Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл ответил на открытое письмо Леонида Гозмана

11 мая портал "Интерфакс-религия" опубликовал ответ председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла на открытое письмо заместителя председателя политсовета СПС Леонида Гозмана.

Прежде всего митрополит Кирилл отмечает, что церковь имеет полное право участвовать в публичных дискуссиях по всем общественно значимым вопросам и давать "этическую оценку политических программ и законов", однако при этом она "никогда и нигде не заявляла претензий на монополию в этой области". "Более того, - продолжает митрополит, - соответствие какого-либо закона или политического курса нравственным нормам, в первую очередь, должно выверяться теми, кто ответственны за процесс принятия решений. Очень важно, чтобы люди, наделенные властными полномочиями, учитывали в своей работе не только сугубо прагматические аргументы, но и соображения нравственного порядка. Роль же Церкви и других религиозных организаций заключается в том, чтобы формировать нравственные принципы и развивать способность современного человека действовать на основе этих принципов. Именно поэтому, с нашей точки зрения, должны, наконец, быть выстроены полноценные отношения Церкви и общества в системе образования, социальной работы, средств массовой информации".

Глава ОВЦС отвергает упрек в том, что РПЦ отождествляет народ России и российское государство со своей паствой. По его словам, "достаточно ознакомиться с Основами социальной концепции Русской Православной Церкви, чтобы убедиться в отсутствии подобных подходов". Однако в то же время следует учитывать, что "духовная и культурная традиция абсолютного большинства народа не может игнорироваться или принижаться теми, кто по своему воспитанию или мировоззренческому выбору не отождествляет себя с этой традицией. Очень важно, чтобы все мы возрастали во взаимном уважении, а не лишали друг друга права апеллировать к своему религиозному и культурному наследию".

Соглашаясь с тем, что "субъектом определения нравственных ограничений является сам человек", митрополит Кирилл подчеркивает, что "прежде, чем делать выбор, человек должен иметь представления о нравственности. Эти представления возникают в процессе воспитания, в котором, наравне с усилиями воспитуемой личности, большую роль, особенно в детстве и молодости, играют родители, воспитатели и учителя". Причем "выбор моральных авторитетов" при этом отнюдь не всегда делается человеком самостоятельно: "Думаю, Вы согласитесь с тем, что ни Вы, ни я не выбирали своих родителей, учителей в школе и вузе, наконец, национальность и Родину. Мы родились в России, а значит, изначально связаны с ее культурой и традициями. Конечно, в зрелом возрасте люди могут отказаться, по крайней мере, от части того, что изначально дано им помимо их воли. Таким образом, общественная система является по-настоящему свободной тогда, когда она не только предоставляет личности пространство для свободного выбора, но и обеспечивает ее нравственной основой для реализации этой свободы".

Митрополит Кирилл призывает не забывать о том, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого: "Вы настаиваете на том, что в обществе могут допускаться такие явления, как гей-парады или выставки, подобные выставке "Осторожно, религия!". Вы считаете, что это "сохранит свободу". Я же полагаю, что поддержка подобных явлений разрушит свободу и посеет вражду в обществе. В демократической традиции уже давно существует принцип, согласно которому свободой пользуется тот, кто не отвергает свободы других. К сожалению, сегодня на Западе этот принцип подвергается эрозии. События в Европейском Союзе показывают, что движение в поддержку однополых союзов, опираясь на власть, стремится запретить публичное выражение несогласия с ним. Любое высказывание о том, что гомосексуализм - это грех, вызывает осуждение, порицание и даже судебные преследования.
То, что Вы заплатили штраф за устроителей выставки "Осторожно, религия!", - это дело Вашей совести. В глазах многих Вы оказали таким образом поддержку тем силам, которые разрушают институт свободы, потому что они не уважают своих сограждан. И речь в данном случае идет отнюдь не о свободе творчества. Творчество несовместимо с издевательством над уже имеющимися шедеврами. Это был не просто плевок в сторону Русской Православной Церкви, но и глумление над русской культурой, достижения которой, в том числе и иконопись, являются народным достоянием и признаются во всем мире. Кроме того, если Вы готовы защищать свободу слова и убеждений, невзирая на содержание высказываемых мнений, то как быть с неонацистскими и экстремистскими движениями, которые, если следовать Вашей логике, должны пользоваться той же свободой мысли, что и Ваша партия? Не думаю, что в обществе сохранится свобода, если со ссылкой на нее будут оскорбляться религиозные и национальные чувства".

Что же касается защиты прав меньшинств, то, по словам митрополита Кирилла, "уважение прав меньшинства не должно означать пренебрежения к правам большинства. Церковь как раз призывает к защите прав всех, независимо от того, принадлежит человек к большинству или меньшинству. Как большинство не должно подавлять меньшинство, так и меньшинство не должно претендовать на подчинение себе большинства".

Глава ОВЦС отвергает выдвинутые Л. Гозманом обвинения РПЦ в сотрудничестве с коммунистами ("Если под "сотрудничеством" Вы имеете в виду исполнение советских законов и требований власти в сфере церковно-государственных отношений, то, находясь в Советском Союзе, Церковь исполняла эти законы и предписания потому, что ее главной задачей была не борьба с режимом, а духовное попечение о людях"); в поддержке антизападных настроений ("...на сегодняшний день Русская Церковь как ни одна из находящихся на территории России религиозных или общественных организаций, включена в мегадиалог относительно судьбы европейской и общечеловеческой цивилизации, ведущийся поверх государственных границ"); в финансовых махинациях ("Что касается "сомнительной" финансовой базы Церкви, то настоятельно рекомендовал бы Вам в будущем пользоваться проверенными источниками информации, а не "желтой" прессой, публикующей ничем не доказанные обвинения").

Так же необоснованно, по его мнению, и утверждение Л. Гозмана о том, что РПЦ превращается в государственную структуру: "Приведите хоть один пример, когда законодательно или на практике Церковь стала выполнять в современной России функции государственного органа. То, что церковные деятели встречаются с представителями власти, а политики посещают церковные мероприятия, я считаю проявлением нормальных отношений между властью и крупнейшим институтом гражданского общества. Также я считаю нормальным, что власть вступает в диалог с общественными организациями, бизнесом и политическими партиями. Другое дело, и здесь я ничем помочь не могу, что кому-то не нравится тот авторитет и уважение, которыми Церковь пользуется в обществе. Могу понять таких людей, поскольку факт существования высокого авторитета Церкви без каких-либо "пиар-технологий" трудно укладывается в их представления о "нескольких процентах" православного населения в России".

В заключение митрополит Кирилл выражает готовность продолжить обсуждение всех затронутых проблем, однако не в прямом эфире, поскольку "он всегда ограничен по времени и формату, а также предполагает определенный эмоциональный фон, который отнюдь не способствует вдумчивому диалогу", а в форме семинара, круглого стола либо конференции.

15 мая Л. Гозман вновь обратился к митрополиту Кириллу. Он выразил удовлетворение тем, что глава ОВЦС нашел время для обстоятельного ответа на его письмо.

"Ваше согласие на диалог и фактическое его начало, пишет Л. Гозман, - считаю значительно более важным, чем имеющиеся различия в позициях. Убежден, что в основе нашей дискуссии будут взаимное уважение, признание права на другую точку зрения, понимание чрезвычайной важности обсуждаемых вопросов для всей нашей страны.
Вы, безусловно, правы в том, что серьезный разговор на столь важные темы возможен, скорее, в рамках "круглого стола", нежели в формате прямого эфира. Уверен, что сам факт проведения такого обсуждения будет способствовать росту взаимопонимания и терпимости в обществе.
В ближайшее время мы представим Вам наше видение того, как может быть организован такой 'круглый стол'".