Евгений Сатановский: "...единственное действенное средство - это уничтожение террористов до того, как они смогут наносить удары"

Президент Института изучения Израиля и Ближнего Востока, президент Российского еврейского конгресса Евгений Сатановский рассуждает о том, каким образом Россия должна противостоять террористической угрозе. По его мнению, для успеха жизненно важны три компонента антитеррористической стратегии: "осознание происходящего, готовность к действиям и умение реагировать "по ситуации"".

Прежде всего, пишет Е. Сатановский, "необходимо констатировать: современный терроризм - это надолго. Скорее на десятилетия, чем на годы. С таким злом нужно уметь жить, воспринимая его так же, как, скажем, эпидемии или проблемы на дорогах". При этом нужно четко понимать, что речь идет о противостоянии "зеленому интернационалу": "Политически корректные слова о том, что терроризм не имеет национальности и вероисповедания, хороши как призыв остановить национально-религиозную паранойю, но неверны по сути. На территории России действуют отнюдь не баскская ЭТА, не ирландская ИРА, не "маоистско-троцкистские" партизаны из стран Юго-Восточной Азии или Латинской Америки, не итальянские "Красные бригады", не японская секта "Аум Синрикё". Боевики и смертники-"шахиды", уничтожающие гражданское население нашей страны, имеют прямое отношение к "зеленому Интернационалу". Это неформальное военно-политическое объединение осуществляет передел власти в исламском мире, стремится оказывать воздействие на мусульман вне его границ и максимально расширить свое влияние, проводя агрессивную религиозно-идеологическую, политическую и территориальную экспансию".

Второй компонент - "готовность к действиям". Ясно, что именно мусульмане являются главной мишенью террористов: "Согласно логике руководителей и участников террористической войны против России, во имя победы неосалафитского учения, известного как ваххабизм, российские мусульмане, включая местных лидеров, духовных авторитетов и гражданское население, должны либо подчиниться его догматам, либо быть уничтожены. Как следствие, они являются объектом первоочередной атаки исламистов". А потому именно они "могут составить "передний край" действенной обороны России против террористической опасности, включая систему предупреждения терактов".

При этом "вопрос вопросов - как предотвратить замещение традиционных исламских институтов России ваххабитскими структурами, не превратив ограничения по отношению к ним и их деятельности в борьбу с исламом". В данном случае, подчеркивает Е. Сатановский, нужно понимать, что для террористов "лояльность к любому государству, не живущему по законам шариата, противоречит членству в исламской умме", т.е., например, "чеченское государство, не живущее по законам шариата в салафитской интерпретации, нелегитимно для исламистского сообщества". А потому - "политический диалог с лидерами чеченских сепаратистов может быть инструментом решения тактических задач, но не решает проблему терроризма, поскольку чеченские политики для "зеленого Интернационала" - это лишь временные союзники".

Кроме того, "готовность к действиям" предполагает также консолидацию усилий на всех уровнях как внутри страны, так и за ее пределами. Это, в частности, означает необходимость отказа от "двойных стандартов" в отношении сепаратистов: "Международные организации превратились в инструмент борьбы Третьего мира, в значительной мере контролируемого исламистами, против "золотого миллиарда". Либеральная интеллигенция защищает права угнетенных, не замечая, что борьба "благородных повстанцев" переросла в уничтожение мирного населения вооруженными бандами, а под знаменами "мультикультурализма" выступают религиозные фанатики".

Недооценка террористической опасности, "заигрывание" с экстремистами, уверен Е. Сатановский, чреваты поражением, так как террористы воспринимают стремление к диалогу как проявление слабости: "Диалог России с Организацией Исламская конференция и аналогичными структурами никак не способствует разрешению проблемы. В глазах исламистов он лишь подтверждают нелегитимность этих объединений, поощряя террор, а не останавливая его. Страна, заигрывающая с исламским миром исключительно в силу своей слабости и неспособности оказать действенное сопротивление, демонстрирует, с точки зрения самого этого мира, слабость.
Копируя штампы мирового сообщества о терроризме как "оружии бедных", либералы считают причиной войны в Чечне исключительно экономическое состояние республики и полагают необходимым условием защиты прав местного населения прекращение любых военных действий против боевиков. Такой пацифизм похвален, но теории не имеют отношения к действительности: террор - инструмент перераспределения власти, который используют образованные выходцы из среднего класса. Перераспределение экономической помощи в пользу "бродячих бандитов" (реалия не только Судана, Алжира или Палестины, но и Чечни), так же как любое перемирие - худна, - используется ими исключительно для отдыха и перегруппировки сил перед возобновлением боев".

Наконец, третий компонент - "умение реагировать "по ситуации"": "В отличие от небольшого по занимаемой площади Израиля, в России система противостояния терроризму не может быть унифицирована по всей территории страны. Мегаполисы, крупные промышленные центры, малые города, населенные пункты, расположенные в сельской местности, отдельно стоящие объекты спецназначения нуждаются в приспособленных к местным условиям планах противодействия террористам-смертникам или группам боевиков, которые по своему оснащению и подготовке зачастую не уступают спецподразделениям. Следует учитывать также состояние инфраструктуры, климатические условия по временам года, национальную специфику, близость к зонам боевых действий".

"Возможно, главным, что поможет России найти механизмы действенной борьбы с исламистским террором, - заключает Е. Сатановский, - является осознание самой его природы. Исламисты не ждут уступок от Российской Федерации, как и от всех прочих государств, против которых воюют. Они просто хотят уничтожить страну и ее жителей: атеистов и верующих, мусульман и немусульман. Исламисты не считают всех их людьми и готовы пожертвовать своими жизнями и жизнями близких во имя победы в новом джихаде, неизмеримо превосходящем бессмысленной жестокостью джихад времен Пророка. В борьбе с таким противником компромиссы бессмысленны, и единственное действенное средство - это уничтожение террористов до того, как они смогут наносить удары. Создание механизма, позволяющего это делать, будет означать победу".