Священнослужители – о связи между религиозными и политическими убеждениями

18 ноября 2015 года Regions.ru опубликовал подборку мнений священнослужителей о связи между религиозными и политическими убеждениями и о том, должен ли священнослужитель быть сторонником монархии.

 

Клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве протоиерей Андрей Спиридонов считает, что исторически «монархия оптимальна для христианина», и сожалеет, что «в наше время классический образ монархического правления уже сто лет как сошел «на нет» в Европе и России, поэтому о монархии мы рассуждаем чисто теоретически».

И все-таки монархия, по мнению священника, для христианина более подходящая форма правления, «чем какая-нибудь демократия, которая декларирует ценность только земных институтов и земной власти, а вечными нравственными ценностями пренебрегает».

 

Настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области и директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков тоже уверен, что «религиозные и политические убеждения не могут не находиться во взаимосвязи», и «разговоры о монархии нужно было начинать давно»: «Нам нужно говорить о том, какое управление нашей страной для нас идеальное в соответствии с целями и перспективами, которые страна себе обозначила. И если верующие говорят о таких перспективах более свободно, а о целях - более осознанно, - вполне возможно, они считают монархию наикратчайшим путем к ним».

 

Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ иерей Иван Воробьев тоже считает, что существует «определенная взаимосвязь политических взглядов и религиозных», а «приверженность монархическим взглядам для православных естественна и более близка», что объясняется «историческими реалиями»:

«Мы знаем, что при монархии в России православная вера была господствующей, а с крахом монархии пришла безбожная власть. И мы знаем, что всяческая демократия, которую пытаются сейчас строить, себя позиционирует как независимая от веры система – но очень часто, к сожалению, демократия как раз навязывает совершенно не близкие православному человеку принципы».   

При этом священник признает, что православные - «очень разные», и «здравые люди понимают, что восстанавливать монархию в XXI веке не актуально».

 

Настоятель Воскресенской церкви д. Васильевское Рузского р-на иерей Игорь Шумилов убежден, что политика «строится на лукавстве, обмане. В религии всему этому нет места».

«На небе царство, да, - но это Царство Бога, это теократия (в прямом смысле: «власть Божья», а не власть религиозных деятелей). Вот я за такую теократию: думаю, это для верующего лучше всего», - признался священник, но напомнил слова патриарха Тихона, что «Церковь не связывает себя ни с каким образом правления»

 

С ним согласен главный редактор официального сайта Ставропольской и Невинномысской епархии иерей Антоний Скрынников. По его мнению, «спасение души человека не связано с его политическими ожиданиями»
«Церковь не ставит своей задачей формирование у человека "правильных" политических взглядов, вкусовых предпочтений, предпочтений в экономических теориях. Кроме того, было бы странным, если бы мы требовали от православных уроженцев, скажем, Америки, Канады или Голландии быть монархистами», - считает он.

 

Благочинный Адамовского округа Орской епархии, руководитель отдела по взаимодействию с лечебными учреждениями Орской епархии иерей Вячеслав Кочкин уверен, что «все попытки связать православное вероисповедание с какими бы то ни было политическими течениями напрасны»:

«Если религия становится служанкой каких-то государственных или политических интересов, это обязательно выливается в тот или иной вид экстремизма. За примерами далеко ходить не нужно - у нас есть ИГИЛ, который считает себя мусульманским государством, но все здравомыслящие мусульмане «открещиваются» от него. 
Поэтому заявлять, что православный обязательно будет монархистом или либералом, конечно, неправильно»
.

 

Заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, иерей Филипп Ильяшенко напомнил, что «цель жизни христианина - Царствие небесное, где едва ли будет монархия или демократия», и «не случайно Священные соборы, начиная от Поместных и кончая Вселенскими, неоднократно свидетельствовали: Церковь находится вне политики и не может заниматься ею».

При этом священника удивляет, когда «свою приверженность к православию отстаивают представители политических сил и организаций, занимавшихся богоборчеством, репрессиями духовенства. По крайней мере, до тех пор, пока эти репрессии и антирелигиозные компании не осудят наследники тех, кто их проводил».

К другим политическим течениям, не совместимым с христианскими ценностями, о. Филипп относит силы, связанные «с сообществами извращенцев»: «Эти люди, увы, совсем не толерантны, не снисходительны и агрессивны до крайности в навязывании своих мировоззрений и «этических норм». Мы видим, что добившись легализации своих «браков», права на усыновление детей (что нарушает права самого ребенка на нормальную семью, где есть отец и мать), они борются за снижение возраста согласия и легализацию инцеста. Это просто сатанизм».

 

Председатель Российской ассоциации исламского согласия (Всероссийский муфтият) Мухаммад Рахимов считает, что возрождать монархию «нецелесообразно»: «Вот если будет лидер подобный Путину, я еще понимаю».

Священнослужитель отмечает, что верующие «вольны отдавать предпочтения тем или иным политическим взглядам», но «духовные деятели вне политики или выше ее, они не могут быть внутри политики»: «Я против того, чтобы духовные деятели участвовали в политической жизни».

 

Имам Тульской области Ришат Давыдов убежден, что «религия и политика все равно вместе, хотя по закону религия отделена от государства. Есть в этом польза для религии, а есть и вред».

В качестве такого вреда он упоминает «политическую провокацию» «Pussy Riot» или попытки оппозиционных партий заручиться поддержкой религиозных организаций. Однако «религия проповедует вечные ценности, а не выступает игроком в грязных политических играх и провокациях», - убежден имам.  

 

По мнению председателя Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений России раввина Зиновия Когана, религиозные организации «нейтральны в политических взглядах» и поддерживают действующую Конституцию, «как и все граждане – что верующие, что неверующие»

Поскольку «каждый прихожанин - активный гражданин страны», политические взгляды у верующих могут быть разными. З.Коган допускает, что и «сторонники царской монархии могли бы занять определенную нишу в нашем обществе». Однако в целом «путь у нас один: совершенствовать законы и укреплять Россию».

 

Председатель Местной еврейской религиозной организации ортодоксального иудаизма города Орла "Центр «Шалом»" Семен Лившиц напомнил, что «евреи поддерживают власть страны, на территории которой проживают – такое решение было принято еще в средние века. Если там установлен монархический строй, значит, его. Причем не просто поддерживают, но, если надо, и воюют на стороне своей страны».

При этом он уточнил, что не знает никого из российских раввинов, кто сегодня поддерживал бы монархию, и надеется, что в обозримом будущем действующая Конституция «останется неизменной».