероисповедания. Ежегодно два праздника, которые у нас являются главными, вызывают возмущение. Думаю, это националисты и исламофобы пытаются таким образом в очередной раз посеять раздор между нами", - сказал муфтий.

Пресс-секретарь Совета муфтиев России Гульнур-ханум Газиева не согласна с идеей об отправке мусульман для празднования в отдаленные парки и стадионы. "Молитвы должны совершаться в мечетях", - убеждена она.

"Мы давно говорим о том, что Москва нуждается в мечетях, - напомнила представитель Совета муфтиев. - Здесь проживает около миллиона мусульман, и хотя бы 10 новых мечетей, построенные в каждом округе столицы, решили бы этот вопрос. Да, временные меры, как с выделенным павильоном в Сокольниках, возможно, помогли бы, но они не решат проблему, а только загонят ее в долгий ящик".

 Г.Газиева пояснила, что в Совете муфтиев "существует многолетняя практика, когда ритуальные жертвоприношения осуществляются за городом. Это специально отведенные места, приспособленные, соответствующие нормам СЭС. В этом году правительство Москвы издало специальный указ, касающийся праздника, о забое животных за пределами города. К примеру, то, что произошло у мечети в Отрадном в прошлом году, когда у входа на машинах продавали и резали баранов, это никем не санкционированные действия, люди хотели заработать на верующих. И вопрос о правомерности тех событий - к тем, кто пропустил фуры с животными к мечети".