Футбол с "Мертвой головой"

Грядет чемпионат мира по футболу, и страсти вокруг этого события все больше накаляются. Вот только накаляются они не так, как хотелось бы, и обращены не к тем, к кому хотелось бы.

Поскольку проблему расизма в футболе и околофутболе обойти совершенно невозможно,  под флагом борьбы с этим явлением проводятся всякого разного рода мероприятия. Никто не считает правильным оставаться в стороне. Вот недавно совместный семинар на тему противостояния дискриминации на футболе провели ООН, РФС и Минспорта. Туда-то меня и пригласили – выступить и рассказать о проявлениях расизма, которые зафиксировал наш мониторинг в течение двух футбольных сезонов 2012-2014 гг., собранных в совместный с сетью FARE (Федерация против расизма в футболе) доклад.

Первым делом я засомневалась: так ли необходимо принимать участие в семинаре вместе с важными и статусными российскими чиновниками? Ведь за год до этого презентация результатов нашего мониторинга перед футбольными чиновниками в Питере, вызвала резкий взрыв негодования, а выход английской версии нашего доклада ознаменовался  явственным бурлением в спортивных СМИ: нас обвинили в клевете на наше спортивное все и в том, что мы не разбираемся в теме. Однако после некоторых раздумий я согласилась: ООН все-таки.

С самого начала неприятно поразило, что на семинар не пустили никого из журналистов, кроме двух тассовцев. Остальные представители прессы были вынуждены или вызывать интересующих их докладчиков из зала в фойе, или ждать конца семинара, после чего была обещана пятнадцатиминутная пресс-конференция.

Началось мероприятие с приветствия министра спорта России Виталия Мутко, который совершенно правильно подчеркнул недопустимость любых проявлений расизма на футболе, и выступления руководителя антидискриминационного отдела Управления Верховного комиссара ООН по правам человека Юрия Бойченко, который процитировал высказывание Владимира Путина о недопустимости межнациональной розни и многонациональном российском государстве.

А следом на трибуну поднялся представитель РФС и заявил: расизма в российском футболе нет, и не предвидится, а есть лишь отдельные немногочисленные проявления... Сразу после этих слов стало ясно, что мое выступление станет большой ложкой дегтя. (Скромно замечу, что, по нашим подсчетам, таких «отдельных проявлений» – около сотни  за два футбольных сезона; и это данные лишь из открытых источников, и только предварительный мониторинг.)

В отличие от семинара в Петербурге, где меня  пытались перекричать особо ретивые возмущенные деятели РФС, нынешняя презентация прошла при практически полном молчании. Единственную реплику по ходу доклада подал министр спорта. Увидев на экране футболиста и тренера ФК «Спартак» Андрея Тихонова, умудрившегося сфотографироваться рядом с победительницей конкурса «Мисс “Спартак” 2012» Анной Куликовой, одетой в футболку «White Power», В. Мутко с чувством произнес: «Он, наверное, просто по-английски читать не умеет».

Зато как только доклад завершился, слово взял возмущенный представитель МИДа. Он обвинил меня в клевете на весь российский (чуть не написала «советский») народ, который я (и Левада-центр) заподозрили в ксенофобии. Аргументировал это представитель министерства тем, что у него лично много знакомых разных национальностей, все дружат между собой и никакой ксенофобии среди этих людей нет. Чиновнику из МИДа не понравилась и рекомендация FARE о необходимости поддержки представителей неевропейских стран или представителей ЛГБТ-сообщества, то есть членов групп, потенциально уязвимых для нападений. «Почему это мы должны поддерживать меньшинства? Ведь демократия – это власть большинства!» – вопрошал обиженный мидовец. И вообще, расизм для российского футбола – сейчас не главная проблема, сказал он. В Лондоне на матчах, мол, бывает еще хуже. Впрочем, ответов на свои риторические вопросы человек из МИДа дожидаться не стал и практически сразу же покинул зал. Вместе с изрядной толпой прочих чиновников.

Не меньше представителя министерства обиделся на нас с FARE и руководитель отдела по работе с болельщиками ПФК ЦСКА Иван Уланов. «Мы много лет носили на матчи баннер с Totenkopf (мертвая голова – символ одноименной дивизии СС – Н.Ю.), а теперь выясняется, что нельзя», – удивлялся он и сурово спрашивал: «А чем имперский флаг не угодил, ведь под ним одерживал победы генерал Ермолов?». Но это тоже, как выяснилось, был риторический вопрос, потому что реплику, что под этим же флагом много лет проходят и «русские марши», он успешно проигнорировал.

Несколько разрядил обстановку представитель ЮАР – соратник Нельсона Манделы. Он рассказал собравшимся о своих визитах в Советский Союз, где не было никакого расизма, и посоветовал перенимать традиции СССР. «Лично у меня никаких претензий к вашей стране нет, ведь Россия никогда не нападала на Африку», – заключил борец за свободу.

На этом пленарная часть была закончена, и начались выступления звезд вроде главного тренера сборной России Фабио Капелло и представителей иностранных общественных организаций.

Завершился семинар выступлением первого заместителя министра внутренних дел РФ Александра Горового, который довольно прозрачно намекнул на происки вредите… то есть «агентов»: «Некоторые организации, – сказал он, – пытаются использовать просчеты РФС и Минспорта для того, чтобы вредить России, но мы этого не допустим».

В общем, все это наводит на весьма печальные мысли. Если у нас в стране царит дружба народов – зачем рисовать бананы и ухать темнокожим игрокам? Если футбольные фанаты так аполитичны, как пытаются доказать руководители клубов, то зачем им поддерживать любимую команду нацистскими свастиками и коловратами?

Наш доклад освещает очень небольшую часть проявлений расизма в футболе – лишь то, что выплескивается на поверхность. Что на самом деле происходит внутри фанатского «движа» и насколько тесно он связан с радикальными ультраправыми, мы можем лишь догадываться. Но похоже, что этого не знаем не только мы, но и руководители футбольных клубов. А чиновники рангом повыше просто не хотят этого знать и отмахиваются от проблемы. Однако беда в том, что до бесконечности отмахиваться от всех этих проблем невозможно. Иначе может рвануть в самом неожиданном месте – скажем, как на Манежной площади в Москве в 2010 году.


Сокращенная версия была опубликована на сайте Грани.ру 15 июня 2015 года.