Серийные нападения на граждан Демократической Республики Конго в московском районе «Бутово»

В Комитет «Гражданское содействие» поступило несколько сообщений о нападении в Москве и Московской области на граждан Демократической Республики Конго (ДРК). Речь идет о нападениях в феврале, апреле, мае, ноябре и августе 2012 года, марте 2013 года. Все нападения географически привязаны к маршруту следования электрички по Курскому направлению. В результате мониторинга по проекту помощи жертвам нападения на почве ненависти выяснилось, что последнее время по этому направлению часто происходят избиения темнокожих иностранцев.

Эксперт информационно-аналитического центра «Сова» Наталья Юдина дала Комитету «Гражданское содействие» развернутый комментарий о нападениях в Бутово:

«За последний год  увеличилось количество ксенофобно мотивированных нападений на темнокожих, среди которых, в основном, известность получили случаи нападений на уроженцев Конго в Юго-Западном административном округе Москвы и ближайших окрестностях.  Избивают африканцев в Бутово, а также в Подольске и Щербинке, куда через то же Бутово следуют электрички с Курского вокзала.

Все эти нападения удивительно похожи. Обидчики – группа из двух-трех молодых людей, примерно одного возраста, одетых в темное, иногда с капюшонами на голове. Все нападения сопровождаются выкриками про «обезьян» и «черных». В большинстве случаев нападаюшие не брезгуют и грабежом. Не исключено, что к ряду случаев причастны одни и те же люди. Из общей картины несколько выбивается лишь «белый вагон», который устроили  футбольные фанаты в электричке 2 мая 2012 года, когда агрессивные болельщики прошли рейдом по вагону и, помимо гражданина Конго, избили еще и уроженцев Кавказа. Впрочем, проявления расизма среди фанатов уже стали привычными. Ультраправые болельщики регулярно скандируют расистские кричалки, бросают бананы и кожуру на поле, пишут оскорбительные надписи около раздевалок темнокожих игроков.

Что же может быть причиной того, что нападения происходят именно на этом направлении? Вероятно, это происходит потому, что именно в этом направлении сконцентрировано много темнокожих. Отчасти это объясняется близостью Российского университета дружбы народов (РУДН), где учится около 2 тысяч студентов из Африки, и вокруг которого собирается много темнокожих. Некоторые студенты не возвращаются домой после обучения, остаются в Москве, зачастую на нелегальном положении. А снять жилье на юго-западе столицы куда дешевле в Бутово или окрестных районах, чем на престижной «Юго-Западной» или в Беляево. И эта явственно чужеродная группа воспринимается с подозрением, как и любые «пришельцы».

С другой стороны, в Бутово и Щербинке много бюджетного муниципального жилья, которое получали в том числе и представители неблагополучных  слоев. Часто эти люди склонны самоутверждаться за счет «чужих» (в том числе и визуально «чужих») с помощью кулаков. Тем более что латентный расизм существовал в обыденном сознании всегда.

В сочетании этих двух факторов мне кажется и находится объяснение, что очаг нападений на темнокожих оказался именно там. Впрочем, все мои выводы - лишь предварительные, так как мы знаем ничтожно мало о нападениях, в том числе и по районам: отнюдь не исключено, что на темнокожих также систематически нападают и в каких-то других местах. По очень приблизительным данным сайта africana.ru, темнокожие являются в Москве  «социальной городской группой, насчитывающей более 10 тыс. человек». Группа эта очень неоднородна, слабо организованна и воспринимается как единое сообщество только со стороны. Эти люди  не сформировали общие механизмы самозащиты, и большинство расистских нападений по всей Москве просто остаются неизвестными».