Православный публицист Анатолий Артемов: в борьбе с "радикальным исламом" "политкорректные теории и призывы не имеют практической ценности"

В "Церковном вестнике" (N 23 (276)) опубликована статья православного публициста Анатолия Артемова "Радикальный ислам". По мнению автора, для борьбы с этим явлением российскими властями избрана абсолютно неэффективная тактика, исходящая из того, "что радикалы в исламской среде — это темные и необразованные личности, которых можно легко переубедить с помощью грамотно подобранных цитат из Корана, хадисов и речей авторитетных мусульманских лидеров", и "что терроризм с исламским лицом есть следствие чисто экономических и социальных причин, которые и надо устранять путем повышения уровня жизни в мусульманских республиках Северного Кавказа, а в перспективе — и во всем исламском мире". "Последователи ваххабизма, - пишет А. Артемов, - создали себе по-своему стройную и даже внутренне непротиворечивую идеологию, в связи с чем их надо не переубеждать, а лечить, причем желательно — шоковой терапией. Любые призывы жить дружно, не подкрепленные спецоперациями и точечными бомбометаниями, ничего, кроме смеха, у них не вызывают".

По словам А. Артемова, "единственным аргументом против ваххабитов остается утверждение об их нетрадиционности для России, однако следует признать, что традиционность — понятие относительное и жестко привязанное к конкретной территории". "Между тем, - продолжает он, - у большинства россиян возникает немало вопросов. Если ислам такая же мирная религия, как христианство, то почему подавляющее большинство террористических организаций ассоциируют себя именно с ним? Если террористы не имеют национальности и вероисповедания, то почему их увещевают мусульманские духовные лидеры и чеченские старейшины, а не вожаки космополитов-безбожников? Почему можно ставить законодательный барьер фашистской пропаганде, а куда как более опасной ваххабитской — нельзя? Почему чеченские "шахиды" и "шахидки" — это одурманенные наркотиками бандиты, а их палестинские коллеги — истинные борцы за независимость, шахиды без кавычек?"

А. Артемов полагает, что "внятных ответов на эти вопросы нет. Политкорректные теории и призывы не имеют практической ценности, что хорошо понимают и сами их создатели. С другой стороны, складывается впечатление, что права человека и особенности внешней политики России не располагают к разработке более эффективных методик". Вопрос о том, не должна ли Россия последовать в данном случае примеру США, которые просто разделили мусульман на "дружественных" и "недружественных", А. Артемов обещает рассмотреть в следующей статье.