Мнения парламентариев о том, где и как следует проводить мусульманские праздники

В преддверии мусульманского праздника Курбан-байрам Regions.ru опубликовал мнения российских парламентариев относительно возможности превращения празднования в "демонстрацию силы", как заявил постпред РФ при НАТО Дмитрий Рогозин. Большинство опрошенных согласились с тем, что религиозные мероприятия следует проводить только в специально отведенных для этого местах.

Председатель Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям Николай Рыжков считает, что праздничные молитвы не следует проводить в центре Москвы, чтобы не создавать неудобств горожанам. Однако он не согласен с тем, что собрания большого количества мусульман в праздники являются "демонстрацией силы": "Я бы не делал таких выводов. Они слишком опасны и чреваты межконфессиональными разногласиями". Он предположил, что мусульмане, возможно, "просто более сплоченные, чем мы, православные".

Представитель в Совете Федерации от администрации Саратовской области Владимир Гусев, соглашаясь с необходимостью выделять специальные места для мусульманских праздников, все-таки усомнился, "не станет ли это частичным ущемлением прав мусульман".

"Исламские праздники, действительно, начинают напоминать демонстрации", - заявил представитель в Совете Федерации от Курганской областной думы Сергей Лисовский, также выступающий за ограничение празднования специально отведенными местами.

Представитель в СФ от исполнительного органа госвласти Забайкальского края Бато-Жаргал Жамбалнимбуев считает скопление людей в религиозные праздники "опасным", а потому предложил проводить такие праздники "за пределами тесных городских застроек".

При этом политик оговорился, что если религиозные ритуалы проводятся вблизи жилых домов, но не нарушают общественного порядка и согласованы с администрацией, то претензий у жителей быть не должно: "Мы же живем в многонациональном, многоконфессиональном государстве, поэтому должны уважать обычаи и традиции друг друга. Правда, при этом приезжие не должны забывать о том, что они обязаны вести себя в соответствии с тем укладом, который принят в месте их пребывания".

Представитель в СФ от законодательного органа госвласти Еврейской АО Владимир Джабаров тоже разделяет идею перенесения мусульманских праздников из центра. "Все верующие никогда не собираются у того же Храма Христа Спасителя, - отметил он. Более того, властями всегда вводятся ограничения на посещения ряда православных храмов в виде приглашений, чтобы избежать давки, поскольку все понимают возможность негативных последствий, когда собирается многотысячная толпа". Проблемы же, связанные с концентрацией мусульман в центре города во время праздников, В.Джабаров связывает не с "демонстрацией силы", а с плохой организацией.

С ним солидарен председатель Комитета Госдумы по культуре Григорий Ивлиев, также объясняющий проблемы, возникающие при скоплении мусульман в центре Москвы, недостаточно умелой организацией праздников – "в силу отсутствия каких-то традиций их проведения". Как и В.Джабаров, он проводит параллель с православными праздниками, которые "проходят повсеместно и тоже собирают десятки и сотни тысяч людей": "Но эти праздники организованы, они проходят в установленных местах, в установленной форме". "Нам важно не противопоставлять одну часть населения другой, а организовать религиозную жизнь так, чтобы граждане имели возможность проводить свои культовые акции, не мешая жизни большого города", - подчеркнул Г.Ивлиев, добавив, что "об этом должны заботиться прежде всего органы муниципального управления".

Член Комитета Госдумы по охране здоровья Олег Куликов убежден, что религиозные праздники для мусульман – это повод "не только для выражения своей религиозной самоидентичности, но и для демонстрации некоей политической силы и единства". Поэтому мусульманские праздники, по его мнению, следует проводить "где-нибудь за МКАД, и уж тем более не в зонах отдыха или парковых зонах". "Всем известно, что российским традициям в корне противоречат такие обряды как публичное забивание животных, и демонстрациях таких традиций в сугубо светском многонациональном мегаполисе тоже вносит существенный вклад в напряжение межнациональных отношений", - заявил депутат.

Член Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Валерий Зубов тоже уверен, что мусульманские праздники имеют политическую подоплеку: никогда раньше мусульманские праздники в Москве "не носили такого массового характера, и вдруг это все появилось". В.Зубов признает, что мусульмане "являются такими же жителями города, как и остальные москвичи, и имеют право на то, чтобы их святыни находились не где-то в закоулках, а в более-менее респектабельных местах". Тем не менее он считает, что "религиозность подразумевает внутреннее состояние человека, его внутреннее отношение к Богу, а массовые шествия с перекрытием улиц – это уже какая-то показуха".

Как политическое действо рассматривает мусульманские праздники и член Комитета Госдумы по собственности Максим Рохмистров. "Речь идет не о том, чтобы кого-то в чем-то ущемлять, а о том, чтобы вести себя сообразно правилам поведения, принятым в соответствующем регионе", - пояснил он, добавив, что "на территории России русских все-таки 80%".

Ссылки на данную статью [1]