Митрополит Кирилл: "...ценность свободы... православным подходом не оспаривается, но не рассматривается как единственное условие реализации достоинства человека"

30 сентября глава ОВЦС МП митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл выступил на проходившей в Санкт-Петербурге конференции "Религия в современной системе международных отношений" с докладом "Универсальное и самобытное в концепции прав человека". По его мнению, концепция прав человека - это "одна из... мощнейших положительных идей современного мира", которая, к тому же, имеет христианские корни. Проблема, однако, заключается в том, что "в течение столетий вплоть до сегодняшнего дня представления о достоинстве человека интерпретировались таким образом, что во многих пунктах эта интерпретация противоречила ее традиционно христианскому пониманию. Именно в таком порой антихристианском виде концепция прав человека реализовывалась и реализуется в политической практике".

Митр. Кирилл уверен, что это не повод для полного отказа от данной концепции. Напротив, замечает он, "тысячелетняя церковная традиция учит нас поступать по-другому с различными системами взглядов, если в них хотя бы частично присутствуют здравые идеи, близкие христианским представлениям. Церковь всегда руководствовалась принципом тщательного собирания малейших крупиц истины и правды, рассеянных в человеческом опыте познания мира".

В поисках этих "крупиц истины" глава ОВЦС выделяет "универсальное и вариативное" в концепции прав человека: "Полагаю, что универсальным в концепции прав человека является ценностный уровень. Утверждение, что достоинство человека являются важной ценностью, которая должна защищаться обществом и государством, представляет из себя значимое положение для подавляющего числа цивилизаций, в том числе для православной. Также важной является ценность свободы, которая в концепции прав человека выполняет функцию условия sine qua non реализации достоинства человека. Вариативным в концепции прав человека является понимание этих ценностей и способы реализации этого понимания. К вариативному уровню также относится стиль жизни человека, организация общественной и политической жизни в той или иной стране, воплощающие эти ценности. Наконец, на мой взгляд, к вариативному уровню концепции прав человека относится то эксклюзивное значение, которое часто придается ценности свободы в обеспечении достоинства человека. Сама ценность свободы, как было отмечено выше, православным подходом не оспаривается, но не рассматривается как единственное условие реализации достоинства человека".

Далее митрополит Кирилл прослеживает понимание свободы на Западе и в России. По его словам, "в западной традиции на долгие столетия закрепился подход, оправдывающий структурное насилие в отношении инакомыслия", что в результате "привело к сопротивлению", а поскольку "христианство ассоциировалось с Католической Церковью, идея свободы преимущественно оформлялась вне традиционного христианства и во многом как антиклерикальное и антихристианское движение. Более того, идеи прав человека кристаллизовались без какой-либо привязки к определенным нравственным нормам. В концепции прав человека можно лишь обнаружить ссылку на идею ответственности человека. Но из-за отсутствия ясно разработанных критериев определения этой ответственности, в историческом развитии тезис о ее необходимости постепенно нивелируется. В результате философия прав человека приобретает не только антихристианский, но и антинравственный характер. Особенно это становится заметным в наше время. Философия прав человека нередко используется для того, чтобы оправдать отступления от нравственных норм: культ насилия, наживы и потребления, аборты, гомосексуализм, эвтаназию и другое".

С другой стороны, "исторический опыт России свидетельствует о том, что в реализации достоинства человека православное мировоззрение указывает на важность как свободы отдельной личности, так и соборных начал общественной деятельности. Пренебрежение одной из этих ценностей приводит к разрушению общества и личности. Абсолютизация общины в ущерб свободе ведет к тоталитаризму, а абсолютизация свободы личности в ущерб соборности приводит к развалу общества и деградации личности".

Поэтому, делает вывод митрополит Кирилл, "вклад России в развитие прав человека может состоять в утверждении баланса между свободой личности и соборностью общества", во-первых, и в "привнесении нравственного начала в эту важную для современных международных отношений политико-философскую парадигму" - во-вторых. "Большинство современных обществ, в том числе на Западе, сегодня находится в плачевном состоянии, - пишет глава ОВЦС: - ослабляются социальные связи, находятся в упадке семейные ценности, фиксируется демографический спад. Это происходит потому, что во многих демократических государствах отсутствует целенаправленная поддержка нравственных норм в общественной жизни. Такое положение дел ведет к раскрепощению человеческих страстей, которые, в свою очередь, разрушают само общество. Поэтому, выстраивая систему защиты индивидуальных прав и свобод, мы не должны забывать о мерах, направленных на укрепление соборных и нравственных начал, без которых невозможна реализация личных свобод".

Ссылки на данную статью [1]