Протоиерей Максим Хижий: "...православному духовенству для завоевания авторитета невозможно опираться лишь на "внутренние" ценности"

Протоиерей Максим Хижий в "Ежедневном журнале" рассуждает о трудностях диалога Церкви и общества.

Он отмечает, что россияне все чащу выражают недовольство по отношению к православному духовенству (прежде всего - столичному, поскольку "к провинциальному клиру молва пока снисходительна из-за его "страшной близости" к народу"). При этом Церковь нередко оказывается в тени государства, воспринимается "как всего лишь "духовное" приложение к чужим планам".

Готовность священников идти на сотрудничество с властью, пишет Максим Хижий, нельзя объяснить одним лишь стремлением добиться для себя привилегий: "Я, положа руку на сердце, не спешил бы поголовно обвинять наш клир в корысти. Посмотрите на нашу жизнь глазами русского священника. В отличие от всех других граждан советского общества священник всегда был неполноправным маргиналом в СССР. А тут впервые почти за 90 лет в России государственная власть не ставит своей задачей уничтожение Церкви! До первого и второго президента РФ со времен последнего русского царя не было в стране правителей, открыто заявлявших о своем православии. Можно сколько угодно острить на эту тему (не молитвенники, а "подсвечники"), но для тех, кто пережил советскую власть, один этот факт кажется величайшим событием, если не чудом. Вот почему, при всей неоднозначной оценке деяний Бориса Ельцина в православной среде, его погребение по чину русских императорских особ (что многим показалось неуместным) было воспринято не просто как акт неуклюжего сервилизма перед светскими властями".

Важным фактором, влияющим на отношения Церкви и светского общества, является, с точки зрения автора, различное понимание "духовного авторитета": если "в Православной церкви принято уважать иерархию, духовный сан, не связывая благодатность духовных особ непосредственно с выдающимися личными качествами", то светское общество "чтит не сан иерарха или священника, а исключительно личные качества духовного лидера".

Поэтому, продолжает Максим Хижий, "в поликонфессиональной, этнически пестрой и в большой степени секулярной стране православному духовенству для завоевания авторитета невозможно опираться лишь на "внутренние" ценности".

И учитывая неизбежность размежевания по некоторым вопросам (в первую очередь - в сфере нравственных ценностей), несмотря на такой мощный ресурс, как близость к власти, Церкви необходимо искать адекватные нынешней ситуации способы взаимодействия со светским обществом: "В эпоху "новой симфонии" Церкви и государства совершенно очевидно, что у "ритуального" христианства будет некоторая стабильность, но с претензиями на идейное лидерство и "всероссийский" масштаб влияния надо быть осторожнее. Духовное руководство не может опираться только на "иерархическое сознание" воцерковленного меньшинства, большинство потребует от претендентов незаурядных личных качеств и продуманной, своевременной реакции на все значимые события в стране и мире, диалога со всеми социальными силами (в том числе и оппозиционными Церкви). Необходимо вернуться из "ритуального поля" в общественную жизнь, но надо осознать простую истину — императивные интонации современное общество не поймет и не примет".