Руслан Курбанов о религиозно-политической ситуации в Дагестане и о мерах по противодействию радикализации ислама на Северном Кавказе

Портал Религия и СМИ публикует две статьи Руслана Курбанова, посвященные проблемам взаимодействия различных исламских течений друг с другом и с государственной властью в Дагестане. Автор - ученый секретарь Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, заведующий отделом конфликтологии и информационной безопасности Центра стратегических исследований и политических технологий, канд. полит. наук - анализирует религиозно-политическую ситуацию в Дагестане, сложившуюся в результате "монополизации исламского пространства ДУМД", и предлагает "меры по профилактике радикализации ислама" в регионе.

По мнению Р. Курбанова, в условиях крайней этнической и конфессиональной неоднородности Дагестана "самой большой ошибкой" местной власти "явилось обеспечение полного политико-правового прикрытия не просто одному из трех исламских направлений, но узкой "гидатлинской" ветви накшбандийского тариката, пытающейся к тому же насадить в республике незнакомый пока даже верующим суфийского толка шазилийский тарикат. Еще больше усугубил ситуацию тот факт, что работниками сформированного "гидатлинским" тарикатом Духовного управления мусульман Дагестана (ДУМД) стали в подавляющем большинстве представители одной национальности - аварцы, причем выходцы только из двух районов - Шамильского и Гумбетовского, жестко ориентированные вдобавок на одного суфийского шейха Саида Афанди Чиркейского (Ацаева)".

Приверженцы остальных течений (других суфийских "тарикатских ветвей", школы шафиитских законников и салафийи - фундаментализма) ставят под сомнение авторитет ДУМД. Р. Курбанов выделяет следующие основные претензии к Управлению:

- отсутствие легитимности. <...> ...Нынешнее руководство ДУМД рассматривается его оппонентами как "самопровозглашенное" и "назначенное";
- нетрадиционность шазилийского тариката;
- клановость, местничество;
- нетерпимость к инакомыслию;
- меркантильность;
- некомпетентность;
- политическая ангажированность. ДУМД традиционно тяготеет к борющимся за власть аварским этнополитическим группировкам. Его традиционными сторонниками считаются некоторые видные политики республиканского масштаба, что обеспечивает мощное лоббирование интересов "чиркейской" группы.

При этом решение властей сделать ставку именно на это мусульманское течение, было, пишет Р. Курбанов, обусловлено двумя факторами:

1. В ситуации, когда Москвой перед республиканскими властями была поставлена задача по беспощадной борьбе с радикальными салафитскими джамаатами, только чиркейская группировка давала полное "обоснование" с позиций ислама правомерности действий властей по разгрому "ваххабитов". Кроме того, только эта группировка могла в короткие сроки наэлектризовать наибольшее количество верующих "антиваххабитскими" идеями и породить в обществе "антиваххабитскую истерию".
2. В ситуации, когда даргинский клан Магомедали Магомедова имел твердое намерение любой ценой оставаться у власти, следовало дать какую-то отдушину накапливающемуся недовольству аварцев. Аварцы, как самый крупный этнос Дагестана были на тот момент предельно озлоблены столь долгим пребыванием у власти даргинцев. Передача в рамках ДУМД всей духовной власти аварцам могла отчасти погасить аварские претензии на власть светскую.

Но эта политика, продолжает автор, оказалась несостоятельной, так как: "Во-первых, она противоречит положению об отделении и равноудалении различных ветвей церкви от государства.
Во-вторых, адепты "гидатлинского" тариката не обладают достаточным уровнем подготовки для идеологического противодействия салафийи.
В-третьих, подобной фокусировкой государства на одном направлении внутри тариката были "оставлены за бортом" другие конструктивные направления и общины.
В-четвертых, Духовное управление, почувствовав поддержку государства, принялось за подавление всех своих идеологических противников и породило отторжение от своей политики не только верующих, но и научной и творческой элиты республики.
В-пятых, тесное сотрудничество Духовного управления с правоохранительными органами полностью дискредитировало эту структуру в глазах многих молодых мусульман".

Что касается проблемы радикализации ислама, то Р. Курбанов уверен: выходом может быть только диалог властей с представителями умеренного крыла салафитского движения, ведь "силового решения проблемы распространения салафийи в регионе не существует, так как она, будучи представленной на уровне альтернативной реформистской идеи, в условиях тяжелой социально-экономической и политической обстановки, при дальнейшем росте религиозного самосознания и сохраняющейся религиозной безграмотности населения всегда будет находить себе приверженцев".

Предпосылками для налаживания такого диалога, по мнению автора, являются:

- равноудаление официальной власти от духовных структур и лидеров, как салафитских и тарикатских, так и различных группировок и лидеров внутри тариката. <...>

- должно быть проведено четкое разделение радикальной и умеренной салафийи. Разница между двумя этими направлениями должна быть доведена, как до сведения государственных деятелей и представителей правоохранительных органов, так и до сознания большинства населения. <...>

- легитимация умеренной салафийи, как неполитизированного направления в исламе и перевод решения противоречий между салафией и тарикатом, а также между салафией и светской властью в плоскость идейных и богослословских дискуссий, что будет способствовать снятию накапливающегося потенциала радикализации всего спектра салафитских движений и предотвращению их выхода на ультрарадикальные позиции борьбы за собственное выживание. Этот шаг также предотвратит неминуемое в будущем формирование более организованной и мощной подпольной салафитской идейно-политической оппозиции тарикату и официальным властям с возможным выделением ультрарадикального боевого крыла;

- <...> Учитывая дискредитацию и делегитимацию аварского ДУМД, необходима срочная интернационализация этой духовной структуры и формирование внутри нее Совета или Комиссии, в которую должны войти представители всех исламских направлений республики. Подобная схема участия в управлении республикой всех национальностей через коллективный орган - Государственный Совет в течение длительного времени позволяла сохранить этнополитическую стабильность в республике.

Комментарий: В том же духе высказался в интервью порталу Религия и СМИ зам. директора Центра системных региональных исследований и прогнозирования ИППК при РГУ и ИСПИ РАН, доктор философ. наук И.П. Добаев: "Когда властями напрочь отвергаются самые скромные требования даже в минимальной степени оппозиционно настроенных людей. А когда власти разгоняют, громят структуры умеренных радикалов, их место занимают ультрарадикалы. Когда уже идет разрастание ультрарадикальных взглядов, остается только одно - вести с ними ожесточенную борьбу - силовую и административную. В этом случае "достается" и умеренным, что радикализует и их, тем самым создается почва для активного сопротивления. Тем более на фоне бедности огромного числа жителей региона. <...>
"Ваххабиты" действуют по принципу представителей тоталитарных сект в христианстве. И эта разница - индивидуальный подход к каждому верующему! - делает следующее: в условиях стагнации и деградации общества они выглядят более привлекательно. Вмешательство в эти процессы силовых структур зачастую к добру не приводит. После 1999 года многие республики приняли законы "О ваххабизме". И кому поручили работу с радикалами, например, в Дагестане? Ну, конечно, Духовному управлению мусульман! А те в "ваххабиты" записали всех тех, кого посчитали оппонентами. Представьте, вас бьют за то, к чему вы отношение не имеете. Словом, ошибок наделано!..."

См. также:
"Кавказ действительно уходит": События в Дагестане показывают, что без посторонней помощи Москва уже не справится с ситуацией в регионе, считают некоторые эксперты: Опрос провели Ия Ферапонтова, Кира Латухина, Ирина Романчева, Иван Родин // Независимая газета. 2005. 7 февраля.
МОНИТОРИНГ СМИ: Георгий Энгельгардт: Мы имеем дело с "идейными янычарами" // Портал-Кредо.ру. 2005. 24 февраля. (Со ссылкой на ЮФО.ру)
Ссылки на данную статью [1]