Священнослужители – за изменение Конституции и введение государственной идеологии

8 декабря 2014 года Владимир Путин на встрече с судьями Конституционного Суда упомянул о возможности изменения Конституции РФ. Депутат Законодательного собрания Петербурга отметил отсутствие «духовно-идеологического наполнения» и назвал Конституцию с «пособием по пользованию страной». 15 декабря 2014 года Regions.ru опубликовал комментарии священнослужителей к высказываниям этих двух политиков. За единственным исключением, все опрошенные выступили за изменение Конституции и введение государственной идеологии.

 

Доцент кафедры теологии Рязанского государственного университета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии протоиерей Сергий Рыбаков считает, что вопрос пересмотра Конституции «назрел». По его мнению, в 1993 году она создавалась «деятелями либерального толка» и «с помощью американцев», поэтому содержит много положений, «не соответствующих интересам нашего государства и народа».

Теперь духовно выздоравливающих граждан России отсутствие государственной идеологии и приоритет международного права перестали устраивать, поэтому можно пересмотреть эти положения. Однако сохраняющиеся в обществе «либеральные настроения» и «синдром американизма» не позволяют внести соответствующие коррективы в Конституцию в ближайшее время.

О.Сергий отмечает, что российский народ «не знает закона», поскольку «такова черта нашего национального характера». Чтобы исправить ситуацию, можно было бы преподавать основы Конституции в школах, но только после того, как в нее будут внесены изменения.

 

Клирик храма Космы и Дамиана протоиерей Александр Кузин согласен с необходимостью пересмотра Конституции и считает подлежащими изменению те же пункты: отсутствие государственной идеологии и приоритет международного права над российским. По его мнению, эти и некоторые другие положения «унижают наше достоинство как граждан суверенного государства».

Корректировке, считает священник, можно подвергнуть «вопросы национальных образований в России и вопросы конфессиональные» - «чтобы не было разночтений, которыми охотно пользуются наши «партнеры на Западе» в свою пользу, но не в нашу».

 

Клирик кафедрального собора Благовещенска иерей Святослав Шевченко «не видит ничего плохого» в изменении Конституции и тоже считает обязательным наличие государственной идеологии, чтобы защитить народ от появления ценностей, «которые могут быть нам чужды». Кроме того, он уверен, что «в условиях холодной войны, которая пока неясно чем закончится, нужно делать упор на патриотизм, духовность».

 

За изменение Конституции и установление государственной идеологии выступает и настоятель Свято-Троицкого храма Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию церкви и общества иерей Андрей Михалев. При этом необходимым священник считает «евангельской христианской идеологии». В противном случае, уверен он, все будет как в Европе, «где педерастия, педофилия и прочие пороки - в порядке вещей».  

 

Мусульманские деятели также положительно относятся к изменению основного закона. Председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил-хаджи Бердиев аргументирует свою точку зрения тем, что Конституция – «не Коран и не Библия, которые ниспосланы от Всевышнего - вот там нельзя менять ничего».

Главными положениями, которые необходимо сохранить, он считает равенство всех граждан перед законом и статус президента как гаранта Конституции: «Сейчас-то нам повезло с президентом, поэтому все смотрят на его решения, а не на Конституцию, которая во многом не соответствует нынешней обстановке».

Кроме упразднения статьи об отсутствии государственной идеологии, И.Бердиев предлагает внести такие коррективы, «чтобы статьи Конституции предотвращали развитие национализма», а также чтобы Конституция в целом больше соответствовала Священным писаниям.

По мнению председателя Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийского муфтията) Мухаммада-хаджи Рахимова, хотя в России сегодня отсутствует, система по воспитанию идеологии, «зато у нас свобода вероисповедания и свобода слова. Но они не мешают выработать четкую идеологию, соответствующую нынешнему времени».

Священнослужитель предлагает дать возможность гражданам вносить свои варианты изменения Конституции, «а специалисты могут мониторить и потом использовать наилучшие варианты».

 

Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла «Центр "Шалом"» Семен Лившиц отмечает, что если менять основной закон государства в соответствии с текущими изменениями жизни, придется делать это каждые 5-10 лет. Поэтому он предлагает «не менять, а вносить какие-то дополнения. А, допустим, когда лет за 50 произойдут кардинальные изменения, с учетом всех этих поправок можно пересмотреть некоторые статьи, не меняя при этом суть Конституции».

Как и другие комментаторы, он считает, что «идеология нужна обязательно», т.к. ее отсутствие «приводит к появлению различных сект - сатанистов и тому подобных, разрушающих личность человека, а также однополых «браков» и прочих извращений». В России, полагает С.Лившиц, «главенствующую роль может играть православие, но с учетом идеологии других традиционных религий, так как различия между ними все же есть».

 

Только клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ иерей Иван Волобуев не считает, что в Конституции нужно что-то менять: «Да, Конституция была принята давно, а сейчас изменились условия. Тогда получается, что ее надо менять регулярно? Закон должен нести в себе нормы основополагающие и независимые от внешней конъюнктуры и внешних условий, от личности президента или внешней политики».

То, что граждане России не знают ни законодательство, ни историю своей страны, по мнению священника, является «показателем уровня культуры и низкой заинтересованности».