Игумен Петр (Мещеринов): "Коль скоро мы действительно хотим сотрудничать с властью на благо наших соотечественников... мы должны не укорять чиновников, а посмотреть на себя со стороны..."

"Церковный вестник" публикует статью игумена Петра Мещеринова "Быть понятным", которая посвящена проблеме налаживания эффективного взаимодействия между государством и РПЦ.

"И Церковь, и государство, - отмечает автор,- солидарны в том, что для полноты общественного блага важен опыт Церкви. Но чиновники контактируют в основном с представителями духовенства. Являясь непосредственным участником современной церковной жизни, я пришел к выводу, что опыт Церкви часто подменяется опытом тех или иных конкретных священнослужителей — а это далеко не одно и то же".

Клирики нередко забывают о том, что само по себе наличие сана не делает их экспертами по всем вопросам и не должно автоматически обеспечивать им почет и уважение окружающих: "Духовенство (я не говорю, разумеется, обо всех клириках, но даже некоторых представителей нашего сословия хватает, чтобы о нас складывалось нижеследующее впечатление) живет в совершенно особых условиях. Рукоположение переносит человека в весьма специфическую сферу самооценки и отношений с миром. Мы привыкли быть "над" людьми, "сверху": нам должны благоговейно внимать, целовать ручку; в сообществе людей мы всегда первые. Мы можем изрекать все, что нам придет в голову ("от ветра головы своея", по словам Святейшего Патриарха Алексия), и люди будут поддакивать нам и потом говорить с придыханием: "Так батюшка сказал!" Нередко мы думаем, что духовный сан делает нас компетентными абсолютно во всем, и считаем себя вправе с уверенностью судить даже о тех вещах, о которых мы не имеем ни малейшего представления. Мы начинаем злоупотреблять в разговорах особой лексикой: "благословляю", "не благословляю", "за послушание", "смиряйся" и проч. Мы говорим всем (кроме начальства, разумеется) "ты" — в том числе и людям, которые намного старше нас. Мы искренне считаем, что все обязаны почитать нас, и привыкаем к беспрекословному подчинению нашим словам и распоряжениям. От всего этого многие из нас распускаются, начинают манипулировать людьми, считать, что наша паства обязана нам — в немалой степени — и материально... Все это происходит в нашей весьма узкой церковной среде и становится возможным потому, что многие церковные люди переносят (а мы, бывает, их так и воспитываем) смирение перед достоинством Церкви и почтение к священническому сану лично на носителей сана, на нас — независимо от нашего нравственного состояния".

Однако, продолжает игумен Петр, "в наше время недостаточно просто принадлежать к Православию и только лишь на этом основании что-то требовать от других. Сегодня нужно делами доказывать достоинство своего исповедания и соответствовать ему. Коль скоро мы действительно хотим сотрудничать с властью на благо наших соотечественников, а не просто "выбить деньги", выгнать протестантов или решить свои узко-партийные проблемы, мы должны не укорять чиновников, а посмотреть на себя со стороны и постараться сначала сделаться просто адекватными людьми, четко осознавая пределы своей компетенции, затем — являть христианское учение в себе самих, быть образцом порядочности и культуры, и только потом — и только если это будет уместно — апеллировать к "духовности": цитировать Библию, призывать к жертвенности и определять для людей, что грех, а что не грех..."

Второе серьезное препятствие для плодотворного сотрудничества государства и РПЦ, полагает автор статьи, это отсутствие у Церкви четких социальных программ: "...мы совершенно справедливо заявляем, что в определенных социальных сферах опыт Церкви незаменим. Но в данный момент у нас нет сколько-нибудь значимых общецерковных системных разработок, которые позволили бы успешно приложить этот опыт к реалиям сегодняшнего дня. В силу этого все наши благие желания и порывы не идут дальше деклараций или, в лучшем случае, каких-то частных одномоментных акций.
Декларации же, не подкрепленные продуманными четкими и ясными планами с соответствующими для их выполнения средствами, чреваты двумя опасными вещами".

При этом, как подчеркивает игумен Петр, "системная деятельность" отсутствует пока даже в самой Церкви: "Недавно я перечитывал материалы Архиерейского Собора 2000 года. Святейший Патриарх Алексий говорил о необходимости создания литургической комиссии, об упорядочении богослужения, о том, что молодежная и катехизаторская работа должна быть приоритетной... На исходе уже 2005 год — а воз и ныне там. Соответствующие церковные структуры работают более чем недостаточно. Я говорю об этом без всякого осуждения: понятно, что нет сил, нет средств, нет кадров... Но это видят и люди внешние, и чиновники, которые вполне закономерно удивляются: как это так, требуют от нас, чтобы их всюду "пустили", говорят, что они решат все наши проблемы, — а у самих, в их собственном, так сказать, доме, "конь не валялся"?
Завоевать авторитет и уважение и реально влиять на общество мы можем только реализуя себя как Православную Церковь во всем богатстве ее духовной и социальной жизни, — а это невозможно без решения вышеназванных церковных проблем. Если мы не начнем их решать, то скоро наши намерения не будут никем восприниматься, потому что они останутся на уровне уже изрядно надоевших всем слов, но не реальных дел".

"...Из вышесказанного совершенно не следует, - отмечает автор в заключение, - что я "против" сотрудничества государства и Церкви или что его нужно отсрочить на неопределенное "потом", когда у нас внутри Церкви все "засверкает". Я хочу лишь, чтобы в этом сотрудничестве Церковь выступала достойной самой себя, чтобы мы, ее члены, а особенно пастыри, не бросали на нее тень, и чтобы сотрудничество это строилось на основе взаимного уважения, компетентности и профессионализма, а не одностороннего клерикализма и безответственности".